***http://www.stihi.ru/2010/07/16/5905 В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак... В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны "петься", т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове: Стихи отличаются от прозы формой записи строк друг под другом, "столбиком" (исключение – А4, рифмованная проза). СТИХ – каждая отдельная строка стихотворенья. Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее.
Стихи состоят из слов, а слова – из ударных ( ! ) и безударных ( = ) слогов. Стихотворная СТОПА или ТАКТ – чередование слогов по схеме.
ХОРЕЙ ( ! = ) /нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/ ЯМБ ( = ! ) /трубА/ зовЁт/ идИ/ в похОд/
ДАКТИЛЬ ( ! = = ) /дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/ АМФИБРАХИЙ ( = ! = ) /гляжУ, под/нимАет/ся мЕдлен/но в гОру/ АНАПЕСТ ( = = ! ) /по горАм/ по долАм/ шум и гАм/
ПЕОН 1 ( ! = = = ) /скАзочная/ прАздничная/ Юная вес/на ПЕОН 2 ( = ! = = ) /красАвица/ нарОдная/ ПЕОН 3 ( = = ! = ) /отворИте/ мне темнИцу/ ПЕОН 4 ( = = = ! ) /переживЁм/ ещё денЁк/
Всем известны стихи Кольцова: "Не шуми ты, рожь, спелым колосом, В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ): /Не шумИ ты, рожь, // спелым кОлосом /
Дохмий 1 / ! = = = = // ! = = = = /: Белые цветы высушенные... Дохмий 2 / = ! = = = // = ! = = = /: Желтеет трава некошеная, Дохмий 3 / = = ! = = // = = ! = = /: Приходи ко мне ты с гитарою, Дохмий 4 / = = = ! = // = = = ! = /: "Мирандолина! Мирандолетта!" Дохмий 5 / = = = = ! // = = = = ! /: Снег летит опять, липнет на стекло.
РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога. Несколько стихов, объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе. а) МУЖСКАЯ рифма (м) – ударение на последнем слоге: б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге: в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге: г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й и т.д. слог от конца:
1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ, 2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними:(дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА). 3) НЕЛЬЗЯ рифмовать "любВИ – дНИ, нужНА – судьБА", потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные. 4) Рифмуются ударные гласные: И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн); 5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн). 6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД). 7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ). До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа "шелест – холост". Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: "на запад – глаза под", "идти там – петитом". Многие приёмы его рифмовки привились: "ужЕ – сюжЕТ", "с концА – дворцАМ". Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть и услышать, как она звучит. Стихотворные размеры различаются анакрузой и клаузулой. КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха. в хорее и дактиле анакруза равна нулю: ( ! = ), ( ! = = ); На сколько велико значение анакрузы и клаузулы? /нАша// ТАня// грОмко// плАчет/ (хорей) (ж) Уберём в последнем такте безударный слог (=). Получим: * Ямб: /= ! //= !//= !//= !/ Переделаем "Таню". Добавим в начале безударный слог и уберём в конце – получим из хорея ямб: Добавим безударный слог в последнем такте и получим: * Дактиль: /!= =//!= =//!= =//!= =/ Мы его сделаем из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта. Уберём в конце строки один безударный слог: Уберём два безударных слога: * Анапест: /= = !//= = !//= = !/ Анапест сделаем из ямба, добавляя впереди безударный слог. Получаем: Добавим в конце строки безударный слог: * Амфибрахий: /= ! =//= ! =//= ! =//= ! =/ Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта, или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта. /а нАша// ТанЮша// рыдАет// и плАчет/ (амфибрахий) (ж) Уберём последний безударный слог и получим: Вот такой фокус!
КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая, короче остальных на один или два безударных слога: ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги, лишние по сравнению с остальными, наращенные.
Если в каком-либо такте строки (не в рифме!) появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка. Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль...) нужно выдерживать до конца стихотворения. ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров. Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем... Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером. Главное – выбранный поэтом ритмический рисунок, каким бы сложным он ни был, должен повторяться во всём тексте (как рисунок на обоях). Если всё написано без ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся. Пример 1. Я сегодня до зари встану, /Я сегодня// до зари// встану/ – пеон 3 + анапест + хорей Пример 2. Гендекасиллаб: http://www.stihi.ru/2013/04/27/2799 СОВЕТ: нарисуйте схему своего стиха и сверяйте с ней количество слогов. /раз/-бей/-те/ по / сло/-гам/, Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно это слово, а оно не лезет… Ничего, запишите свою мысль поэтической прозой, чтобы не забыть, и отложите. Переберите все буквы алфавита
СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой. ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула – АбАб: ОХВАТНАЯ формула – аББа: СМЕЖНАЯ формула – аББавв: На сочетании женских и мужских стихов построено большинство стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и мужских рифм: ДВУСТИШИЯ ААббССдд… – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка): ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ… ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб: ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи, а нечётные общей рифмы не имеют: ВЕРЛИБР (белые стихи) – нерифмованные, свободные от размера: СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД (есть различные варианты). ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте. ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ СТИХА — условный термин, установившийся за такими строфическими формами, как сонет, рондо, копла, секстина... и пр. (см. раздел "Стихи твёрдых форм") Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным... Об этом напишу дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами, прочувствованными на своей шкуре: 1) "Не растекаться мыслию по древу", уметь вовремя остановиться. Это самое трудное – резать "по-живому", сокращать... Творческих вам успехов! Продолжение. Часть 2: http://www.stihi.ru/2014/06/06/1101 .
© Copyright: Наталья Ильина 3, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|