Припев к песне г-на Элеффа

Владимир Маркелов
23 ноября исполнилось 185 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Шеншина ( А. Фета). Немногие памятуют об этой дате, мало ли «великих русских поэтов»? Я помню, потому что периодически рука сама тянется к томику его стихов. Литературный критик, современник А.Фета,- Б.В.Никольский так говорил о творчестве поэтов: «…поэт и мыслитель сходятся; они только приходят различными дорогами. Мыслитель обосновывает истину на посылках и предпосылках; художник удостоверяет её красотою выводов. Философ выводит явление из долгих вычислений, из сочетаний законов, определений и теорем; поэт – самое явление». Сам А.Фет в одном из своих произведений прямо говорит о том же (орфография по источнику):

«…Как беден наш язык: хочу – и не могу!..
Не передать того ни другу ни врагу,
ЧтО буйствует в груди прозрачною волною!
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
 Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах ».

Есть у меня друг (во всяком случае, - я бы очень хотел, что бы он называл меня так же). Он – кандидат физико-математических наук. Его блестящим лекциям на английском языке рукоплескали переполненные аудитории Университетов Гамбурга и Мехико. Было это в самом начале 90-х. Его работы вошли в анналы мировой математической школы. А потом он заболел. Тяжело и серьёзно. Сейчас он прикован к инвалидной коляске (прости меня, мой друг). Единственным окном в мир служит экран монитора. С 16 лет этот Человек пишет стихи и суперпалиндромы ( матрица 6х6,8х8,10х10, 12х12 и т.д. букв, в которой произведение читается одинаково по горизонтали, вертикали, диагонали, и , естественно, с конца в начало). Ну, на то он и математик. Что касается стихов. Они разные. Из раннего – великолепная лирика. У меня остались рукописные варианты самого начала 70-х. Про их существование не помнит никто, в том числе и автор. Осмелюсь обнародовать троечку с его молчаливого согласия. Тем более, что собираюсь эти листочки вернуть, сделав ему подарок на приближающийся день рождения, напомнив о былом.

Линяет дикая бутонь,
В истлевший саван трав одета.
Лелеет сумрачный огонь
В ланитах розового цвета.

Я написал бы вам рассвет
Цветов увядших лепестками,
Но в этом мире я поэт
Не признанный, не оцененный вами.

Закат печали и судьбы…
Из тихой речки я напьюсь
И побегу мечтать в сады,
Сюда я больше не вернусь.

Линяет дикая бутонь,
В истлевший саван трав одета.
Лелеет сумрачный огонь
В ланитах розового цвета.
(1975 год)

* * *

Страшный прах.

Солнце, крылья орла опали,
Штукатурка со стен обвались,
Пусть взлетают осколки зари
В голосящую медную высь.
Тише шепота голос понизь,
Завернись поплотнее в листы.
Там, где заживо сгнили мосты,
Схоронись, схоронись, схоронись.

Шевелятся обои в домах.
Что за странная дрожь в том углу?
Копошатся амебы в углях,
Чьи-то руки гниют на полу.
И зажато в багровых руках
То, что падает с неба весь день -
Общей гибели жуткая тень –
Черный прах, черный прах, черный прах.

(30.04.1976 года)

Обратите внимание на дату. Стихотворение написано накануне празднования Первомая. Хорошо помню наш «капустник» после учебы в институте. Pink Floyd и Grand Funk из динамика старого катушечного магнитофона «Тембр», море пива в трехлитровых стеклянных баллонах. Для дам – «Агдам» и «Степной аперитив»…И поэт. С загадочной улыбкой на устах, мягким бархатистым голосом и всклокоченной прической. Ровно через 10 лет мир содрогнулся от Чернобыльской трагедии. Странное предчувствие.
Позже в глаза и за глаза его все чаще стали называть «певцом канализационных труб и помоек», «поэтом бомжей» а его стихи – «унитазной лирикой». Вначале это забавило. Затем автору стало просто скучно. Пять лет назад он покинул СТИХИру. Сейчас на другом сайте – он один из самых высокорейтинговых сочинителей стихов и палиндромов. Как сказал о нем один известный Вам поэт – «оптимист до гнилого мозга костей».
К нашей теме.
Многоуважаемый uncle Eleff (дедушка или дядюшка – слишком уж фамильярно)! Можно к Вам ТАК обратиться? На фоне всех этих «шопингов», «мэров», «департаментов» и проч. я думаю, Вы не заподозрите во мне американского шпиона. Тем более, что Ваш псевдоним лично у меня ассоциируется с нерусскими словами ELF и ELEPHANT. Этакий крылатый слоник (без обиды!).
Итак, к чему это я? Пытаюсь понять Вас. Может быть правильнее и честнее создать школу-ликбез для молодых литераторов на отдельном ВАШЕМ сайте? Вовлекая «коллег» в полемику, мы, как мне кажется, несколько утяжеляем страничку. Раздела «Литературная учеба» в СТИХИре я не нашел. Но,- не я начал. Далее. Менторство в литературе, даже из-под пера критика, так же, как и претендентство на истину в последней инстанции в пространном формате – неблагодарное занятие. Сродни графомании. Тем более с послесловием: «продолжение следует». Однако, с удовольствием прочитал все Ваши очерки (без иронии!). Несколько озадачило Ваше трактование слова «либидо». Вы пишете: «… Процесс написания –– это процесс в полной мере эротический. Возникает явление, которое на языке психоаналитиков носит название "либидо", т. е. вытеснение половой энергии в область творчества»…
Строго говоря, «либидо» - вполне определенный термин, означающий только половое влечение (у человека и животных). То, о чем вы говорите, у психоаналитиков называется «сублимация».
О себе. На моей страничке - подборка некоторых разноплановых опусов 20-летней давности. Именно тогда у меня случилось юношеское стихоизвержение. Последний стих (впрочем, у меня язык у самого не поворачивается назвать это стихами. В своем сборнике я называю их «стихизмами») написан в 2001 году. А самый первый – в 1976. Мне, как психиатру, интересна реакция молодого читателя. Да и самому хотелось «потусоваться» (кхе..кхе..). В конце, с Вашего разрешения, поделюсь коротко некоторыми мыслями по обозначенной Вами проблеме.

О литературных формах и правилах стихосложения.
У Агнии Барто есть просто замечательное стихотворение (все его прекрасно помнят):
«..Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч».
Когда мне было четыре года, почему-то всегда хотелось закончить последнюю строчку:
«…Не утонет в речке мячик». Вот такие рубаи, понимаешь…

О несомненной пользе процесса воспитания.
Согласен: уважение молодежи нельзя завоевать ежедневным потчиванием печатным пряником. Мир юнца и мир взрослого мужа – разные по соизмерению. Как слабое пятнышко от светлячка в траве и далекое мерцание звезды в неизвестном созвездии. Цель воспитания – попытаться сблизить казалось бы несоизмеримое. Попытаться сократить расстояния. Расширить сознание путем совместного миропознания. Проще говоря – попробовать поставить себя на место юного автора, разглядеть ту крупинку значимой для НЕГО истины. Хотя согласен, в океане разбрызгиваемой вокруг словесной мочи, отыскать крупицу истины довольно сложно, но можно. А вот выдавливание из себя этой крупицы –процесс такой же мучительный, как выдавливание почечного камня.

О вреде лени и алкоголя.

Очень удобно свою леность подменять позиционированием, типа – «Я – творческая личность!».Такой человек свято верует, что его предначертание на Земле – самовыражение. Однако, на поверку, после 100 граммов водки, все его самовыражение сводится к банальному и пошлому потоку выражений матерных. Пребывая в постоянной эйфории, такой тип считает себя непризнанным гением. Если он оказывается в среде незлобливых обывателей, то, действительно, – добивается некоего признания. Отсюда примитивизм в технике стихосложения ( как впрочем и в рисовании, музицировании и т.д.). И эти продукты «творчества», эта гадость пропитывает насквозь нашу жизнь как недержание мочи у престарелого алкоголика, став само-собой разумеющимся и непредосудительным. Хотя, несомненно, были и есть индивидуумы, которые ни одной гениальной строчки не могут написАть без алкоголя (и я и Вы их знаете). Не объяснимый пока феномен…

Биоритмы и поэты.
В середине 70-х, мне, студенту медицинского института, посчастливилось побывать на концерте Владимира Высоцкого. Концерт проходил в битком- набитом Дворце Спорта. Соорганизаторами выступали известные в городе творческие личности, относившие себя к друзьям Высоцкого, объединявшиеся, как тогда говорили, в «клубы по интересам». Тот клуб назывался, кажется «Апрель» или что-то в этом роде. Я тогда неплохо музицировал и частенько участвовал в различных « капустниках». Продолжением концерта было очередное «заседание» клуба, перенесенное в стены старого деревянного особняка в самом центре нашего города. Помню пепельное, утомленное лицо Владимира Семеновича, надоедливую разношерстную толпу его почитателей и его вялые ответы на глупые вопросы. Почему-то запомнилась хорошо одна его реплика: «Кто рано встает, тому Бог дает. А, как известно, - Бог дураков любит. Следовательно – «жаворонки» - дураки? Я – сова. Меня Бог недолюбливает. Сотни раз на себе проверял. Встаю невыспавшийся – дурак-дураком. А высплюсь – горы могу свернуть. Видно бес во мне…»

Извините, что в пылу нахлынувших эмоций припев получился несколько не в такт. Но, согласитесь, что для молодых ребят, пробующих себя в литературе, сегодня гораздо полезнее по ночам оттачивать свои мысли на бумаге, чем затачивать напильник, самоутверждаясь на улице (простите за каламбур). Не наше это дело отделять зерна от плевел. Утомительное и неблагодарное занятие. Они сами разберутся. Пусть даже самовыражаясь в инвективных стихах. Это – morbus temporarius, как корь. Каждый должен переболеть по–своему. И, обещанное третье стихотворение моего друга.

Не мудрствуйте лукаво,
Пространно и красиво.
В огне вся ваша слава,
В плену вся ваша сила.

Ком ржавых мыслей и идей
Летит по свету,
И стадо дней
С упорством пней
Несется в Лету.

Шипит пьянящая струя
Вина и газа,
И жизнь, как черная змея,-
Зеленоглаза.

Пусть, словно птичьи потроха
В норе удава
Истлеет ветхая труха –
Мирская слава.

О, солнце, ярче освети
Безбровым оком
Быльем поросшие пути
И бельма окон.

* * *
Пускай душа сгниет, как серое бревно,
И кисло светит в бледное окно
Свинячьих глаз буравящая вилка
И выражение лица, как у затылка.

(1978 год)
Ваш В.М.