Георг Фридрих Гендель

Скаредов Алексей: литературный дневник

Это тот случай, когда говорить о музыке - всё равно, что танцевать об архитектуре. Музыка Георга Фридриха говорит сама за себя, да ещё как красноречиво! Поэтому немного поговорим о самом композиторе:

Георг Фридрих Гендель - ровесник Баха. Они оба родились в 1685 году, но их судьба сложилась кардинально противоположным образом. Гендель стал мировой звездой и любимцем королей, а Бах умер в статусе городского кантора.

Гендель - и немецкий, и английский композитор одновременно, поскольку родился и провел свою юность в Германии, но большую часть жизни прожил в Лондоне. В возрасте 41 года поменял немецкое гражданство на английское.

Георг Фридрих Гендель - легенда английской классики.

Каждый год в его честь устраиваются грандиозные музыкальные фестивали.

Гендель - мастер массовых жанров, обращённых к широкой публике. Он обладал даром писать просто, ярко, понятно и духоподъёмно. Он первый придумал музыкальные шоу на открытом воздухе с трубами, салютами и фейерверками. Марш - его коронный жанр. Вот этой музыкой он покорил англичан, впервые приехав в Лондон в 26 лет:

Отцу Генделя было 63 года на момент рождения сына. Он был категорически против музыкальных интересов мальчика и хотел видеть его юристом. Но Гендель был таким одарённым и сообразительным ребёнком, что с четырёх лет сам стал осваивать клавесин и благодаря своим ярким способностям добился того, что отец нанял ему лучшего учителя музыки.

По тем временам Гендель был довольно образованный человек: он закончил полный гимназический курс и, выполняя волю отца, один год отучился юриспруденции в университете. Параллельно он с невероятной стремительностью освоил искусство композиции, игру на клавесине, органе, скрипке и гобое. На это ему понадобилось три года занятий с местным органистом, и к 11 годам он был уже законченным композитором и виртуозом. О его игре на органе и клавесине ходили легенды.

Гендель был человеком сильной воли, яркого обаяния и точного расчёта. Он много и успешно работал в разных странах, заводил полезные знакомства, делал ставки на высоких покровителей. В его натуре было что-то такое, что заставляло его работодателей-аристократов относиться к нему не как к слуге, а как к другу и гостю.

В итоге в 27 лет он оказался при Английском дворе, очаровал королеву Анну музыкой в её честь, и тут же получил солидную пожизненную пенсию в 200 фунтов. Он писал сочинения для всех похорон, коронаций и других торжеств, и занимался музыкой с наследником престола Георгом III и принцессой Анной.

Гендель написал 42 оперы, но они принесли ему только финансовые убытки и довели до тяжёлого инсульта. Только после пятидесяти он, наконец, оставил оперный жанр и стал писать хоровые произведения - оратории, которые принесли ему общенародную любовь. Главным его триумфом в этом жанре стал "Мессия". В благодарность Богу Гендель все доходы от исполнения этой оратории всегда отдавал на благотворительность.

Ни один композитор эпохи барокко не был так вознесён при жизни, как Гендель. Он был официально признан "великим", очень высоко оплачивался, имел возможность прочитать свою опубликованную биографию и созерцать в городском парке Лондона памятник себе самому.

Гендель был очень полным, серьёзным, немногословным, грубоватым и замкнутым человеком. Он так и не освоил английский язык, и вставлял в свою речь немецкие и французские слова.

Помимо музыки у него было три страсти: живопись, экзотические цветы и еда. В его коллекции картин было несколько работ Рафаэля, и он держал оранжерею. Что касается еды, то он не был гурманом, как Россини, он просто очень много ел. Тройной обед, который он заказывал в ресторанах для себя одного, был для него нормой.

Про его личную жизнь известно совсем немного, потому что он избегал публичности. Гендель не был женат, но дважды делал в молодости предложения девушкам, на которые получил отказ.

При том, что Гендель был состоятельным человеком, он вёл скромный образ жизни, не имел недвижимости и прожил почти 40 лет в небольшом съёмном доме.

Он терпеть не мог всяческих почестей и титулов, избегал наград и знаков отличия и отказался от титула "сэра".

Последние годы жизни Гендель провёл в полной тьме - он ослеп после неудачной операции. Eго надгробный памятник в Вестминстерском аббатстве был оплачен из личных средств композитора в соответствии с завещанием.


(Источник - Яндекс-Дзен, культшпаргалка)



Другие статьи в литературном дневнике: