Стихира не пристанище шедевров

Станислав Абрамов
СОДЕРЖАНИЕ
----------
1. СТИХИРА - НЕ ПРИСТАНИЩЕ ШЕДЕВРОВ.
2. ПОЭЗИЯ – АНТИЛИТЕРАТУРА
3. КАК СЛАГАЮТСЯ СТИХИ
4. ПРОДОЛЖАЮТСЯ СТИХИ
5. ПОЭЗИЯ КАК ВОРОВСТВО В САДУ.
6. МАТЕРНЫМ СТИХОТВОРЦАМ
7. БАТЮШКОВ НА ФОНЕ АНГИНЫ
8. ПОЭЗИЯ НА ГЕННОМ УРОВНЕ
9. САМОЦЕНЗУРА
10.ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ
11.ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ
12. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПОЭЗИЯ! Моя
13. НЕ ЗОВИ СЕБЯ ПОЭТОМ
14. ОТКРЫТИЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
15. ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВТОРА СТИХИРЫ
16. ТРИ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
17. ОТЛИЧИЕ СТИХОВ ОТ ПРОЗЫ
18. СТИХИ под ритмы джаза
--------------

СТИХИРА - НЕ ПРИСТАНИЩЕ ШЕДЕВРОВ

Стихира – не пристанище шедевров,
Стихирникам здесь нечего делить.
Им не подносят меценаты евро,
Ни доллары, ни даже, блин, рубли.

Написанные в космосе творенья
Не причинят ни пользы, ни вреда.
Хрен с маслом, продадите вдохновенье,
А рукопись ещё смешней продать.

Здесь нет ни конкурентов, ни клиентов,
Локтями братья не толкают в бок,
Не усыпляет плеск аплодисментов,
А рейтинг – словно фиговый листок.

Зато мелькнут в башке две пары строчек –
И ты послал подальше их в полёт…
Глядишь и Неизвестный, между прочим,
Тебе ответил.
Тоже идиот.

7.04.05
Санкт-Петербург
*****

ПОЭЗИЯ – АНТИЛИТЕРАТУРА

Литература удобряет слабо.
Поэзию не подкормить из книг.
Она растёт, как из девчонки баба,
И пахнет натурально, как мужик.

Поэзия – Вам не литература,
Ведущая создателя туда,
Где глаз не оскорбляют груды сора, –
Стихи растут, не ведая стыда.

Их причастить своим ожесточеньем,
Глаголя смачно, жизни дать отпор…
Остыть и обнажённое творенье
Цинично вытолкнуть за двери на позор.

24.06.2005
Санкт-Петербург

*****


КАК СЛАГАЮТСЯ СТИХИ
Светлане Воложаниной

Утром я глотаю мюсли,
грею руки о кофей,
и ни мысли, ни полмысли
в голове пустой моей.

Политическую бредню
репродуктор в уши льёт,
постоянный собеседник
комментирует её.

За столом никто не лишний.
Кот сидит в своем окне.
Всё нормально, и стихишник
не присутствует во мне.

Вдруг под крики изумленья
убежало молоко,-
и мое стихотворенье
начинается легко.

19.05.04
СПб

-------------------------
ПРОДОЛЖАЮТСЯ СТИХИ

Одолел вершину темы
На двадцатый тур ПРОРОК,
Тридцать раз упрямый ДЕМОН
В небеса княжну волок.

Так работали поэты,
Дилетантам не ровня!
Но ленив я и поэтому
Их пример – не для меня.

Не хочу, чтоб рифмы ради
Заболела голова.
Сами прыгают в тетради
близбегущие слова.

А потом читать я стану,
Подвывать и восклицать,
Собеседник постоянный
Всё дотерпит до конца.

Резюмирует:
– Не очень!
Только этих пара строк
Одиноких среди прочих –
Первой степени ожог.

СПб
12.02.05
---------------------------
ПОЭЗИЯ КАК ВОРОВСТВО В САДУ

…..Пил, матерился, – с детства,
…..Крал яблоки в садах.
……….Глеб Горбовский, "Самоанализ"

Мы жили рядом с санаторным садом
И лазили через его ограду
Красть яблоки, такое преступление
Казалось нам военным приключением:
Успеть перемахнуть через редут,
Пока собаки попку не порвут.

Однажды руководство нашу рать
Призвало лишний урожай собрать
И обещало честным хулиганам
Не проверять на выходе карманы.

Ура, за дело принялись всерьёз.
И в первый день на всех напал понос.
На третий день мы поняли, что скука –
Сбор фруктов. Только зернышки урюка
Глотала тонкопузая братва,
На яблоки смотрящая едва…

Оскомину запомнил я с тех пор,
На приключенья не зовет забор.
Краснеют яблочки, а я себе иду…

Поэзия – как воровство в саду.
Пока она опасности сулит,
Поэт в России больше, чем пиит.
Поэт в лихое время был обязан
Болеть в стихах гражданскою проказой,
Хоть левою, хоть правоэкстремальной,
Но только не презренною – центральной,
За что и грудь под пулю мог подставить,
Добавив 9 грамм к народной славе.

Теперь на все словесные поносы
Нет никаких запретов и вопросов.
Висят у проходящих на виду
Не стибренные яблочки в саду.

17.05.04
СПб

*****

МАТЕР(н)ЫМ СТИХОТВОРЦАМ
Горько-соленый привкус мата
Я в жизни познавал не зря.
Порою злей ректификата
Он драил горло на морях,
Где далеко до вашей суши,
Где тонут, погружаясь в ад,
Когда – спасите наши души!–
Другими текстами кричат.
И высшей доблестью мундира
Считаю я, презрев устав,
Послать подальше командира,
Когда он глубоко не прав.

Я вспоминаю, после шторма
В небесно-голубую высь
Наш боцман запустил с восторгом
Эквивалентом "зашибись"!
И тот восторг не канет в Лету,
Пока у наших моряков
Есть выраженья.
У поэтов
Должно хватать в запасе слов.
Ведь Муза – нежная богиня,
Ей наш поклон и пиетет,
А кто стихами материнит
Напропалую – не поэт.

Мне скажут:
– Это дело вкуса,
У нас эпоха перемен.
Для современного искусства
Несовременен – джентльмен.
И те же классики, которые
Вставляли сочный матерок
Для поддержанья личной формы
В строку...
– Но чаще между строк!

– Свобода нам вручает право
Плевать на твой "отсель-досель",
И мат силен...

– Но это аут!
Удар не попадает в цель.
Поэзия – игра словами
В границах.
Если их открыть,
Погаснет игровое пламя,
И – всё!
Как не было игры.
................................
А впрочем, пишущие братья,
Мы в Интернете все равны,
Где действуют одни понятья,
И правила – отменены,
Куда такое можно вклинить…
Да, Муза – баба, но богиня.
Зачем расстегивать штаны?

7.12.04
Петербург
***

БАТЮШКОВ НА ФОНЕ АНГИНЫ
…..Двухструнной балалайкой
…..Походы прозвени.
……….Константин Батюшков

Том Батюшкова скромный стоял, как на посту.
Скользя небрежным взором: "Когда тебя прочту?" –
Я думал, но ангина назначила свой срок.
Читаю Константина, забившись, как сурок
В постель с болезным жаром. Читаю день и ночь.
О Гении и Лары, о Пестуны и проч.!

Там первые биваки и НАШИХ мощный строй,
Рассвет кровавой драки, о счастье, рыцарь мой!
Там ВОИ в блеске славы, картечная метель,
Здесь меч ПОЛУЗАРЖАВЫЙ и РУХЛАЯ СКУДЕЛЬ…
С неустарелой силой слова изречены.
А в балалайке было – вот новость! – две струны.

У нас иные рейсы, не тот пошел глагол,
Где тейболом о фейсы, что мордою об стол.

Но все же Константина прошу не забывать!
Не ждите, чтоб ангина Вас бросила в кровать.
С друзьями есть причина поспорить и попить –
Читайте Константина, он в доску наш Пиит!

Вакханки пресеките стремительный полёт
И – ЭВОЭ! – кричите, когда она падёт.
А эвоэ, ребята, – по-русски, ё-моё,
Харитам и Пенатам ни в жисть не достаё.
Потом клянитесь –тише! – любить всегда, везде.
Амур все клятвы пишет СТРЕЛОЮ ПО ВОДЕ.
И в страстном упоенье на ПЕРСЯХ визави
Читайте псалмопенья классической Любви!

С Пиитом и героем пусть кто-то путь пройдёт
С поникшей головою или наоборот.
И если до кончины приметны рубежи,
Помянет Константина:
Писал он, как и жил.

14.03.05
Санкт-Петербург, Т=37,9 град
***

ПОЭЗИЯ НА ГЕННОМ УРОВНЕ

Собрались со всей планеты корифеи медицины
От инфаркта миокарда до б-анальной скарлатины.
И на этой растусовке, как они сказали, съезде,
Доложил один эмпирик: обнаружен Ген Поэзии!

То, что полагали ране мы лирическим запоем
Иль словесным недержанием, есть ни то и ни другое.
А на самом существизме, это всё материально.
Гены склонны размножаться по-простому, генитально.

Инь-геновый, янь-генозный в сочетании зачальном
Бутерброд дают порою вон из ряда гениальный.

Ген Поэзии замечен в виде малого отрога
Некой тютельки, висящей за спиною гена Бога,
Гена Веры, что достался человечеству повально,
А не только тем, кто верит, вот ведь что парадоксально.

Для здоровья и успеха абсолютно бесполезен,
Ибо дружит нежно с ленью, запьянцовский ген Поэзии.
А когда он встрепенется в пароксизме вдохновенья,
Окружающих достанет перлами стихотворений,
Будет звать невиноватых в нерентабельные дали…

Это вместо реферата по открытой феномалии.

25.04.05
Санкт-Петербург
***

САМОЦЕНЗУРА
Какое наслаждение –
на мелкие куски
Порвать стихотворений
своих черновики,

Где буйное убожество
незавершенных тем,
Лохматых мыслей множество,
а умных – не совсем.

Вон та строка – с приветом,
танцует нагишом,
Впоследствии одета,
как беловой стишок.

Теперь вести не стыдно
На подиум мамзель,
Хотя в душе обидно
За голую модель.

16.06.2005
*****

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ
…..Настанет год, России страшный год.
……….Лермонтов

Настанет год, а может быть, уже
Он где-то на последнем вираже.
И Русь, по-прежнему беды не чуя,
Сама себя одолевает всуе.

Иссякнет животворная труба,
Что нас кормила, иже развращала.
Судьба – междоусобная борьба.
Восточная граница – по Уралу.

То будет, наконец, особый путь,
Который нам позволит зачеркнуть
О всех альтернативах разговоры.

Народ стряхнет обузу чтенья книг,
Лишь в словарях останется язык
Могучий, и великий, и матёрый.

8.09.05
СПб
*****

ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ
Поэзия, друзья, – не радужные фразы,
Где эмоционально прыгают эмфазы,

Шеренгами идут метрические стопы,
Пылятся им вослед цитаточные тропы.

Поэзия, друзья, – не слаще шоколада,
Не то, что мы зовём поэмой и балладой,
Не то, что мы поём в шансоне и романсе…

Поэзия – всегда!– как прикуп в преферансе,
В котором от меня пока укрыто что-то,
Чего не знаю я, а знал бы – не работал.

17.11.05
СПб
*****

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПОЭЗИЯ! МОЯ.

Я умираю, снова восстаю,
Затем, чтоб умереть от наслажденья.
Когда я сочиняю, я в Раю
И, может быть, на грани преступленья.

В Поэзии огнём пылает лёд,
Мольба змеёй свивается с угрозой.
Поэзия – святая и не врёт,
А та, что врёт, зовётся просто Прозой.

Поэзия – в безвременье исход,
Лобзание с грядущим поколеньем.
Когда мне очень хочется стихов,
Сажусь и сам пишу стихотворенье.

Без Веры в ней ни шага не пройдёшь,
Ей отстранённость мудрая противна,
Не ценит описания ни в грош
И до последней строчки субъективна.

Прости меня, Любимая моя,
Что слишком часто отдаюсь наитью.
На небесах души – ты по краям,
Когда одна Поэзия – в зените.

Да здравствует Поэзия, друзья,
Её кульбиты и метаморфозы!
Поэзия – ведь это только я,
А остальные – сублиматы Прозы.

4.12.05
СПб
*****

НЕ ЗОВИ СЕБЯ ПОЭТОМ

Не зови себя героем,
Даже если ты герой.
Не зови себя хорошим,
Даже если не плохой.

Пусть останется, как вето,
Как запрет строжайший твой
Называть себя поэтом,
Мой стихирник дорогой.

Но когда придет кончина,
Остающимся живым
Будет веская причина

Говорить на смерть поэта:
"Да, писал стихи, но это
Мы забудем и простим!"

24.08.05
СПб

*****

ОТКРЫТИЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Когда б стихи я не писал,
Не перечитывал их снова,
Я ни за что бы не узнал,
Как изменяет поиск слова

Теченье мысли, как в былые,
Несовершенные года
Мои потайные стихии
Всплывали пошло без стыда,

Не знал бы, сколь упрямым был,
На что растрачивал свой пыл –
Ну, не смешно ли нынче разве? –

Как я наивен был душой,
И представал передо мной
Мир в молодом однообразии.

21.10.05
СПб
*****

ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВТОРА СТИХИРЫ

Ты патриот, иль дон Кихот,
Возможно, валенок, иль веник,
Но, как сэр Джонсон говорил,
Ты точно круглый идиот,
Поскольку пишешь не для денег.

18.11.05
СПб
*****
ТРИ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Я помню чудное явленье,
Под вдохновенный блеск чернил
Три правила стихосложения
Мой Гений для меня открыл.

Всего-то три, но основных, заметим:
Во-первых…
Во-вторых…
И, в-третьих!..

Проснулся я и всё забыл.

13.12.05
СПб

*****
ОТЛИЧИЕ СТИХОВ ОТ ПРОЗЫ

Стихи плохие господа
и дамы сочиняют много.
Но их прощают, слава Богу.
Плохую прозу - никогда.

Скажите, почему?

15.12.05
СПб
*****
СТИХИ ПОД РИТМЫ ДЖАЗА

…..Матвею Песегову

Итак, все кончено.
Мое стихотворенье
Сварилось, как домашнее варенье.
И даже собеседник постоянный
В нем видит лишь отдельные изъяны.

Когда испытаны все фразы нА зуб,
Мы мерим их критериями джаза.

– КУРАЖ,– один маэстро говорил,–
из собственных вытягиваем жил.
Джаз – это сокрушение рутины…

но ВКУС, подобно стойкости плотины,
обуздывает бешенство потока,
где захлебнуться можно ненароком.

Мелькает УДИВЛЕНИЕ местами:
Ужели опус выдули мы сами?
Какую увертюру и финал
Изобразил нечаянно вандал,
А этот перебой в центральной части!..

Так паузу выдерживает МАСТЕР.
Нашел себе поляну и прилег,
Задумавшись, подальше от дорог,
По коим непрерывными колоннами
Неистребимо мчатся эпигоны.

Поверь, что ты единственный на свете
И за свою ЕДИНСТВЕННОСТЬ в ответе.
Лей музыку души, но не до дна,
Не может быть исчерпана она.
И где-то там, в неведенье глубоком
Останется мерцающим НАМЕКОМ.

P.S.
Ещё добавлю я, Матвей:
Взгляни на то, что написал,
И половину строк - убей!..
Поминками о них – финал.
15.01.06

© Copyright: Станислав Абрамов, 2005
Свидетельство о публикации №1504070732