Роща Хетага

Скаредов Алексей: литературный дневник

Как рассказывают старики, а им эту историю поведали деды, а им их деды, давным-давно жил на свете один кабардинский князь. Было у него много достойных сыновей и прочих родственников. И все почитали семью и единого Аллаха. Но один из сыновей отказался от ислама и принял христианство. За такое отступничество от веры отцов, Хетаг должен был быть убит, поэтому вынужден был бежать в соседнюю Осетию. К несчастью, подданные отца узнали о планах Хетага и отправили за ним погоню.

Сильные кони быстро домчали преследователей до равнины, по которой в это время бежал мужчина. Но открытое пространство не давало возможности спрятаться и спастись.

Внезапно с небес донесся глас, который призывал юношу укрыться в лесу. Огляделся Хетаг по сторонам и понял, что добраться до укрытия он не успеет. Взмолился тогда беглец и попросил у Бога, чтобы лес сомкнулся вокруг него. В ту же минуту молодого человека окружили огромные деревья, в которых погоня заблудилась и вынуждена была повернуть обратно. Юноша провел в лесу примерно год, а затем, когда «любящие» родственники забыли про него, отправился в расположенное неподалеку селение Нар, где стал прародителем известного в Осетии клана Хетагуровых.

Другая легенда повествует о том, что Хетаг бежал не один, а со своей невестой, которая из-за любви была готова уйти из своей семьи.

Те же легенды утверждают, что в лес спускался сам Георгий Победоносец. Вообще, христианство у осетин тесно связано с героями народного эпоса. Поэтому покровитель воинов и путников часто предстает в образе Уастырджи, главного героя древних сказаний.


Описаниe

Сегодня небольшой кусочек леса признан священным местом, однако не обладает официальным статусом памятника природы или культуры.

Иногда рощу называют Круглой, ее общая площадь составляет 13 гектаров.

Невероятно, но на одном из склонов гор, окружающих долину видна «проплешина», по форме почти полностью совпадающая с рощей. Создается впечатление, будто деревья действительно были перенесены на равнину могучей рукой великого садовника.

Зеленые насаждения здесь выше и ветвистее, чем их собратья поблизости. Возможно, деревья обязаны такому росту запрету на вынос чего бы то ни было из леса. Здесь нельзя ломать ветви, брать с собой в качестве сувениров веточки и кору. Единственное, что могут сделать осетины, приезжающие сюда на праздник, это убрать поваленные ветви и деревья, мешающие проходу, но и их относят в специально отведенное место. Запрет касается также разжигания огня и кровопролития. Зато ленточки на деревья никто вешать не запрещает, поэтому древний лесной массив в праздники становится ярким и нарядным местом.

Для более действенного поддержания молитв по всей территории рощи расставлены урны для пожертвований.

Восточную сторону леса украшает молитвенный дом – кувандон, куда представительницы прекрасной половины человечества могут заходить только по праздникам. Вообще, раньше и в рощу могли входить только наиболее достойные представители осетинского народа, чтобы попросить богатого урожая и мира. Сегодня это правило не действует, вход в лес совершенно свободен


Праздник Хетага

Еще в начале ХХ века женщины не могли заходить в священную рощу, но во время Великой Отечественной войны этот запрет сам собой снялся. Считается, что молитвы, принесенные в этом месте, гораздо быстрее доходят до адресата. Поэтому сюда шли матери и жены солдат, защищающих нашу общую Родину от фашистов.

Сегодня роща полностью открыта для посещения, так что любой человек может прийти сюда. Но больше всего посетителей видят реликтовые деревья во второе воскресенье июля, на празднике Хетага. Этот день одинаково чтится жителями обеих Осетий. Кроме них, посетить рощу могут и мусульмане. Никакого запрета на пол, возраст, религию не существует.

Каждое село и город здесь имеет свое собственное место для празднования. Иногда это место оборудовано небольшим домом или навесом, а иногда представляет собой просто большой стол, на который выставляются знаменитые осетинские пироги. Непременно 3 штуки. Желательно, чтобы к началу празднования они были теплыми.

Ведь пироги пекутся с самыми лучшими намерениями, а в теплом месте они сохраняются дольше и имеют большую силу. К пирогам подается специальное пиво. Оно не очень похоже на традиционный хмельной напиток и больше напоминает квас. Считается, что первый глоток должен сделать ребенок, впрочем, первый кусок пирога тоже отдается младшему поколению.

Завершается праздник традиционным танцем симд, который традиционно исполнялся молодыми мужчинами и представлял собой двухъярусный круговой танец около костра. Но сегодня принять участие в старинном обычае могут также девушки и женщины. Да и костра нет.

(Кавказ сегодня)




Другие статьи в литературном дневнике: