Екклесиаст - 2015

Феано
Вариации текста ЭККЛЕСИАСТ

Книга "СОЛОМОНОВО МОРЕ" включает также ритмичные переложения:
Притчи Соломона
Песнь Песни http://stihi.ru/2011/02/20/6641
Оды Соломона http://stihi.ru/2004/08/11-1100
Сказки о Соломоне
и Сказки Соломона  http://stihi.ru/avtor/ezop




ЭККЛЕСИАСТ



Великое произведение религиозно-этического плана, книга для развития души и самопознания, учебник для руководства активно-мыслящему уму на каждый день, как и притчи Соломона -  Экклесиаст - блистает загадочным светом мудрости человеческой.   Интерес читателей, исследователей и философов к книге Экклесиаст поистине велик. Осмыслению книги посвящены тома философских и духовных трудов в течение всех последующих веков со времени её появления. Уже во II веке до н.э. Книга Экклесиаста была признана священным писанием представителями разных религиозных течений.  Предполагают, что конце I века до н.э. на богословском соборе в Явлии фарисеи внесли Книгу Экклесиаста в канон Библии. Апостол Павел хорошо знал эту книгу, в его время считалось благочестивым делом переписывать её и изучать. Значение этого произведения,  датируемого различными экспертами по-разному, от VI до III века до н.э., неоценимо, можно утверждать, что книга эта – бесценное сокровище культурного наследия Человечества.   Греческий термин Экклесиаст является, как утверждают исследователи, переводом оригинального еврейского названия книги Кох;лет, означающего «Проповедующий в (народном) собрании». «Проповедник» обозначает себя также как: «сын Давида, царь в Иерусалиме» (1:1; ср. 1:12); тот, кто «над Иерусалимом» (1:16; 2:7,9). Полуанонимность автора «вполне соответствовала традиционным восточным представлениям о мудрецах и их премудрости: помимо морального или житейского поучения, премудрость должна содержать и элемент загадки, побуждающей читателя к размышлениям. Многие метафорические, двусмысленные и неясные высказывания текста позволяют переписчикам, переводчикам и исследователям вносить искажения, точнее сказать, дополнения в канонический текст, соответствующие уровню индивидуального сознания. Сыном царя Давида был Соломон, отсюда возникло традиционное отождествление автора данного произведения с царём Соломоном. Однако утверждать точность такого предположения не стоит. Обозначение «сын Давида» применялось обычно по отношению к каждому потомку Давида. Поскольку Соломон был царем большого Израильского царства, можно даже сказать, империи, то титулы, встречающиеся в тексте, «царь в Иерусалиме», тот, кто «над Иерусалимом», указывают скорее на правителя Иудеи в тот период, когда она представляла собой маленькую территорию с центром в Иерусалиме. Но любые догадки остаются туманными версиями, тогда как истинная ценность произведения несомненна для любых времен.


Литература по исследованию книги Экклесиаста внушительна и большинство исследователей воспринимают текст Книги как произведения «скептического», «пессимистического» и даже «нигилистического».
Э. Г. Юнц, переводчик книги Экклесиаста, пишет так: «…Циклические процессы в природе, устойчивая размеренность законов мироздания, в которой греческие философы усматривали высшую гармонию, для Экклесиаста — лишь бессмысленное, бесцельное вращение по кругу, безысходный тупик. Ничтожность и суетность человеческого бытия он подчеркивает, настойчиво повторяя энергичное и короткое слово “хевель”, “бессмыслица, нелепость, вздор, чепуха”. Скептицизм его распространяется на все сферы человеческой деятельности.  М. Г.Селезнев во вступительной статье к переводу рассматриваемой библейской книги замечает: «Всеохватывающий пессимизм Экклезиаста, как кажется, вступает в конфликт уже не только с философией книги Притч, но и вообще с тем религиозным видением мира, которое составляет суть Ветхого Завета». Действительно, в глазах Экклесиаста всякая деятельность и добродетельный образ жизни теряют смысл и цену при условии, если:
Участь сынам человека и участь скоту —
одна (и та же) им участь:
как тому умирать, так и этим;
един дух у всех, и нет преимущества (в этом) у человека перед скотом.
Ибо все – тщета:
все уходит в место одно,
все – из праха, и все возвратится в прах (3:19–20).
Вс;, как всем: одна участь праведному и нечестивому,
благому и чистому — и нечистому,
и приносящему жертвы, и не приносящему жертвы,
как благому, так и грешному,
(как) клянущемуся всуе, (так) и боящемуся (давать) клятву.
Это зло — во всем, что делается под солнцем,
ибо участь одна для всех (9:2–3).
В рамках данной концепции подземная обитель почивших, Ше;л (о нем см. ниже), мыслится в самых мрачных тонах:
Нет ни дела, ни замысла, ни знанья, ни мудрости
в Шеоле, куда ты уходишь (9:10).
…мертвые ничего не знают (9:5).
Но даже в контексте этих действительно пессимистических размышлений, периодически выражаемых в книге Экклесиаста в той или иной форме, проблескивает луч надежды:
Кто знает, что дух (р;ах) человека возносится ввысь,
а дух скота – тот нисходит вниз, в землю? (3:21; ср.: 8:7).
Но у всех живущих есть надежда… (9:4).

А вот исследователь Тантлевский И.Р.  в статье «Оптимизм Экклесиаста» делает следующий вывод:

«Таким образом, Экклесиасту, помимо идеи о нисхождении всех духов в Шеол, ведома и концепция восхождения духа (праведного и мудрого человека; см. ниже) на небеса, к Творцу. В течение жизни Экклесиаст в своих размышлениях склоняется то к одной, то к другой концепции; в зависимости от этого меняется и тон его книги, его умонастроения и выводы о том, чему же следует человеку посвятить свою жизнь, какой образ жизни вести, что делать. И в конце сочинения, после невероятного по своей экспрессии и образности описания приближения кончины человека и его ухода «в свой вечный дом» (эл бет олам;), автор заключает свои записи, подводя итог размышлениям своей жизни, таким утверждением:
И возвратиться прах в землю, которою он был,
а дух (ха-ру/ах) возвратиться к Богу, Который его дал (12:7).»

Мне видится, что дух книги выражен достаточно ясно и ясность его в жизнеутверждающем божественном проявлении, в безусловной вере в Творца, присутствующего искрами духа в творчестве, в делах и мыслях человеческих.

 



ПРЕДИСЛОВИЕ



Он  мне  сказал: 
-  Пиши  не  то,   что  я  писал,
А   то,  что  я  желал   для   пользы  объяснить.
Всё  в  этих  притчах  -  об  уменье  мудро  жить!
Всё  в  мире  этом  -  отражение  зеркал!

Меж  нами  много  лет, три тысячи почти.
Но  современникам порою невдомёк,
Что  в  мудрых притчах вневремения намёк,
Вне лет  земных одновременны мы, учти!


Всё то, что я  тебе  доверил, это ты
Себе доверила  от слова одного.
В  тебя вневрЕмение, как солнышко  вошло,
Невероятной, сверхмгновенной красоты...


Несовременной…  мудрость  жизни  не  бывает!
Недолговечны  только  выгода  да  слава,
Богатства, власть  и  положения  устава,
А  долговечное  вовек  не  убывает...
Скажи  словами  современными  одно,
Переведя  мои  слова  на  новый  лад,
Но  сохраняя  зрелой  мудрости  уклад.
Знай,  соломоново  кольцо  тебе  дано.


Дала  мне  матушка  его,  а  я  тебе...
Дороже  золота,  ценнее  украшений,
Прекрасней  доблестных  деяний  и  свершений,
Оно сияет  днём  и ночью  при  луне...
Оно -  единые начало и  конец,
Бриллиант волшебный  на  искуснейшей  руке,
Цветок  религий о  любви, что  есть в  тебе,
Оно -  биение трепещущих  сердец.


Во  благо  жизни  мудрость  в притчах расцветает,
Поёт напевно,  словно мать,  дитя качая,
Не  для  забавы, а  для  счастья  поучая,
Она, красавица,  прельщая,  увлекает...
В  то неразгаданное  царство  красоты,
Где каждый  миг  вскипает  мысль от  одного
Неизреченного,  что  Богом  рождено,
Во благо  жизни  и  свечения  любви.




 
ЭККЛЕСИАСТ



Глава 1



Всё суета сует, из века в век сует...
Что пользы делателю от его трудов?
Куда влечёт его под солнцем ход веков...
А род уходит и приходит, словно свет!
И лишь земля стоит в веках неколебимо...
Восходит солнце и заходит, поспешая,
Чтоб вновь взойти, лучами землю украшая,
И возвратится вечер властью исполина…


Вот так и ветер:  всё кружит, кружа, кружит,
И на лету крылами тучки гонит в стаи.
И также к морю реки мчат, не уставая:
Не переполнится оно, не закипит!


Всё - маята, и рассказать уста не смеют:
Глаза глядят, но не пресытятся виденьем,
И уши тоже околдованы движеньем.
Что было - будет вновь, что сеяли, то сеют...
Нет ничего под солнцем нового вовек.
Бывало, скажут как о новом:  «Ощути!»
А уж оно бывало раньше на пути!
Но позабыл в веках об этом человек...



Я - проповедующий царь Иерусалима,
Возвысил сердце, чтобы Мудрость изучать,
Её свершения и дел Её печать.
Её значение понять необходимо.


Я изучил под солнцем мира все дела:
Всё  ловля ветра и тщета снует повсюду.
Нельзя расправить кривизну, как горб верблюду.
Нельзя исчислить, что вне меры - нет числа!


Себе промолвил так:
- Я мудрость приумножил,
И много знания на сердце мне легло.
Предам я время знанью мудрости его,
И... знанью глупости, безумья… - подытожил.
Увидел я, что то и это - всё томленье.
От многой мудрости бывает скорби много.
Но  умножающий свой ум от Слова-Бога
Поймёт великое, земное  назначенье!

 


Глава  2



Воскликнул я в душе: «Веселье испытаю!»
Себя в  беспечность окунув, его узнал.
Весь смех - безумен, а веселие, как шквал.
Вино, гулянки - всё тщета, обитель злая...


Хоть сердце мудрым оставалось, взял я глупость,
Да испытал, что лучше делать человеку
Под небесами, что назначены от веку.
Коротки дни, в которых скудость мысли, скупость…


Дела великие в своей стране свершал:
Дома я строил, и дороги, и мосты.
Плодоносящие угодья, и сады,
И виноградники янтарные сажал.


И водоёмы для красы и орошенья
Я  обустраивал, да храмы возводил,
В тенистых рощицах шатры свои разбил
Для угощения друзей и для общенья.


Рабов, наложниц приобрёл, овец, волов,
Да вдвое больше, чем все прежние цари,
Сребра и золота, певцов, певиц зари,
И танцовщиц и разудалых плясунов.


Я стал велик и даже более всех тех,
Что до меня в Иерусалиме управляли,
Богаче тех, что изумрудами пленяли.
А мудрость в сердце вопрошала: «Вот успех?»


Что ни просили очи, всё я им давал!
Да не удерживал от радости себя.
И ликовало сердце, жизни труд любя,
Ведь всё, что я имел, трудом и создавал.


Затем взглянул на все труды… Опять тщета!?
И ловля ветра... Что ж под солнцем пользы в том?
Но оглянулся и на мудрость я потом...
Да на безумие, вся глупость - су-е-та!


Что может тот, кто верно следует царю?
Лишь то, что делали и раньше на земле.
Но я увидел пользу мудрости во мгле,
Она уму и сердцу  дарит свет, зарю.


Глаза у мудрого, а глупый  слеп средь дня.
Звучанье  мудрому, а глупому всё шум.
Но участь всем одна? - вот мысль из моря дум, -
Раз  участь глупого настигнет и меня...


Зачем же был я столь премудрым - вот вопрос!
И я воскликнул:
-  Суете - печаль конца!
Не вспомнят люди ни глупца, ни мудреца,
Коль в дни грядущие забвенья рок пророс...


Как? Умирать глупцу и умному равно?
И вот скажу:
- Возненавидел люто жизнь,
Поскольку злом мне показалась эта мысль.
Вокруг тщета и ловля ветра... в решето...


И труд я тоже взненавидел, хоть трудился
Под солнцем Истины. Оставлю  человеку…
Кто знает, мудрый или глупый он от веку...
Возьмёт себе мой труд?
Но кто… обогатится?


А следом мысль ещё одна: опять тщета!
И обратился я к отчаянию, что в сердце:
За что же труд мой, где звучит младое скерцо,
Уйдёт к тому, кто не трудился? 
- Су-е-та!


Большое зло, что он достанется ему...
А что же мне за мудрый труд да за томленье,
Горенье сердца и успешное творенье?
Все дни - печаль, заботы - скорби...
По-че-му?


И даже ночью сердцу нет нигде покоя,
И это тоже всё тщета, зачем она?
Нет человеку блага, кроме  пить до дна,
Чтоб от трудов являлись радость и благое!


Однако понял вскоре, это всё от Бога.
Ведь и до дна испив, без Бога не узнать
Ни вкус вина, ни мудрость верную, как мать.
А Он даёт лишь тем, кто нынче у порога...


Кто мил Ему, а тем, кто ныне согрешает,
Дает заботу Он:  копить да собирать!
Чтоб тем, кто благ для Бога, блага отдавать.
И это... ловля ветра, но тщета... ветшает...



 
Глава  3



Всему свой час! 
Дан срок всему под небесами!
Родиться -  время, проживать и умирать.
Для насажденья - время, время - вырывать
Те насаждения пред нашими глазами...


И убивать есть время, но и исцелять.
Есть время строить, разрушать, рыдать, смеяться,
Плясать и ползать, и взлетать да изумляться,
Швырять камнями, но затем  и собирать...


И обнимать, да избегать объятий - время,
Искать есть время, и давать сему теряться,
Хранить и тратить, рвать, сшивать, молчать, ругаться,
Любить есть время, ненавидеть злое семя...


Войне есть время! Время миру...
Что же в том?
Что пользы тем, кто устремляется идти?
И понял я свою задачу на пути.
Бог наказал её решить до входа в Дом...


Все сделал Он прекрасным в свой заветный срок!
И даже Вечность Он вложил в сердца людей.
Но лишь дела, что Бог творит в потоках дней,
Непостижимы до конца...
Вот, в том урок!


Так я узнал, что блага нет для человека,
Кроме того, как пить, и есть, и делать благо!
В том - Божий дар!
И лучше дара мне не надо.
Его творения  живут на благо века!


В мельчайших зёрнышках, в озёрах и лесах
Его творения земную жизнь ведут,
В оковах времени, движением минут
Все прозревают, что же там, на небесах?


Так я узнал: что Бог творит - дано навек!
Нельзя прибавить иль отнять от божьих дел.
Господень страх Господь назначил нам в удел.

Что было - есть уже и будет - человек!


И всё исчезнувшее Бог легко отыщет.
Увидел я: вот суд людей, а в нём измена...
Вот участь праведного, здесь же тяжесть плена...
И понял я:
с обоих Бог однажды взыщет.


Для каждой вещи время есть, для всяких дел.
Бог создал мир, чтоб просветить умы людей,
Ведь не годится жить подобием зверей.
Скоту и людям жизнь и смерть, один удел?!


Как тем придется умирать, так точно этим?
Одно дыхание у всех.  Отличье в ком?
Что человек построит лучше зверя дом?

Тщеты тщета... Из праха в прах...
Кому путь светел?


Кто знает то, куда уходит дух людей?
Возможно, ввысь, а дух скота идёт к земле?
Нет блага большего, чем радость на челе.
Ведь в этом доля человеческих идей!


Иначе кто же и поймёт, что после будет?!
Иначе, кто его на землю приведёт?
Не ради этого ли дух во мне живёт
Такой великий, что и время не забудет!



 
Глава  4



Ещё увидел я творимое под солнцем
Зло, угнетение... Слезам исхода нет.
Живут в мучениях, и меркнет божий свет,
Живут без радости с затворенным оконцем...


И я прославил мёртвых больше, чем живых,
Чей скудный ум земною тяжестью пленён.
А кто не жил совсем - счастливее времён,
Что на земле прошли в столетиях былых!


Они не видели ни зла, и ни тщеты.
А я на труд весь поглядел, успех работы
Лишь человеческая зависть и заботы,
И полны горсти ловли ветра, суеты...


Ещё увидел я тщету: есть одинокий,
И никого с ним нет, ни сына и ни брата,
И нет конца трудам его, как нет заката.
Не сыты очи и богатством, пустоокий...


«И для кого тружусь, себя лишая блага?»
Вдвоем быть лучше, чем бедняге одному…
И плата есть за доброту, и потому,
Коль упадет один, в другом кипит отвага.


Вдвоём тепло, но одному-то как живётся?
И, коли враг напал, то вместе устоят,
Да непременно зло, напасти отразят.
А втрое скрученная нить не скоро рвётся!


И лучше бедный, что умён, чем глупый царь,
Такой, что глух совсем для предостереженья.
В темнице тот своей, а бедный в дни свершенья
Из темноты на  трон взойдёт, так было встарь!


Я видел всё живое движущимся! Знай,
Одно в другое обращается, и место
К другим придёт, и пусть не станет сердцу тесно.
Конца народу нет... Смотри да выбирай...


Ведь не порадуются те, что позже будут,
Коль не от  Бога занимают место это.
Тщета пустая вечно с ними вместо света…
О них-то скоро здесь, во времени, забудут.



 
Глава  5



Смотри, ступаешь как, коль в божий Дом идёшь!
Ведь лучше слушать, подступив, чем быть с глупцами,
Что зло творят, хоть и не видят это сами.
Не торопись и языком, коль Бога ждёшь.


И, перед Богом встав, со словом не спеши!
Он в небесах, а ты пока что… как во сне.
И потому, пусть будут речи в глубине,
Да очень кратки, как роса ночной тиши...


Ибо мечтанья - это множество замков,
А речь глупеет, если в ней избыток слов.

Но то, что Богу обещал, исполни срочно,
И всё  обещанное выполни же точно.


Ибо не жалуют глупцов, уж лучше ты
Не обещай, а коль обещано, исполни!
Словами мудрости уста свои наполни.
Не говори посланцу неба: «Всё тщеты».


На звук речей твоих зачем гневиться Богу?
И дело рук твоих зачем тебе губить?
От всех мечтаний тщетных слов не отвратить.
Господний страх тебе опора на дорогу!


А коль увидишь угнетение самых бедных
Иль извращение суда земного дела,
Не удивляйся до великого предела.
За каждым кто-нибудь следит, будь среди верных...


Однако… польза от земли.   Она во всём.
Царю любое поле служит.  Ну, а кто
Копить желает, - не насытится... Так что?
А то, что жадному тщета, темно и днём.


Добра чем больше, тем и больше едоков.
Владельцу прибыль-то какая? Посмотреть,
Поел кто много или мало. А владеть -
Так и не спать от драгоценных тех оков.


Есть злой недуг. Я это видел много раз:
Богатство,  данное владельцу на беду.
Непонимающий окажется в аду.
А что наследники? Да короток весь сказ…


Владелец вышел из утробы материнской
Исконно наг…  и так вернется, как пришёл.
Не сможет взять с собою то, что приобрёл.
И это тоже злой недуг, судьбы бесчинство.


Что пользы делателю от его трудов,
Коль всё на ветер, а все дни его во мгле,
И много скорби и болезней, как в петле?
Да много горестей от тяжких кандалов...


Но вот увидел я благое, что прекрасно!
И есть и пить, и видеть благо во трудах,
И сердцем радоваться творчеству в годах,
Во дни короткой жизни.
Это ли ни ясно?


Коль человеку Бог добро  даёт, богатства,
Возможность пользоваться благами рабу,
То нужно брать, благодарить свою судьбу.
То божий дар,  что бережёт от святотатства.




 
Глава   6


...продолжение в библиотеке сайта Семь Морей - книга Соломоново Море.
Презентация:
Море Соломона - http://sseas7.narod.ru/solomon.htm
и плэйкасты

Обсуждение и дополнения - в теме форума "Галактический Ковчег",
раздел Семь Морей

Электронная книга - в Библиотеке Галактического Ковчега.
Часть 1 – http://online.pubhtml5.com/ucdb/xnde/
1.1. Крылатые фразы.
1.2. Экклесиаст