А вдруг литература еще не начиналась?

Владимир Монахов
Владимир МОНАХОВ:
 «Иногда мне кажется, что литература еще даже не начиналась»

1. Каким был ваш путь в поэзию?
 Лучше всего ответить на этот вопрос стихотворением.

Мой возраст о любви заговорил,
Когда учился я в четвертом классе.
Насочинял тетрадочку стихов,
Любимой имя повторил сто раз,
Сочтя его прекрасным украшением
К другим невыразительным словам.
Собрав однажды преданных друзей,
Я посвятил их в тайнопись души –
Никто не посмеялся надо мною,
А даже восхитились смелым чувством,
Что ярко я сумел облечь в стихи.
И дерзкий второгодник Витька Лебедь
Сказал: «Для укрепления союза
Мы все влюбиться в девочку должны
И друга поддержать в столь важный час!»
Его порыв все дружно одобряли –
Клялись быть верными и сердцем, и душою,
Той девочке, в которую влюблен.
И, восхищенный, я стихи раздал,
Чтобы смогли любовными посланьями
Продемонстрировать всеобщее признание
Моей девчонке наши пацаны.

О, заблужденье молодой души!
Так свято верить в силу коллектива!
Не ведал я, что все друзья давно
Любили тайно девочку мою,
Лишь неуменье говорить стихами
Их заставляло сдержанно молчать.
И по команде Витьки объяснились
В своей любви моими же стихами.
Но были все старания напрасны –
Мечтала о другом наша любовь!

2.Как - то вы поделись, что всю жизнь пишете одно единственное стихотворение. Расскажите о нем…

Если быть точным, то я говорил о вариантах одного стихотворения.  Вот оно.«Бог создал зеркало Взглянул в него и понял, что Бога нет!» Это лирико-философская фабула, на которой строится вся моя поэзия. И не важно о чем собственно стихотворение – о Боге, бытие, мире, человечестве или любви. Возьмите любой мой напечатанный текст, примерьте его к этому образу и легко убедитесь, что я не лукавлю.

3.Можно ли поэзию сделать своей профессией, и где этому учатся?

Профессией это сделать нельзя, хотя делом жизни – можно. А учатся поэзии у самого себя, постоянно обучая себя. Хотя есть литературный вуз, литобъединения, но если сам поэт не научает себя поэзии, то этому его не научит даже Бог. Хотя по моей поэтической версии « Кто ищет в мире дар первоосновы от молодых и до преклонных лет, тот должен знать в начале было слово, что нашептал Всевышнему поэт».

4. Теоретически поэтом может стать любой человек?

Научиться сочинять стихи  да, если этому учить с первого класса. А поэта из себя нужно сотворить самостоятельно. Для этого важно не проглядеть в себе этот дар, а потом по жизни не задушить его, потому что поэтом жить не выгодно. Хотя в наше меркантильное время поэтов становится все больше.  Только в интернете на сайте «Стихи.Ру» более одиннадцати тысяч авторов, которые пишут стихи. Всеобщая грамотность и начитанность  пробуждает в людях страсть к сочинительству стихов. Мне даже кажется, что многие современные поэты сто лет тому назад могли бы стать классиками нашей литературы, потому что общий уровень стиха достаточно высок.

5.Насколько часто ваше видение смысла текстов не совпадают с читательским?

Мне трудно ответить на этот вопрос насколько часто, но случается, что читатели видят в стихах не то, что пытался донести я. Но это нормально. Для меня главное, что читатель ищет смысл, а не отмахивается, как от чего-то непонятного.

6. Вы как-то сказали: не страшно, когда в искусстве мало жизни, куда опаснее, когда в жизни мало искусства. Какие виды искусств присутствуют в вашей жизни.

Живопись. В моем доме висят несколько картин великолепного братского художника Николая Чумаченко. В минувшем году он трагически  погиб. Его картины доставляют мне подлинное эстетическое удовольствие, в них дерзкое соединение божественного с дьявольским, что всегда привлекает поэта такого мировоззрения, как у меня. Люблю слушать музыку- чаще классическую. В моей семье и жена Ирина Павловна и младшая  дочь Алина играют на пианино, поэтому живая музыка звучит у нас постоянно. Меня радует, что в Братск наконец-то пришел канал «Культура», который позволяет ежедневно наблюдать ход истории культуры. Любимые передачи «Новости культуры» и «Графоман».

7. Где сегодня можно прочитать свежие ваши стихи?

Прежде всего в сети Интернета. На сайте «Стихи.Ру» есть  моя страница, на которой зарегистрировано уже более полутора тысяч читателей, которые регулярно знакомятся с моими текстами. Сегодня никакая книга, публикации в журналах и газетах ,мне кажется, не дают такого читательского изобилия, ведь книгу или журнал можно и не прочитать. А в сети бродит народ всегда читающий и очень активный, даже пишет отзывы. Это и привлекает
 В последнее время идут публикации в журналах и коллективных сборниках, правда, не все они доходят до меня. Только из сети я узнал, что стихи публиковались в   престижном журнале «Крещатик», который выходит в Германии, московском «Футурум-АРТ».Но когда издатели не присылают авторского экземпляра это раздражает.

8. Вы пишете стихи на заказ?

Да, если этот заказчик Владимир Монахов. А других заказчиков на поэзию я не признаю.

9. В стихотворении «Будущее Бога – Нечеловек-видимка.» есть строка о русском радио. Часто ли вы его слушаете?
 
От случая к случаю. Больше предпочитаю по выходным слушать на кухне проводное радио, оно мне ближе. А современные молодежные  коротковолновые станции, с примитивными музыкой и  разговорами, пустыми приветами и поздравлениями, утомляют, поскольку за этим видится оскудение духовной жизни младого поколения, стремление жить упрощенными формами общения. И это огорчает.

10. Назовите любимых поэтов и прозаиков…

Мой любимый автор – это Владимир Монахов. Дело в том, что поэт должен всегда воспринимать  себя первым поэтом, только тогда он способен писать добротные стихи. И это не важно, что  это место уже занимают Пушкин, Маяковский, Хлебников, Цветаева…Для себя ты первый поэт, в противном случае не стоит марать бумагу. Хотя как-то написалось же: «Расшумелся поэт на пирушке, сам себе набивая цену, позабыв – на Руси после Пушкина все поэты второстепенны.»
Можно долго говорить о любимых авторах, но я назову двух…Очень сильное впечатление на меня произвела в свое время книга американского поэта Эдгара Ли Мастерса «Антология Спун-Ривера». Несколько сотен стихотворных эпитафий в начале ХХ века стали бестселлером в Америке. И сегодня эта книга читается на одном дыхании. На днях перечитывал. Из прозы я считаю сильным роман  «Рукопись найденная в Сарагосе» Яна Потоцкого. Это первый модернистский роман начала Х1Х века, до уровня которого, на мой взгляд, современные модернисты так и не доросли. Это единственный роман, который я прочитал полностью и не один раз.

11. Вы постоянно стремитесь вводить новое в свою поэзию, вы не боитесь остаться не понятым?

Главное, чтобы я сам себя понимал. А новое в поэзии –это  движение формы и содержания, поэзия всегда к этому стремится. Хотя все новое частенько бывает давно забытым старым. И нередко ловлю себя на мысли, что не успеешь что-нибудь придумать, как выясняется, что кто-то подобное уже придумывал до тебя. Но тем не менее, я живу с нескромным ощущением, что ничего еще не написано и надо постоянно обновлять литературу. Хотя время от времени меня посещает дерзкая мысль, что подлинной литературы пока еще нет. Мы только на подступах к ней.
12. Грех было бы не просить вас прочитать последние стихи.
         О-ДА СЛОВУ
Леониду Ханбекову
ЧЕЛОВЕК
БОЛЬШЕ ВСЕГО
РАБОТАЕТ СЛОВОМ
И СО СЛОВОМ.
СЛОВОМ ГОВОРИТ,
СЛОВОМ ПИШЕТ,
СЛОВОМ ДУМАЕТ,
СЛОВОМ ЧУВСТВУЕТ…
И ДАЖЕ МОЛЧИТ СЛОВОМ!

А КОГДА НАМ ПЫТАЮТСЯ
ЗАТКНУТЬ РОТ КРИКОМ –
«МЕНЬШЕ СЛОВ – БОЛЬШЕ ДЕЛА!» –
ЭТО ТОЖЕ СЛОВА, ГОСПОДА!

             Опубликовано в газете «Откровение», 2003 год.