О Вишне-Пуране

Легенда о Княгине Ольге
ВИШНУ-ПУРАНА (санскр. - «Пурана о Вишну»), одна из наиболее древних и авторитетных пуран, классический образец данного жанра религиозной литературы. О ее жанровой аутентичности свидетельствует то обстоятельство, что по своему содержанию Вишну-пурана более чем любое другое пураническое произведение соответствует их тематическому канону, их различительным признакам (панчалакшана) в виде изложения пяти нормативных тем: 1) миросозидание (сарга); 2) мироразрушение (пратисарга); 3) родословные богов и мудрецов-риши (ванша); 4) космические периоды Ману, каждый из которых имел своего первочеловека (манвантары); 5) история царских династий, считающих своими родоначальниками божества солнца или луны (ваншанучарита).

Свидетельство древности памятника - практическое отсутствие в нем характерных для подавляющего большинства пуран «вкраплений» текстов иных жанров, прежде всего прославлений (махатмии) сакрализованных священных местностей и связанных с ними легенд.

Другой, косвенный аргумент в пользу сравнительной древности Вишну-пураны - отсутствие в ней свидетельств о храмовом почитании Вишну и других, более поздних форм культа.

С точки зрения мировоззренческой, памятник представляет собой сочетание народных верований с философическими учениями различных направлений индуистской мысли, прежде всего санкхьи, которые сочетаются с моделью монизма, согласно которой Божество является единственной реальностью этого мира.

Памятник является и важным историческим источником, так как содержит сведения о древнеиндийских династиях, прежде всего о династии Маурьев (4-2 вв. до н.э.), а также литературным, включая множество афоризмов т.н. гномической, дидактической поэзии.

Все эти соображения, а также упоминание в тексте династии Андхров при отсутствии упоминания последовавшей династии Гуптов (заняли престол Магадхи ок. 320) позволяют датировать текст в пределах 4-5 вв., иными словами, считать его современным Хариванше, присоединенной к Махабхарате. Вишну-пурана, состоящая в ее современном состоянии из шести книг, была первой из пуран, переведенной с санскрита на европейские языки (перевод Г.Вильсона появился уже в 1840).

Книга I открывается диалогом Парашары, внука риши Васиштхи, с его учеником Майтреей. В ответ на вопрос Майтреи о происхождении и природе мироздания Парашара рассказывает о том, что он слышал от своего деда. Начав с прославления Вишну, Парашара предлагает своему ученику стандартную версию миросозидания и мироразрушения, учения о мировых периодах, которые «обеспечиваются» здесь «смешанной космогонией» санкхьи с ее учением об эманационном развертывании мира из непроявленной первоматерии (Пракрити) и теизированной веданты, которое соответствует версиям не только XII книги Махабхараты - Мокшадхарме, но и первой главе Законов Ману.

Значительное место уделяется происхождению богов-дэвов и демонов-асуров, героям и предкам человеческого рода, но еще большее - мифам и легендам о царях и мудрецах-риши «доисторических» времен. Среди наиболее почтенных по возрасту мифов, включенных в первую книгу, - сказание о пахтанье мирового океана дэвами и асурами, которое хорошо известно из первой книги Махабхараты, но в данном случае очевидны отчетливые «конфессиональные» акцентировки: богиня благополучия Шри, блистающая красотой, восходя из мирового океана, тут же бросается в объятия к своему супругу Вишну, а сам царь богов Индра восхваляет ее как мать всех существ, как источник всего благого и прекрасного в мире и подательницу всего счастья. Шри-Лакшми прославляется как супруга Вишну, но сам Вишну выступает объектом безграничной преданности многих персонажей рассказчика Парашары. Один из них - царевич Дхрува, мучимый тем предпочтением, которое родители оказывали его брату, посвящает себя задаче превзойти и его и их; гарантом своего успеха он выбирает Вишну, безраздельно посвящая себя его почитанию, и тот не остается в долгу: Вишну превращает его в конце концов в Полярную звезду, давая возможность таким образом возвыситься над своей семьей.

Еще более выразительно преданность Вишну прославляется в легенде о бескорыстном Прахладе, сыне гордого царя демонов, который пытается отвратить его от избранного божества. Прахладу, преданнейшего бхакта, не могут заставить отвратиться от Вишну ни оружие, ни змеи с дикими слонами, ни огонь с ядом, ни проклятия его разъяренного родителя. Его бросают с балкона - он остается невредимым, топят закованного цепями в океане - но и на дне он, сбросив цепи, прославляет Вишну, а затем, в ответ на вопрос отца об источнике его сверхъестественных сил, заверяет его, что видит Вишну во всех существах, как в собственной душе, а потому ни боги, ни демоны не могут повредить ему, чье сердце очищено Вишну, знание о котором обеспечивает расположение ко всем существам.

Книга II начинается с фантастической космографии. Описываются семь материков и семь окружающих их океанов, в середине которых располагается Джамбудвипа (земная ойкумена), центр которой образует, в свою очередь, обитель богов золотая гора Меру. В Джамбудвипе располагается и страна Бхаратаварша (Индия), чьи реальные и вымышленные страны, горы и реки подробно перечисляются.

Помимо земли пураническая космография знает и два других среза вселенной по вертикали - миры нижние (подземные) и верхние (небесные). В подземном мире Патале живут наги - полулюди-полузмеи, - и их страна образует лишь верхний слой «подземной цивилизации», нижние слои которой заселены жителями адов. Небесные миры интересуют рассказчика Парашару прежде всего ради солнца, его колесницы и коней и его силы как источника дождя и защиты жизни (здесь же представлены «научные» дискуссии в связи с траекторией солнца и устройством планетарной системы).

Однако и космографические описания являются в значительной мере предлогом для мифотворчества. Наглядный пример - легенда о Бхарате, основателе «страны Бхаратов», которая, однако, включает и «теософские» мотивы. Царь Бхарата также был усердным почитателем Вишну, но однажды с ним случилась беда: во время его омовения в реке туда же подошла и беременная антилопа, у которой из-за рыка внезапно появившегося льва случился выкидыш. Бхарата взял на воспитание детеныша и настолько привязался к нему, что мысль о животном не оставляла его до конца дней, став единственным содержанием его жизни. Вследствие этой односторонности он вынужден был родиться в следующем воплощении антилопой, но тут уж взялся за ум, стал почитать в облике антилопы Вишну и за это удостоился следующего рождения в семье почтенного брахмана. Но и тут вместо того, чтобы вести себя в соответствии с рождением Бхарата, стал юродствовать, игнорируя Веды и ходя в лохмотьях, за что и получил прозвище Глупого Бхараты, которому иногда поручали даже черную работу. Однажды, когда ему поручили нести паланкин царя Сувиры, тот обнаружил, что перед ним не дурачок, но, напротив, великий мыслитель, проповедовавший учение о мировом всеединстве. Бхарата по ходу дела рассказал царю и историю сына Брахмы, риши Рибху, и его ученика Нигадхи. Когда Рибху посетил ученика и тот вопросил его, откуда он пришел и куда идет, учитель назвал эти вопросы глупыми, ибо Атман вездесущ и не может ниоткуда прийти и никуда уйти. В другой раз Рибху наставлял своего ученика через тысячу лет, когда тот стоял вдали от городской толпы, ожидающей въезда царя. Нигадха не может вначале «реализовать» истины относительно отсутствия глубинного различия между царем и тем слоном, на котором он должен въехать в город, но затем уже навсегда усвоил учение о всеединстве и начал видеть все сущее в себе самом, полностью удовлетворившись полученной картиной мира.

Книга III начинается с обсуждения Ману - прародителей человеческого рода - и мировых периодов (манвантары), возглавляемых ими (по пуранической «хронологии», каждая кальпа, равная суткам Брахмы, содержит 14 манвантар или вторичных космических циклов, каждый из которых длится 306 720 000 человеческих лет). Обсуждаются также четыре Веды и ведийские школы, перечисляются все 18 пуран (при допущении ранней датировки Вишну-пураны этот список приходится считать позднейшей интерполяцией), и предлагается список традиционных дисциплин знания.

Но далее разрабатывается нормативная тема вишнуитской бхакти: в диалоге между богом смерти Ямой и одним из его слуг выясняется, что истинным почитателем Вишну, свободным от уз смерти, может быть только чистый сердцем и добродетельный человек, тот, кто сосредоточивает свое сознание на Вишну. Это вишнуитское переосмысление дхармы дает возможность для обсуждения обязанностей представителей четырех варн и четырех ашрам, основных домашних обрядов-санскар, инициирующих переход индивида из каждого жизненного состояния в следующее, а также обычаев праведной жизни, таких, как прием гостя и т.п.

Специальный небольшой раздел, посвященный культу предков, завершает изложение «вишнуитской дхармы». Две заключительные главы третьей книги представляют индуистскую трактовку «реформаторских» религий. Джайны, именуемые дигамбарами («одетые в стороны света»), и буддисты, называемые рактамбарами («одетые в красное»), представлены как худшие среди всех злодеев. Царь Шатадхану, бывший добрым почитателем Вишну, за один только обмен несколькими фразами с одним из них (просто из вежливости) вынужден был перевоплощаться поэтапно в виде собаки, шакала, волка, коршуна, ворона и павлина, пока, наконец, благодаря благочестию своей супруги не рождается снова царем.

Книга IV посвящена происхождению Солнечной и Лунной династий индийских царей. Их длинные перечни, однако, то и дело прерываются легендами, включающими достаточно брутальные чудеса. Наиболее именитые персонажи книги - один из прародителей людей Дакша, рожденный из правого большого пальца Брахмы; дочь Ману по имени Ила, которая стала мужчиной; Икшваку (основатель Солнечной династии), появившийся на свет благодаря чиханию Ману; царь Райвата, отправившийся на небо со своей дочерью Ревати с тем, чтобы сам Брахма выбрал ей мужа; царь Юванашва, ставший беременным и родивший сына, которого Индра напоил напитком бессмертия (амрита). Разрабатываются и почтенные эпические мотивы, такие, как роман земного царя Пурураваса и небесной нимфы Урваши, история Яяти, Рамы, рождение Пандавов и Кауравов.

Завершается «генеалогическая книга» прорицаниями о прошлом: составители Вишну-пураны повествуют об исторических (в свете их историософии - «будущих») царях Магадхских династий - Шайшунагах, Нандах, Маурьях, Шунгах, Канвах, Андхрах, а также о сменивших их «варварских» правителях, окончательно разрушающих дхарму в эпоху кали-юги, конец которой может положить только Вишну в аватаре Калкина - будущего избавителя мира от неправедности.

Книга V представляет собой вполне законченное произведение, посвященное приключениям Кришны в образе резвящегося пастушка. Здесь составители Вишну-пураны практически воспроизводят сюжеты (и их последовательность) Хариванши.

В краткой книге VI вновь разрабатывается сюжет четырех сменяющих друг друга в виде дигрессии четырех мировых веков-юг и, в соответствии с прорицаниями о последнем из них, описываются различные способы разрушения вселенной, страдания существования, скорби перевоплощения, детства, юности, старости и смерти (вполне в духе буддистов, за одно общение с которыми составители текста обещали самые худшие последующие рождения), мучения в адах, несовершенство райских радостей.

Единственным благом является освобождение от сансары и скорби, и единственным средством осуществления данной цели - «узнавание» истинной природы Божества, ибо всякое иное познание иллюзорно. Это «освободительное знание» неосуществимо, в свою очередь, без помощи йоги, которая есть медитация на образ Вишну. Последняя глава книги содержит резюме всего ее содержания.

Об авторитетности Вишну-пураны в вишнуитских кругах свидетельствует тот факт, что знаменитый Рамануджа (11-12 вв.), основатель вишишта-адвайты, цитирует ее, игнорируя многие другие вишнуитские материалы, даже такие популярные, как Бхагавата-пурана. К тексту составлялись комментарии вплоть до позднего Средневековья.



КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИМЕН И ТЕРМИНОВ


Содержит основные имена и термины, приводимые в тексте ВП и предназначен помочь читателю правильно ориентироваться в тексте памятника. Подробный словарь имен, терминов и реалий древнеиндийской традиции см. Васильков, Невелева 1987.

Аватара - воплощение высшего бога (Вишну, Шивы) в системе трех миров в образах божеств, мифических героев и существ.

Агамы - здесь: трактаты, излагающие учения различных течений в индуизме.

Агни - бог огня, наряду с Индрой может выступать как предводитель тридцати богов.

агнишватты - питары-домохозяева, потомки Агни, которые не приносят

жертвы огню и не поддерживают огонь в домашнем очаге.

Ад - см. патала или нарака.

Агништома - пятидневное весеннее жертвоприношение сомы, посвященное огню.

Аджагава - лук Шивы, Пинака.

Аджаекапад - божество в образе однорогого козла, здесь - имя одного из рудр.

Адити - божественная дочь Дакши, супруга Кашьяпы, мать двенадцати адитьев.

В Пуранах - дочь Дхармы.

адитьи - двенадцать божеств, сыновей богини Адити. Айравата - ездовой

слон Индры.

Алакшми - богиня, персонифицирующая несчастье, антипод богини счастья и богатства Лакшми.

Амаравати - столица в царстве Индры. Ананта - Бесконечный, одно из основных имен Вишну.

Ангирас - один из семи великих риши, сын Брахмы. Анасуя - супруга великого мудреца Атри.

Андхака - один из великих мифических змеев; фигурирует в мифе о Прахладе.

Антака - Гибель, Смерть, Конец (всему), имя Ямы.

Арка - Солнца.

апсары - небесные девы-танцовщицы.

Атман - высший психофизический источник бытия, теистической персонификацией которого выступает высший бог, - здесь: Вишну.

Атхарваведа - см. Веды.

Асикни - супруга Дакши.

асуры - великие демоны, обитатели подземных миров, противники богов.

Атри - великий риши, один из семи сыновей Брахмы.

Ачьюта - Неколебимый, одно из основных имен Вишну.

ашвины - двое божеств, колесничие бога Солнца.

аяна - период времени, равный шести месяцам; различают северную вяну,

когда солнце движется к северу эклиптики и южную вяну, когда солнце

движется к югу эклиптики; соответственно северная аяна носит название

"день богов", а южная аяна - "ночь богов".

ашрамы - четыре стадии жизненного пути, предписываемого для праведного брахмана: 1) ученичество; 2) исполнение обязанностей домохозяина; 3) уход в леса для размышлений и самосовершенствования; 4) стадия аскетизма и полного посвящения себя служению богу.

Бали - царь асуров, известный также как Махабали (Великий Бали); внук Прахлады, правитель столицы Махабалипурам. Бали путем аскезы обрел абсолютную власть над тремя мирами. Этой власти его лишил Вишну в образе карлика-ваманы: он попросил у Бали дар, покрыл тремя шагами (и тем самым получил во владение) три группы миров: земные, надземные и подземные.

бархишады - питары-домохозяева, потомки Агни, которые тщательно поддерживают огонь в домашнем очаге и приносят жертвы огню.

Благость - см. Качества.

Брахма - один из трех великих богов индуизма (Брахма, Вишну, Шива); здесь: бог-творец внешнего мира, персонифицирует творческую функцию высшего бога.

Брахман - название высшего первоисточника бытия, особенно характерное для Упанишад; здесь: синоним Атмана.

брахманда - яйцо Брахмы, см. мировое яйцо.

брахманы - см. варны.

брахмы (новые брахмы) - одно из наименований девяти великих риши, сыновей Брахмы, в их число входят: Бхригу, Пуластья, Пулаха, Крату, Ангирас, Маричи, Дакша, Атри, Васиштха.

бхану - группа божеств, персонифицирующих солнце в его различных состояниях.

Бхригу - один из великих риши, сын Брахмы.

Брихаспати - здесь: одно из имен Брахмы; теистическая персонификация планеты Юпитер; наставник царя богов Индры.

Бхава - здесь: имя одного из рудр; также имя Шивы.

Бхагаван - здесь: одно из имен Вишну, особенно характерное для бхагаватизма.

бхакт(а) - почитатель Вишну, исповедующий учение об эмоциональной любви к богу (бхакти).

Бхаргава - потомок мудреца Бхригу (т.е. Рама, Маркандея и др.).

Бхима - имя одного из рудр; имя Шивы.

бхуты - злые духи, спутники Шивы; они блуждают по земле после смерти

тела, если не совершены предписанные обряды.

Ваджра - мифическое оружие царя богов громовержца Индры в его битвах с демонами.

Вайвасвата - здесь: Ману, правитель седьмой манвантары, которая по традиционным представлениям длится в настоящее время.

Вайшванара - всенародный, здесь - один из прославленных данавов, потомок Кашьяпы и его супруги Дану; в эпосе - эпитет бога огня Агни, часто - обозначение огня как стихии.

Вайшравана - сын мудреца Вишраваса, имя бога Куберы.

вайшьи - см. варны.

варны - четыре основных сословия древнеиндийского общества: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники), шудры (низшее сословие).

Вараха - Вепрь - одна из аватар Вишну.

Варуна - бог вод.

Варуни - богиня вина и опьянения.

валлакхальи (валлакхильи) - семьдесят тысяч мудрецов размером с большой палец; сопровождают колесницу Солнца, сыновья великого риши Крату и его супруги Кшамы.

Васава - Властитель васу, имя Индры.

Васиштха - великий риши, один из семи сыновей Брахмы.

Васу - группа из восьми божеств, персонифицирующих природные феномены (главным образом светочи: Луну, Полярную звезду, свет и первоэлементы: воду, воздух, огонь и пр.); их владыкой считается Индра-Васава.

Васудева - сын Васудевы, здесь: имя Вишну.

Васуки - великий змей; один из царей змеев-нагов; когда боги и асуры пахтали молочный океан, Васуки был использован в качестве веревки, к которой привязали мутовку - гору Мандару.

Вашаткара - восклицание "вашат"; его возглашает жрец, после чего совершается возлияние огню.

Вач - богиня речи.

Ваю - бог ветра и воздуха.

Веденье (Видья) - обозначает совокупное знание (наук, Вед и пр.), ведущее к истинному высшему Знанию, т.е. знанию Атмана; иногда (редко) выступает как синоним Знания (Джняна).

Веданги - "части Вед", название разделов древнеиндийской словесности, служащих пояснением к Ведам.

Веды - древнейшие памятники индийской словесности, представляющие собой словесно-идеологическую базу индуизма. Три основных Веды: Риг-, Яджур- и Самаведа и четвертая Атхарваведа (сборник магических заговоров).

веданта - одна из шести религиозно-философских школ (даршан) в Древней Индии; тесно связана с учениями, излагаемыми в Ведах и Упанишадах.

Ведхаса - здесь: одно из имен Брахмы.

Великий принцип творения (махат) - один из основных компонентов развертки Атмана, высшее интеллектуальное творческое начало.

Вена - царь из рода Дхрувы, отец Притху.

Виндхья - горная цепь, отграничивающая Северную Индию от полуострова Декан.

Видхатри - см. Дхатри.

Вирана - один из патриархов, отецАсикни, супруги Дакши. вишвадевы

(вишвы) - "все боги", название группы из десяти божеств.

Вишвакарман - Всесоздатель - здесь: небесный зодчий, мастер, славящийся своим искусством; сын Прабхасы (восьмого из васу) и его супруги Йогасиддхи, сестры Брихаспати и дочери патриарха Вираны.

Вишвамитра - мудрец, родившийся в сословии кшатриев и после совершения аскезы ставший брахманом.

Вишну - высший бог, теистическая персонификация Атмана; в триаде

(Вишну, Брахма, Шива) Вишну выполняет основную функцию хранителя мира

в его эволюции.

Владыка (Прадху) - Могучий, здесь: одно из имен Вишну.

Владыка Богатств - имя Куберы.

Владыка вод - имя Варуны.

Властелин (Иша) - здесь: одно из имен Вишну.

Внутренняя сущность (антахкарана) - термин индийской философской традиции, обозначающий психофизическую сущность индивида.

Вришабха - мифический бык, ездовое животное (вахана) Шивы.

Вьяса - мифический мудрец, по традиции считается составителем Вед и Пуран.

гандхарвы - небесные певцы и музыканты.

Ганга - главная из священных рек Индии.

Гаруда - сын Кашьяпы, царь птиц, ездовое животное (вахана) Вишну.

Говинда - Пастырь, здесь: имя Вишну.

Гомати - река, чаще всего идентифицируется с современной Гумти.

Господин (Пати) - здесь: одно из имен Вишну.

Господин мира - Джагатпати, здесь: одно из имен Вишну.

Губитель Мадху (Мадхусудана) - имя Вишну, убившего в поединке демона Мадху.

гуны - см. Качества.

гхритачи - небесные девы.

Дакша - один из великих риши, сын Брахмы. Из мифов, связанных с ним, наиболее распространен в Пуранах сюжет о совершении Дакшой жертвоприношения; Шива нарушил эту церемонию, т.к. не был приглашен участвовать в ней.

данавы - великие демоны-асуры, сыновья богини Дану; часто

используются-как синоним слов: дайтьи, асуры.

дайтьи - великие демоны-асуры, сыновья богини Дити.

Дану - мифическая прародительница демонов-данавов, дочь Дакши и супруга Кашьяпы.

дарбха - трава, использовавшаяся в ведийском ритуале.

Даритель (Магхаван) - здесь: имя Индры.

дваждырожденный - брахман, вторым рождением которого считался обряд посвящения.

Двапара (юга) - см. юга.

демоны-змеи - наги, ураги, махораги, разряды мифических

существ-оборотней, населяющих подземные миры.

Держатель Пинаки - имя Шивы.

Держатель раковины и палицы - имя-эпитет Вишну, содержащее перечисление двух его основных атрибутов (два другие: меч и боевой диск-чакра).

Джанардана - здесь: имя Вишну.

дживатман - телесное воплощение индивидуального начала (индивидуального Атмана).

Джахнави - одно из названий реки Ганги.

Дити - мифологическая прародительница демонов-дайтьев, дочь Дакши и супруга Кашьяпы, противопоставленная матери богов - Адити; в Пуранах - дочь Дхармы.

диск (чакра) - древнеиндийское боевое метательное оружие в виде диска

с остро заточенными краями.

Дурвасас - здесь: сын великого мудреца Атри и его супруги Анасуи.

Дух-пумс - высшее духовное начало (термин, характерный для школы йога); в тексте ВП не выступает как синоним высшего Пуруши (или Атмана).

Дханвантари - бог-врачеватель, появившийся из молочного океана.

Дхарани - супруга Рамы.

дхарма - высший залог мироздания и нравственный кодекс для любого члена общества.

Дхатри и Видхатри - здесь: сыновья Бхригу и Кхьяти; в эпосе - пара божеств, выступающая как ипостаси Брахмы.

Дхатри - Установитель, здесь: имя Брахмы (или Вишну) как установителя, творца мира; имя одного из адитьев.

Дхрува - царевич, сын царя Уттанапады, превращенный Вишну в награду за свой аскетический подвиг в Полярную звезду; теистическая персонификация Полярной звезды; наименование Полярной звезды.

Дхуморна - супруга бога Ямы.

жизненное дыхание (прана) - жизненная сущность, высший принцип жизнедеятельности, во мн. числе - различные воздушные токи внутри организма.

Заблуждение (Моха) - благодаря мировой иллюзии-майе все живые существа находятся в заблуждении относительно истинной сущности всех вещей, мира, бога.

Знание (Джняна) - высшее мистическое невербальное познание истинной, по традиционным представлениям, сущности мира (весь мир - это единый Атман-Вишну в его бесчисленных образах).

Золотой зародыш (Хираньягарбха) - здесь: имя Вишну как персонификация мира в образе мирового яйца или зародыша.

Иллюзия-майя - см. майя.

Индрани - супруга бога Индры.

Индрии - см. органы чувств.

Источник первоэлементов (бхутади) - один из компонентов развертки

Атмана, субстанция, из которой происходят пять первоэлементов.

Ишана - здесь: имя одного из рудр; также имя Шивы.

Йога - комплекс ментальных и физических действий, направленных на достижение единения индивидуального начала и Бога (Атмана).

йогин - индивидуум, ведущий образ жизни, предписанный для подвижников; аскет.

йоджана - мера длины, равная 13 - 14 км.

Калака - мать данавов Калаканджей, супруга Кашияпи, дочь Вайшванары.

Кайласа - горный хребет, часть Гималаев.

Камадудха (Камадух) - корова, "исполняющая желания" (т.е. из которой можно выдоить все, что желаешь), в небесном мире Индры.

Канду - великий риши, знаток Вед; его аскетические подвиги устрашили правителя небес Индру.

Канду - отшельник, совершавший аскезу на берегах Гомати.

Кала - теистическая персонификация времени, символизирующая векториальную направленность времени - от начала творения к его концу; время.

кала - единица времени.

Калаканджи - демоны-дайтьи, сыновья Кашьяпы и его супруги Калаки.

кальпа - период времени от творения мира до его разрушения; день Брахмы.

Капила - великий мудрец.

Каратель Паки (Пакашасана) - имя Индры.

карттика - название месяца (соответствует октябрю-ноябрю).

Картикея - имя бога войны Сканды, который считался сыном Криттик

(Плеяд), сыном Шивы и Парвати, а также сыном Агни и Ганги.

Кауштубха - мифический драгоценный камень.

Качество (гуна) - три основных психофизических аспекта первичной материи (пракрити): Благость (саттва) маркирует светлое, благое начало, Страстность (раджас, теджас) маркирует активное побудительное начало; Косность (тамас) маркирует темное, инертное начало.

каштха - единица времени.

Кешава - Волосатый, здесь: имя Вишну.

киннары - разновидность небесный певцов и музыкантов, сопровождающих Куберу.

Косность - см. Качества.

Крату - великий риши, один из семи сыновей Брахмы.

Крита (юга) - см. юга.

Криттики - созвездие Плеяд, шесть жен семи великих мудрецов, олицетворяющих звезды Большой Медведицы; считаются матерями Сканды.

Кришна - Черный, здесь: одна из основных аватар Вишну.

Кубера - бог богатств.

Кумара - "Юный", одна из ипостасей бога войны Сканды в образе прекрасного юноши; Кумара считается сыном Агни и автором некоторых ведийских гимнов.

Кухака - один из великих змеев; фигурирует в мифе о Прахладе.

куша - трава, использовавшаяся в ведийском ритуале.

кушманды - группа демонов-асуров.

Кшама - супруга великого мудреца Пулахи.

кшатрии - см. варны.

Кхьяти - супруга великого мудреца Бхригу.

Лавана - демон-ракшас, сын Мадху.

Лакшми - богиня счастья и богатства, супруга Вишну (=Шри).

Лотосоокий - одно из распространенных имен Вишну, особенно характерное для позднего вишнуизма.

лук-шарнга - см. Шарнга.

Магадха - божественный певец - панегирист, выступает в паре с Сутой.

Магхаван - Даритель, имя Индры.

Мадхава - патронимическое наименование предводителя племени ядавов по их предку - Мадху; здесь - имя Вишну.

Мадхави - имя Земли как супруги Мадхавы (Вишну).

Мадху - демон-дайтья, убитый Вишну; отсюда имя

Вишну - Мадхусудана (губитель Мадху).

Майтрея - здесь: царь-брахман, ученик и собеседник мудреца Парашары.

майя - мировая иллюзия, окутывающая разум живых существ и

препятствующая постижению ими истинной сущности мира (=Атмана).

Мандара - гора в Гималаях, не имеет четкой локализации В мифе о

пахтании молочного океана Мандара используется как мутовка.

Ману - общее название четырнадцати мифических прародителей человечества и всего живого, периоды правления каждого из которых (манвантары) наступают один за другим.

манвантара - см. Ману.

мантра - здесь: заклинание, формула, возглашаемая при обрядах.

Мариша - дочь деревьев и Сомы, супруга десяти Прачетасов.

Маричи - великий патриарх, один из мудрецов-риши, сотворенный Брахмой, глава божеств ветра марутов, отец мудреца Кашьяпы.

маруты - божества ветра и бури, спутники Индры; ведут свое

происхождение от Рудры.

марутваты - "сопровождаемые ветрами", т.е. Индры - в Пуранах - изредка

упоминаемый разряд божеств, может смешиваться с богами ветра-марутами.

Матхура - легендарная столица племени ядавов, знаменитое место

паломничества на берегу Джамны.

Махадева - здесь: имя одного из рудр; также имя Шивы.

Махешвара - Великий Правитель; здесь: Шива.

Махендра - Великий Индра, имя Индры.

махораги - см. демоны-змеи.

Медхаса - одно из имен Вишну.

Меру - мифическая гора, обитель богов; символизирует мировую ось.

мировое яйцо (брахманда) - образное изображение мира (т.е. трех миров

в системе индуизма) как яйца зародыша; синоним "Золотого зародыша" (Хираньягарбха).

млеччхи - "иноземцы", общее обозначение всех племенных, как правило, неарийских племен (в Пуранах употреблен как синоним нишады).

Мриканду - отец Маркандеи.

Мритью - персонификация смерти.

Муни - мать-прародительница апсар, супруга мудреца Кашьяпы.

мухурта - единица времени.

мухуртаджи - "порожденные Мухуртой", трое божеств времени, сыновья

Мухурты.

наги - мифические змеи-оборотни; см. демоны-змеи.

Нараяна - здесь: одно из имен Вишну.

Нара - святой мудрец, вместе с Нараяной (Нара-Нараяна) - парное воплощение Вишну.

Нарада - мудрец-риши, посланец богов.

Нарасимха - человек-лев, - здесь: одна из аватар Вишну; фигурирует в мифе о Прахладе.

Нармада - священная река в древней Индии, одно из наиболее известных мест паломничества.

нары - человекообразные духи, спутники Куберы.

наставник (гуру) - духовный руководитель.

Неведенье (Авидья) - антипод понятия Веденья (см.).

Незнание (Аджняна) - отсутствие истинного Знания, т.е. Знания сущности Атмана.

нектар бессмертия (амрита) - божественный напиток, который боги и

асуры получили при пахтании молочного океана.

Наватакавачи - демоны-дайтьи, рожденные в роде Прахлады.

Нила - название горы (локализация неопределенна).

нимеша - единица времени.

Нирвана - см. Освобождение.

нишады - общее название для северо-индийских аборигенных племен.

Носитель палицы, меча и диска - имя-эпитет Вишну (см. Держатель палицы...).

ньягродха - Indian fig, - в текстах Пуран и Упанишад символический

образ мирового дерева.

Обладатель Ваджры - Индра.

Обладатель Пинаки - Вишну.

Обладатель раковины, диска и палицы - Вишну.

Ом - священный слог, которым начинаются и оканчиваются многие сакральные тексты.

органы чувств (индрии) - все, чем человек воспринимает внешний мир (кожа-осязание, нос-обоняние, глаза-зрение, ноги-ходьба и пр.); в одном ряду с органами чувств часто упоминается разум (манас), который анализирует информацию, собранную органами чувств.

Освобождение - мокша, мукти, вимукти, редко - нирвана - идеал религиозного освобождения, сущность которого в слиянии индивидуального начала дживатмана с высшим первоисточником бытия Атманом, избавление от причинно-следственной зависимости кармы и выпадение из круговорота бытия-сансары.

Павака - имя бога огня Агни.

Павана - имя бога ветра Ваю.

Парвати - здесь: имя супруги Шивы.

пара - период жизни Брахмы (100 лет Брахмы).

парардха - период, равный половине жизни Брахмы (50 лет Брахмы).

Парашара - здесь: великий мудрец, сказитель Вишну-пураны.

Парджанья - божество дождя.

пандиты - ученые, знатоки священных текстов.

Париджата - чудесное дерево в небесном царстве Индры.

Пауломы - демоны, сыновья мудреца Кашьяпы и его супруги Калики. Согласно этим представлениям они могли летать по воздуху и обитали в золотом граде Хираньяпуре.

патала - здесь: общее название подземных миров, где обитают асуры.

Пашупати - здесь: имя одного из рудр; также имя Шивы.

первичная материя (пракрити) - один из основных компонентов развертки Атмана.

первоэлементы - компоненты развертки Атмана, тесно связанные с

аспектом Самосознания (ахамкара): пространство, воздух, огонь, вода, земля.

Пинака - чудесный лук Шивы.

пишачи - разряд демонов, пожирателей трупов.

Познавший поле - здесь: одно из обозначений высшего духовного начала.

питары - праотцы, предки, обитают в одном из надземных миров.

Повелитель богатств - имя Куберы.

Покровитель вод - Варуна.

Повелитель патриархов - Брахма.

Покровитель мира (Джаганнатха) - здесь: имя Вишну; в поздних Пуранах может быть также именем отдельного божества.

Правитель - Ишвара, имя Вишну как побудительного начала во вселенной.

Праджапати - Патриарх, здесь: имя Брахмы как прародителя всех существ.

пралайя - конец, гибель мира; происходит периодически; после нее начинается очередной цикл творения и существования мира.

Прамлоча - апсара, нарушившая аскезу риши Канду.

Прахлада - преданный почитатель Вишну, сын царя дайтьев Хираньякашипу,

герой одной из известных легенд о подвигах Вишну.

Прачетасы - десять великих подвижников, совершавших 10 тысяч лет

аскезу в водах океана, сыновья царя Прачинабархиса.

Прачинабархис - царь, отец десяти великих подвижников Прачетасов.

предбытие мира - самьяма - состояние, когда мир распадается на составные первоэлементы, предметы лишаются конкретных признаков (формы, цвета и пр.). В этом состоянии мир пребывает во время ночи Брахмы; синоним конца, разрушения мира (пралайя).

предматерия (прадхана) - один из первых основных компонентов развертки Атмана как внешнего мира.

Пожиратель жертвоприношений - Хуташана - одно из имен бога огня Агни.

Прити - супруга великого мудреца Пуластьи.

Притхиви - дочь (царя) Притху, имя богини Земли.

Притху - благочестивый царь; согласно мифу, он на благо людям подоил Землю в образе коровы; сын царя Вены.

Пуластья - великий риши, один из семи сыновей Брахмы, считается прародителем ракшасов.

Пулаха - великий риши, один из семи сыновей Брахмы.

пулинды - племя, обитавшее в районе современного Бунделькханда, в Пуранах - синоним нишады, млеччхи.

Пулома - мать данавов Пауломов, супруга Кашьяпы, дочь Вайшванары.

Пураны - произведения древнеиндийской литературы, основным содержанием которых является изложение доктрины индуизма на фоне богатейшего энциклопедического материала (по истории, литературе, философии, прикладным наукам Древней Индии).

Пуруша - внутреннее духовное начало, пребывающее в каждом предмете, существе, явлении.

Пуруша жертвоприношения - яджняпуруша - высшее духовное начало в ритуале жертвоприношения, дух жертвоприюшения.

пуруши - духовные сущности любого существа, предмета, явления.

Пурушоттама - Высший Пуруша, высшее духовное начало, синоним Атмана (=Вишну).

путь возврата (нирвритти) - любая психическая и физическая деятельность, ведущая к достижению Освобождения, т.е. к возврату (единению) индивидуального начала (дживатмана) с Атманом (=Вишну).

путь странствий (правритти) - любая психическая и физическая деятельность, ведущая к выработке кармы и, таким образом, способствующая пребыванию существа в круговороте бытия (сансара).

Пушан - здесь: имя одного из адитьев; бог солнца.

Пушкара - известное место паломничества (Аджмер).

Рагхава - одно из имен Рамы.

Рави - Солнце.

разум (манас) - здесь: космический разум, один из компонентов

развертки Атмана.

ракшасы - демоны-людоеды.

Рама - герой эпоса Рамаяны, одна из аватар Вишну.

Рагхава - имя Рамы (сына Дашаратхи) как одного из потомков Рагху.

Расатала - название одного из подземных миров, где обитают асуры.

Ригведа - Веда гимнов, древнейший памятник индийской словесности.

ричи - божества мантр, обожествленные стихи Ригведы.

Рудра - Ревун, Грозный - здесь: имя божества, часто отождествляемое с Шивой.

рудры - одиннадцать (иногда - восемь) божеств, возникших от бога Рудры

и персонифицирующих его различные ипостаси. Обычно считаются сыновьями Брахмы и Сурабхи или Кашьяпы и Сурабхи. В Пуранах имена рудр значительно варьируются, что объясняется заимствованием их от 1008 имен Рудры-Шивы.

Рукмини - супруга Кришны.

риши - мудрецы, сказители ведийских гимнов.

Савитар - Порождающий, - здесь: одно из имен бога солнца Сурьи.

садхьи - группа из десяти-двенадцати божеств, персонифицирующих жертвоприношения и гимны Вед.

Санака - один из великих мудрецов, сыновей Брахмы.

Самаведа - Веда мелодики, правил реситации ведийских гимнов.

Самбхути - супруга великого мудреца Маричи.

Самосознание (ахамкара) - здесь: космическое самосознание, один из компонентов развертки Атмана, включает в себя (в качестве составляющих) первоэлементы, органы чувств и богов-покровителей органов чувств.

сандхья - период времени, предшествующий чатуръюге.

Самхлада - сын Хираньякашипу, брат Прахлады.

Санандана - Наделенный радостью, один из семи (иногда четырех) сыновей Брахмы, рожденных от разума.

сандхъянша (сандхьяншака) - период времени, следующий за чатуръюгой.

Саннати - супруга великого мудреца Крату, мать шестидесяти тысяч валлакхальев.

сансара - круг бытия, в котором "вращается" индивидуальное начало (дживатман), которое в соответствии со своей кармой бесконечно рождается в различных обличьях в земных, надземных или подземных мирах.

Сарасвати - здесь: имя Лакшми как богини-покровительницы искусств и наук.

Сарасвата - святой мудрец.

самьяма - см. предбытие мира.

Свадха - теистическая персонификация жертвоприношения питарам; супруги питаров (агнишваттов и бархишадов).

Сварочиша - имя второго ману, правителя второй манвантары.

семь риши - семь великих патриархов, сыновья Брахмы, порожденные из его разума: Маричи, Ангирас, Атри, Пуластья, Пулаха, Крату, Васиштха; семь риши могут быть также персонификацией созвездия Большая Медведица.

Сваха - теистическая персонификация жертвоприношения богам; супруга Агни; возглашение, которым сопровождают мантру, произносимую при возлиянии топленого масла в огонь.

сиддхи - небожители, достигшие духовного совершенства и способные творить чудеса.

Симхика - дочь мудреца Кашьяпы и богини Дити, супруга Випрачитти.

Сита - супруга Рамы.

Смрити - супруга великого мудреца Ангираса.

Совершитель ста жертвоприношений - имя Индры.

Сознание (буддхи) - здесь: космическое сознание, просветление, один из компонентов развертки Атмана.

Сударшана - мифологическая персонификация боевого диска Вишну, одного из его основных атрибутов.

Сома - теистическая персонификация Луны; луна как светило.

сома - вероятно, горная эфедра; сок сомы обладал наркотическими свойствами и широко использовался в ведийском ритуале.

Страстность - см. Качества.

Супарна - Прекраснокрылый, имя Гаруды.

Сурабхи - мать-прародительница коров и буйволов, входит в одну группу из пяти матерей-прародительниц, являющихся супругами мудреца Кашьяпы: Сурабхи, Ира, Кхаса, Муни, Аришта. В традиционной индуистской мифологии Сурабхи известна как волшебная корова, исполнительница желаний, родившаяся из молочного океана при пахтании.

Супруг Шачи - имя-эпитет Индры.

Сунити - мать Дхрувы.

Суручи - сводная мать Дхрувы, любимая супруга царя Уттананады.

Сурья - бог Солнца, солнце как светило.

Сута - божественный певец-панегирист; выступает в паре с другим певцом - Магадхой.

Танматра - зародыш, нераскрытое начало каждого определенного первоэлемента, тончайшая субстанция, наделенная потенциальной способностью к развитию. Насчитывается пять танматр: звук, осязание, цвет, вкус, запах; они соответственно соотносятся с пятью первоэлементами: пространство, воздух, огонь, вода, земля, как их маркирующие качества.

Такшака - один из великих мифических змеев, потомок мудреца Кашьяпы и его супруги Кадру; фигурирует, в частности, в мифе о Прахладе.

Тваштри - творец, здесь: имя одного из одиннадцати рудр; имя одного из двенадцати адитьев.

три мира - т.е. земные, надземные и подземные миры.

тридцать богов - общее условное название для "второстепенных" богов, подданных Индры, в большинстве своем персонифицирующих природные феномены: огонь, воду, воздух, солнце, луну и пр.

тушиты - группа из двенадцати божеств, которым из-за проклятия Брахмы предстояло рождаться в различных манвантарах как различные группы богов: то как садхьи, то как адитьи и др.

Ума - одно из имен богини Шри.

Упанишады - философские трактаты древнеиндийской традиции, содержащие основные идеи и термины, которые получили свое концептуальное оформление в Пуранах в форме индуистской доктрины.

Ураги - см. демоны-змеи.

Урджа - супруга великого мудреца Васиштхи.

Угра - здесь: имя одного из рудр; также имя Шивы.

Уттама - царевич, брат Дхрувы.

Уттанапада - царь, отец Дхрувы.

Уччайхшравас - чудесный белый конь бога Индры.

Ушанас - мудрец, сын Бхригу, наставник богов и асуров.

хавис - жертвоприношение, при котором очищенное масло (зерно и пр.) сжигается в огне.

Хара - Сносящий, Разрушитель, имя Шивы; имя одного из одиннадцати рудр.

Хари - здесь: одно из основных имен Вишну; часто употребляется в паре с именем Шивы - Хара; сочетание Хари - Хара персонифицирует единство созидательного и разрушительного начал в одном высшем боге.

Хираньягарбха - Золотой зародыш, имя-эпитет Вишну как персонификации мирового яйца.

Харьяшвы - пять тысяч сыновей Дакши; по совету мудреца Нарады они отправились бродить по свету с целью обрести мудрость и погибли.

Хираньякашипу - могущественный царь дайтьев, противник Вишну, отец преданного почитателя Вишну Прахлады.

Хираньякша - царь дайтьев, сын мудреца Кашьяпы и богини Дити, дядя знаменитого почитателя Вишну Прахлады.

Хришикеша - здесь: имя Вишну.

Царь богатств - Кубера.

чакра - знак, символизирующий круговорот бытия - сансару, изображавшийся в виде круга; боевой диск.

чакравартин - вращающийся круг бытия, великий царь, царь мира.

Чакшуша - Ману, правитель шестой манвантары, принадлежит к роду Дхрувы.

чатурьюга - см. юга.

Шабалашвы - тысяча сыновей Дакши; следуя совету мудреца Нарады, они, также как и их братья Харьяшвы, отправились во все четыре стороны света с тем, чтобы познать размеры земли и не вернулись.

шакти - см. энергия-шакти.

Шакра (Могучий) - имя Индры, часто встречается в Пуранах.

Шамбара - маг и волшебник, сын мудреца Кашьяпы и богини Дану.

Шанкара - Усмиряющий или Умиротворяющий, имя-эпитет Шивы.

Шарва - здесь: имя Шивы; имя одного из рудр.

Шарнга - роговой лук, оружие Вишну.

Шаури - здесь: имя Вишну.

Шива - бог-разрушитель, один из основных богов индуизма; здесь: персонифицирует разрушительную ипостась Вишну.

Шива - энергия Шивы, персонифицированная в образе его супруги; В Пуранах - имя супруги Анилы (Ветра).

Шастры - общее название для научного трактата по любой отрасли знания: литературе, медицине, астрономии и пр.

Шатругхна - губитель врагов, герой, победивший могучего демона-ракшаса Лавану.

Шри - богиня счастья и богатства; в текстах Пуран идентифицируется с богиней Лакшми как супругой Вишну.

шриватса - знак на теле индивида, свидетельствующий о его особой отмеченности; часто - крутой завиток на правой стороне груди, священный символ вишнуитов.

шудры - см. варны.

энергия-шакти - один из основных видов творческой энергии, побуждающей мир(=Атман) к развитию.

юги - четыре периода в индийской космогонии (соответственно Крита, Трета, Двапара и Кали), совокупность которых составляет чатуръюгу, или "великую югу"; начало и конец каждой юги маркируются соответственно творением и разрушением мира.

Ядавы - племя, к которому принадлежал Кришна.

Яджурведа - Веда жертвенных формул.

якши (ж.р. якшини) - хтонические существа, стражи сокровищ бога

Куберы.

Яма - бог смерти, владыка царства умерших.

Ямуна - современная Джамна, одна из крупных рек Индии.

ямы - двенадцать божеств в манвантаре Ману Сваямбхувы