Просить или не просить Булгаков и Библия

Ольга Чернорицкая
Не кажется ли вам странным, что в романе «Мастер и Маргарита» часто появляются высказывания, напрямую противоречащее Библии, например, умозаключение о том, что не следует никогда ничего просить?
Даю прямую цитату из Луки:
«И Я скажу вам: просите и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
Умозаключений, противоречащих Библии, в  романе много, но это отнюдь не значит, что Булгаков бунтует против Библии. Скорее, он бунтует вместе с Г.Шпетом и другими философами против Канта с его системой «тезис-антитезис».   Увлеченный русской философией, Булгаков решил-таки подыграть ей, приведя к абсурду антитезис Канта.

Систему Канта — «тезис-антитезис» русские православные философы не то чтобы опровергали — они ее просто не приняли. Для большинства из них любая двойственность сродни языческой. Кроме того, система Канта. Пришедшая на русскую землю — подрыв всех устоев русской православной веры, отрицание позиций русских книжников, стоящих за грамоту и отвергающих грамматику, поскольку последняя «позволяет склонять слово «Бог» по числу».
Что значило для человека веры утверждение, что рядом с тезисом всегда присутствует антитезис? Только одно: рядом с Богом всегда Сатана, праведник — самый злостный грешник, а сам Бог — это высшее совершенство и высшее несовершенство. Своим доказательством существования Бога Кант подтвердил свою причастность логике, т.е грамматике.
— Нет! - сказали наши философы. — Мы, подобно русским книжникам. Грамматике предпочитаем грамоту, а Канту — отцов церкви.
— Да! — сказали в пику мыслителям писатели-реалисты, - мы принимаем грамматику и Канта, поскольку на грешной земле система Канта работает, здесь Кант прав, а там — видно будет.
Так на страницах романов заговорила в полный голос крупнейшая европейская философская система. Так позже появился роман «Мастер и Маргарита», невероятно точно изображающий «земное»рядом с «небесным».
В художественной реальности, созданной Булгаковым, бытовые описания перемежаются с фантастическими образами, трагедия — с комедией, настоящая любовь соседствует с обманом, высокое творчество — с ложным бытием. Представители зла в конечном итоге оказываются на стороне справедливости, в то время как правосудие погрязло во лжи. Парадная литература соседствует с творчеством трущоб. Такое воплощение кантовской системы отнюдь не опровергает русскую православную философию. Мир, полученный в результате эксперимента, ложен, следовательно, и систему Канта истинной назвать нельзя. Тезис, следовательно, не равен антитезису.  Что и требовалось доказать. Голая математика. И никаких тайн.
Многие, прочитав «Мастера и Маргариту», обратились к Евангелию, увидели там это и другие противоречия с романом. И, может быть даже ввиду этих открытий отвергли Булгакова и выбросили его книгу как писание безбожника. Но это не писание безбожника - а писание абсурдиста, в  котором доказывается, что тезис не равен антитезису. Доказательство от противного. Голая математика. И никаких тайн. Мало ли каких там антитезисов герои Булгакова наговорили - слушать эти похожие на заповеди антитезисы интересно, они восхитительно-кантиантски построены, но руководствоваться ими не советую. Во имя абсурда.