Великие русские художники... Александр Беггров

Владлен Кешишев: литературный дневник

Картина: "Фрегат "Меркурий".


Александр Карлович Беггров (нем. Alexander Beggrow; 17 профиль удален декабря 1841, Санкт-Петербург — 14 Dj Dmitry апреля 1914, Гатчина, Санкт-Петербургская губерния) — русский живописец — маринист, акварелист, академик и почётный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.
Александр Беггров родился в семье петербургского акварелиста и литографа Карла Иоахима Беггрова, академика Императорской Академии художеств.
C 1853 по 1863 год учился в городе Санкт-Петербурге в Николаевском инженерном и Морском инженерно-артиллерийском училищах.
По окончании училища в 1863 году в чине прапорщика Корпуса инженер-механиков поступил на службу на Императорский Балтийский флот. Ходил в плаванье на фрегатах «Ослябя» и «Александр Невский». Вплоть до 1870 года заведовал чертежной мастерской в Адмиралтействе.
Став свидетелем кораблекрушения винтового фрегата «Александр Невский», Беггров знакомится со своим будущим наставником, художником главного морского штаба А. П. Боголюбовым, которому были заказаны две картины, изображавшие гибель фрегата.
Будучи офицером винтового фрегата «Светлана» сопровождал Великого князя Алексея Александровича в кругосветном плавании в 1871—1872 годах.
С 1870 по 1873 год в качестве вольнослушателя (своекоштного) обучается в Императорской Академии художеств в пейзажном классе профессора М. К. Клодта.
В 1873 году за картины «Вид города Канеа в Кандии», «Императорская яхта „Держава“» и «Пароход „Великий князь Константин“» Александр Беггров был награждён Малой серебряной медалью Императорской Академии художеств.
В 1874 году Беггров выходит в отставку и уезжает в Париж, где продолжает образование у французского художника Леона Бонна и А. П. Боголюбова, уехавшего во Францию в 1873 году. Во Франции его излюбленными мотивами были виды прибрежных районов — Трепора, Гавра, Конкарпо. Море надолго захватывает воображение художника, утверждается в качестве главной темы творчества. Правда, в своих ранних произведениях ни еще не вполне самостоятелен. В это время Беггров находится под влиянием популярного французского мариниста Э. Изабе. Во Франции Беггров знакомится с группой русских художников-передвижников (в том числе с И. Е. Репиным, К. А. Савицким и т. д.)
В 1875 году, в связи со смертью отца, возвращается в Россию. В 1879 году на фрегате «Светлана» совершает плавание вокруг Европы из Кронштадта в Грецию. После путешествия около двух лет живёт и работает во Франции.
С 1874 года Александр Беггров участвует в выставках Товарищества передвижных художественных выставок и в 1876 году становится полноправным членом Товарищества.
В 1878 году А. К. Беггров назначается художником Морского министерства и остаётся в этой должности до конца жизни.
Экспонент Всемирных выставок в Вене (1873) и Париже (1878, 1900), за картину «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» удостоен в 1878 году высшей награды на Всемирной выставке в Париже.
В 1885 году художник стал одним из учредителей Общества русских акварелистов. В 1899 году А. К. Беггров удостаивается звания академика Императорской Академии художеств, а в 1912 году Совет академии присваивает художнику звание почётного члена Императорской Академии художеств.
В 1892 году поселился в Гатчине, где построил дом и разбил небольшой сад. После смерти жены в 1903 году, снимал квартиру на Соборной улице. С 1906 года безвыездно живёт в Гатчине. Последние полтора года жизни из-за тяжелой болезни был вынужден оставить занятия живописью. В 1912 году пожертвовал Императорской Академии художеств 63900 рублей для помощи «бедным художникам, их вдовам и сиротам».
В ночь с 14 на 15 апреля 1914 года Александр Беггров, измученный неизлечимой болезнью, покончил с собой выстрелом в сердце. Похоронен 17 апреля 1914 года в лютеранской части Гатчинского городского кладбища рядом с женой Люсией Беггровой.


Френк Брэнгвин... Забытые имена
Алексей Гончаров2
Офорт: "Пильщики на корабельной верфи".



Фрэнк Уильям Брэнгвин (англ. Frank William Brangwyn; 12 мая 1867, Брюгге — 11 июня 1956, Дитчлинг, Западный Суссекс) — британский художник, колорист и дизайнер.


Фрэнк Брэнгвин обладал универсализмом поистине ренессансного масштаба: он обращался к станковой и монументальной живописи, к технике масляной краски, к темпере и акварели, к офорту и мозаике. Он работал как дизайнер: по его эскизам создавались мебель, ткани, ковры, витражи, изделия из стекла и керамики.
Брэнгвин не получил профессионального художественного образования, однако природный дар рисовальщика и упорство позволили ему достичь необычайно высокого уровня.
Френк Брэнгвин - уроженец Бельгии. Его отец, архитектор, содержал в Брюгге
мастерскую по реставрации ковров и вышивок. Ребёнка окружала атмосфера ста-
минных вещей и восточной экзотики.
Когда Брэнгвину было восемь лет, семья переехала в Лондон. Здесь он учился
в художественном училище при Южном Кенсингтонском музее, а затем в течение
трёх лет работал в мастерской Уильяма Морриса, много сделавшего в своё вре-
мя для развития декоративного искусства.
Однако молодость и жажда новых впечатлений естественно приводят его к мысли
о путешествиях. На шхуне "Лора Энн" он сначала огибает Англию, а затем от-
правляется в страны Востока.
После его первой выставки в Королевской Академии в 1885 году за Бренгвином установилась репутация художника энергичного темперамента, пишущего морские пейзажи и восточные сцены.
Впечатления Востока и художественная атмосфера детства определили колорит его живописи - яркий, сочный, пылающий всеми красками восточной палитры.
Картины принесли художнику известность в Англии и на континенте, однако его индивидуальность лучше всего выражена в графике, и в частности в офорте. Именно графика выдвинула его в первые ряды художников начала века.
На протяжении XIX столетия офорт пользовался большой популярностью в Англии.
Эскизная лёгкость рисунка, возможность световых эффектов, богатство градаций
при переходе от чёрного к белому побуждали многих живописцев обращаться к
этой технике.
Как правило, офорты представляли собой небольшие изысканные листы, тщательно
хранившиеся папках коллекционеров. Офорт был искусством камерным, предназна-
чёрным небольшому количеству знатоков и любителей.
Брэнгвин наделил офорт качествами монументального искусства. Он видел его на стене дома, он предлагал его массовому зрителю. Одним из первых Брэнгвин стал
пользоваться тоновым пятном и дополнительным нанесением краски на доску,
расширив, таким образом, технические возможности офорта.
В его графике чувствуется темперамент живописца, влюбленного в игру света и
тени, в вибрации воздуха, обобщающего предметы. Брэнгвин занимался офортом с
1900 по 1926 год. За это время он создал более трёхсот произведений.
Во время Первой мировой войны Брэнгвин создал более 80 плакатов на военную тематику, в 1925—1926 годах занимал пост президента Королевского общества художников Бирмингема.
Его привлекает мир цивилизации, сложные структуры лесов и металлических
сооружений, огромные подъёмные краны. Его интересуют мотивы, где объединена
жизнь старого и современного города, как в офорте "Церковь Санта Мария делла
Салюте", где здание церкви расчерчено сложным переплетением лебедок, якорей
и мачт корабля на переднем плане. В 1906 году этот офорт был показан на между
народной выставке в Милане, где он получил золотую медаль, а его автор - миро-
вую славу гравера.
Успехи Брэнгвина привлекли внимание франко-германского издателя и арт-дилера Зигфрида Бинга, сыгравшего ключевую роль в формировании и распространении стиля модерн. По заказу Бинга Брэнгвин принял участие в оформлении помещения для его легендарной галереи Maison de l'Art Nouveau. Интерьеры и мебель для галереи проектировал архитектор Анри ван де Вельде. Предметы из стекла были созданы в мастерских Эмиля Галле и Луиса Тиффани. Для галереи Бинга Фрэнк Брэнгвин исполнил две созвучные новому стилю настенные росписи — «Музыка» и «Танец». Шесть витражей, выполненных по его эскизам, изготавливаются затем у Тиффани. Навыки работы с декоративно-прикладным искусством, полученные у Уильяма Морриса, Брэнгвин использовал также в дизайне ковров, тканей, посуды и мебели. Брэнгвин никогда не работал с керамикой самостоятельно, однако создавал эскизы для таких компаний, как Royal Doulton.
Хорошо знающий жизнь простого народа, Брэнгвин выделяет в своём творчестве
тему человека-труженика и заставляет звучать её монументально.
Выразительные фигуры пекарей, пильщиков сделаны с натуры, полны свежести и
живого ощущения труда("Пильщики на корабельной верфи"*).
Блестящая техника офорта, мощь рисунка, богатая игра разнообразных оттенков чёрного, смелые контрасты и свободное экспериментирования увлекли по следам
Брэнгвина многих молодых художников начала века.
Брэнгвин - художник необычайно широкого диапазона и неистощимой энергии. Он
оставил около 12000 самых различных произведений искусства. Его монументальная живопись находится сейчас о многих зданиях Лондона. Он писал станковые картины и акварели, создавал витражи и керамику, конструировал мебель, работал во
многих техниках графики.
В 1925 году Брэнгвин подарил Музею изящных искусств в Москве триста графических работ - офортов, литографий, гравюр на дереве - дар восхищения перед русским искусством.



Другие статьи в литературном дневнике: