Язык поэзии... проблемы взаимосвязи

Рюрик Дикий
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
http://www.ksu.ru/science/news/rus_lang/prog.htm

М.М.Гиршман (Донецк)

ЯЗЫК ПОЭЗИИ - ФОРМА ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - ПОЭТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
1. Язык - это система, порождающая различные возможности различного выражения различных содержаний. Смысл же представляет собой такую конкретность содержания, которая требует столь же конкретной, в пределе единственно возможной формы для своего выражения. Особенно актуальным полем взаимодействия этих понятий является стих как особый язык и как форма поэзии.
2. Изучение стиха как языка поэзии и изучение стиховой формы конкретного поэтического произведения - эти исследовательские задачи одновременно и различны по содержанию, требуют разного методологического подхода, и в то же время они не могут быть просто поделены между разными науками, так как теснейшим образом связаны друг с другом в единстве гуманитарного, филологического знания. Эта сложность требует от исследователя системы осознанных методологических переходов в процессе гуманитарного познания, в процессе движения от межиндивидуальной общности стихотворного языка к возникающей на этой основе новой поэтической индивидуальности, в которой необходимо увидеть не только вариации и комбинации в осуществлении и нарушении законов, норм и правил, но и реализованный новый закон. Здесь особенно необходимым становится истинно филологическое сотрудничество литературоведа, лингвиста, эстетика, культуролога. Это не значит, конечно, что каждый филолог, рассматривающий этот круг вопросов, должен быть полномасштабным специалистом во всех этих областях гуманитарного знания, но он не может не осознавать необходимости этих взаимосвязей и методологических переходов, не может не отстаивать диалогическое понимание и взаимопонимание в противовес обособлению и борьбе за первенство отдельных составляющих сторон этого гуманитарного целого.
3. Переход от уже существующего языка поэзии к новому истинно поэтическому произведению - это не только переход от языка к новому высказыванию, но и с определенной точки зрения переход от уже существующего языка к новому его состоянию в целом. Это, конечно, не значит, что каждое произведение пишется на совершенно новом, небывалом языке, - оно представляет собой "творчество в языке", не просто вариации и комбинации уже готовых языковых форм, а обновление языка в целом, своеобразное возвращение его единства и первоначальной творческой сущности в новом и неповторимом поэтическом слове.
4. Семантическим центром поэтического слова как эстетически-значимого элемента художественного целого является мир и смысл произведения, а произведение при этом оказывается новым, индивидуально сотворяемым словом, впервые называющим то, что до этого не имело имени. Это заставляет вспомнить очень известную, но до сих пор недостаточно осмысленную и оцененную идею А.А.Потебни о структурной общности слова и поэтического произведения. В слове осуществляется один из моментов становления и развертывания художественного целого в такой же мере, в какой слово может содержать в себе все это целое в динамике его изменяющихся состояний и проявлений. И насколько для характеристики отношений художественного слова и произведения оказывается непригодной дихотомия: часть - целое, настолько актуальным здесь становится понятие целостности, об'единяющей не части, а многие разные целые и предполагающей первоначальное единство, саморазвивающееся обособление и глубинную неделимость эстетически значимых элементов и целого, их принципиально неиерархические отношения.
Создание литературного произведения может быть рассмотрено как поэтическое словообразование, в котором весь язык как материал литературы преображается в единственно возможную форму существования эстетического содержания литературного произведения - художественного мира. Очень важную роль в этом поэтическом словообразовании играет ритм как наиболее непосредственное выражение особой жизненности художественного мира, преодолевающего речевую дискретность. Ритм вовлекает в свое движение и преображает каждое слово, наполняет его энергией целого, так что и произведение в свою очередь предстает в этом движении как "единое слово".
5. В системе взаимосвязей языка поэзии - формы поэтического произведения - поэтического смысла содержатся очень актуальные перспективы раскрытия диалектики отношений языка и творческой личности, особого характера их творческой "встречи". Автор-творец художественного целого не подчиняет себе полностью язык, не "командует" им, но и язык не подчиняет себе творческую личность, не использует ее только как "передатчика" своих содержаний. Язык и личность находятся в отношениях диалогической сопричастности, и если каждый человек, безусловно, нуждается в языке как в духовной почве своего самоосуществления, то и язык не меньше "нуждается" в каждом говорящем человеке, усилиями которого только язык и живет, реализуя творческую сущность человечества, народа и каждой индивидуальности.