Исторические Сражения

Владлен Кешишев: литературный дневник

11 апреля 1822 года, пытаясь подавить борьбу греков за независимость, турки устроили карательную акцию, вошедшую в историю как хиосская резня. На греческий остров с населением в 120 тысяч человек напали практически все вооруженные силы империи. Убивали всех лиц мужского пола старше 12 лет, женщин после 40 и детей до 3 лет. Всего погибло 25000 человек. Еще 45000 захватили и продали в рабство. Примерно 23000 удалось бежать с острова. Ну а тех, кто еще остались на острове, насильно обратили в ислам. Надо сказать, что прежде процветающий регион, игравший значительную роль в экономике страны, пришел в упадок – даже сегодня численность островного населения не восстановилась до прежних показателей и составляет немногим более 50000 человек.


Естественно, что на подобную жестокость среагировал весь мир. Но больше всего сами греки. Турки старались запугать противников, но достигли совершенно противоположной цели – борцы за независимость Греции только ожесточились и укрепились в мысли вести борьбу до конца. Началась подпольная война, которая стоила туркам большой крови.


Картина 1824 года "Хиосская резня". Художник: Eug;ne Delacroix
Картина 1824 года "Хиосская резня". Художник: Eug;ne Delacroix
В ночь с 18 на 19 июля 1822 года турецкий флот стоял у острова Псара. Как и положено правоверным мусульманам, турки праздновали Рамадан и слабо реагировали на внешние раздражители. В это время к турецкому флагману (84 пушки) подошло два греческих брига, превращенных в брандеры – их набили порохом и другими горючими материалами. Небольшой греческий экипаж поджег бриги и сцепил их снасти с турецкими. В результате флагман взлетел на воздух. И турки недосчитались примерно 2000 человек. В том числе самого адмирала со штабом. Охваченные ужасом, турки поспешили укрыться в Дарданеллах.


Греческие храбрецы отошли на лодках. Турки, растерявшиеся в момент нападения, даже не думали их преследовать. Наоборот! Хотя и на этот случай греческие моряки предприняли серьезные меры – на шлюпках имелись бочки с порохом, которые планировалось взорвать вместе с собой в случае угрозы пленения. Командовал храбрецами Константин Канарис. Тогда еще капитан.


Незаконченная картина Айвазовского, посвященная героическому поступку Канариса в 1822 году. Художник: Иван Айвазовский
Незаконченная картина Айвазовского, посвященная героическому поступку Канариса в 1822 году. Художник: Иван Айвазовский
Канарис родился в 1790 году на том самом острове Псаре. Особо утонченного образования ему не досталось, и роль университетов сыграло море. Еще до начала войны за независимость Греции Канарис командовал небольшим торговым судном. А как только в 1821 году началась борьба против Турции, молодой капитан торгового флота перешел во флот военный под начало адмирала Миаулиса.


Любой современный военный флот имеет в своем составе подразделения, ориентированные на диверсии. Считается, что профессионалов в этом деле нужно готовить долго и тщательно. Во времена же Канариса подобные действия осуществляли добровольцы из числа обычных моряков. То есть диверсии расценивались как некие разовые акции, производимые храбрецами. Константин сделал военно-морскую диверсию своей профессией.


Молодой Канарис - литография от Адама Фриделя, участника той войны (Adam de Friedel)
Молодой Канарис - литография от Адама Фриделя, участника той войны (Adam de Friedel)
В ноябре того же года у острова Тенедос Канарис повторил атаку двух брандеров. Причем операция была подготовлена очень тщательно. И если нападение у его родного острова удалось благодаря тому, что он сблизился с неприятелем под австрийским флагом, то теперь турки всегда были настороже и никого не подпускали к своим кораблям – вне зависимости от принадлежности вымпела. Поэтому греки устроили масштабное представление.


Команду на брандерах одели в турецкие одежды и замаскировали их под транспорты. Затем выделили два брига для имитации преследования "купцов" – те даже устроили показушный обстрел. Османы купились на уловку и отогнали бриги, позволив брандерам встать на якорную стоянку рядом со своими кораблями.


Канарис на фоне объятых огнем турецких кораблей. Художник: Peter von Hess
Канарис на фоне объятых огнем турецких кораблей. Художник: Peter von Hess
Ночью команда Канариса тихо снялась с якорей и подошла к самому крупному судну – им оказался корабль вице-адмирала Ибрагима. Но изначально Константин Канарис не учел течения, и чуть было не промазал по мишени. И спас положение благодаря энергичному маневру. Чем себя и выдал – атака завершилась уже под обстрелом. Что не помешало успеху – корабль капудан-бея загорелся и через 10 минут взорвался, прихватив за собой почти весь экипаж – немногим меньше 800 человек. Второй брандер совершил ту же ошибку (не учел течения), что и первый. Но командир не смог его скорректировать, и поэтому атака успехом не завершилась.


Капудан-бей Ибрагим запаниковал и отдал приказ сниматься с якорей, чтобы укрыться в Дарданеллах. Это невзирая на непогоду. В результате у острова Мавриес несколько кораблей село на мель, а один корвет и вовсе перевернулся. Султан оценил действия своих моряков по достоинству и, как только Ибрагим появился при дворе, укоротил того на голову. Греки же, отступавшие на шлюпках (и преследуемые шлюпками турок), через несколько дней были подобраны своими кораблями.


Фото героя в пожилом возрасте. Из Национального исторического музея Греции (nhmuseum.gr)
Фото героя в пожилом возрасте. Из Национального исторического музея Греции (nhmuseum.gr)
В августе 1824 года, в сражении у острова Самос, Константин Канарис практически в одиночку в третьем столкновении (это сражение, по сути, разделилось на четыре равноценных эпизода) отгоняет турок (атакой одиночного брандера!), а в четвертом бою сжигает турецкий фрегат. Другие брандеры греков жгут несколько второстепенных и транспортных кораблей. В результате чего обеспечивается победа греческой стороны


Канарис еще раз будет участвовать в подобной операции в 1825 году, но тогда неблагоприятная погода не даст ему атаковать египетский флот. Но и первых трех эпизодов окажется более чем достаточно, чтобы стать национальным героем и войти в истории. Капитан продолжит службу, станет адмиралом, затем морским министром и даже премьер-министром. Примкнет к революционному движению и умрет в 1877 году во время русско-турецкой войны на посту – он второй раз за карьеру возглавит кабинет министров.



Другие статьи в литературном дневнике: