Как было заработано Знание

Сказки Суфиев
ПРЕДИСЛОВИЕ  К   СКАЗКЕ

Канва у сказки непроста и многозначна, а очевидная начинка непрозрачна.
На первый взгляд нет  в сказке  этой новизны. Она  стара, как мир истоков красоты.
Но  есть  второй  взгляд,  побуждающий движенье
Глубинных  мыслей,  океанские  теченья.
Обратный  ход  сей  сказки  нечто  раскрывает,
И  сферой  радужной  мышленье  увлекает…

Как  имя  Плотника,  и  кто  такой  Купец?
В чём ценность  ниточек,  а  коврик,  наконец,
Зачем  учёному? И  что  воспоминанья
Несут подсказками, как  некое  предзнанье...
И  почему  условья  суфий  выдвигает
Тому  искателю,  что  жаждет и  дерзает?
А  как  осмыслена  забота  о  себе,
И  почему  даны  превратности  в судьбе?

А  современное  звучанье  сказки этой
Несёт иное восприятие сюжета,
Ведь  каждый  знает,  помощь  ближнему  нужна,
И  помогает,  как  умеет,  но…  вражда,
И  даже  лики  равнодушные  встречают
Совсем  не  зря!    И  равнодушьем  отвечают
Без  злого  умысла, но  с  целью  по  судьбе,
Не  укоряя,  а  ведя  тебя  к  Себе!

А  третий смыл  -  о нём словами  не  сказать,
Но,  несомненно,  стоит  тоже  поискать...




КАК    БЫЛО    ЗАРАБОТАНО    ЗНАНИЕ


Эхо сказки Идриса Шаха


Всему есть  время, человек  труда решил,
Что  нужно  знания  искать...  Бывает  так,
Что  проявляется  судьбы  важнейший  знак
По  воле  вечного  движения   светил.
И  он  отправился  к  учителю  затем,
Чтоб  взять ту часть бесценных знаний для себя,
Что приоткроют смысл и тайны бытия,
И сможет он преодолеть мирской тотем.


И вот он к суфию пришёл за ценным знаньем,
И убеждает, что настал тот самый срок,
Когда он должен получить его урок,
Душа созрела для суфийского сознанья.


На  просьбу  знанья дать так  суфий  отвечал:
-  Смогу  я  дать  тебе,    что  хочешь,  но  в  обмен
На  то,  в  чём  я  нуждаюсь,  в  ходе  перемен...
Мне   нужен  коврик   для  того,  чтоб  я  отдал...
Его  тому,  кто  будет  в силах  продолжать
Работу  нашу,  освещённую  в  веках,
Кто станет  светочем  в  блуждающих  умах,
И  кто  сумеет  страх  сомнений  побеждать.

Должны заметить мы, что суфиям нужны такие коврики для долгих размышлений,
Для медитации и кратких разъяснений основы знания,  что  жизненно  важны.

Придя  к  ковровщику,  искатель  попросил:
-  Мне  нужен  маленький  ковёр,  чтоб обменять
Его  на  знания,  а  коврик  вновь   отдать
Тому,  кто свет времён ушедших б  воскресил
Для  продолжения  работы...
А  ковровщик
Ему  в  ответ: 

-  Зачем  ты   это  говоришь
И  понапрасну  с  объясненьями  спешишь?
Я  -  мастер дела  своего,  не  слово-сборщик.

Ковёр  сотку тебе,  но  нитки  принеси!
И  тот  к  прядильщице  отправился  за  ними,
Да  объясняет  ей  словами  вот  такими:

-  Ты  дай мне  ниток,  чтоб  к  ковровщику  пойти,
Чтоб он  ковёр  соткал,   а  я  его  отдал
В  обмен  на  знания  учёному  отцу,
А  тот  отдаст  его  в  работу  мудрецу
Для  продолжения  труда.   
И  замолчал...
На  это  женщина  ответила: 
-    Что  пользы
Мне знать о том,  что  ты  за  нитками  пришёл,
Зачем  они  и  для  чего  тебе  ковер?
Для  ниток  шерсть  нужна,  к  чему  пустые  просьбы!

И  человек  пошёл  за  шерстью  к  пастуху,
Да  стал  рассказывать подробно  и  всерьёз.
Прервав  рассказ,  воскликнул  тот: 
-  Пасу  я  коз!
Так  приведи  мне  коз,  не  эту  чепуху!
И  ты  получишь  шерсть...    
Тогда искатель  наш
Идёт к тому,  кто  продаёт  на рынке  коз.
Найдя  его,  он  рассказал  про  свой  курьёз,
Да  попросил  козу…

- За  сколько  же  продашь?


А  продавец  ему  на  это  отвечает:
-   Я  мало  знаю  и о  нитках,  и  коврах,
И  пользе знаний,  и  затейливых  делах...
У  всех  своя  нужда,  и  каждый  это  знает!
Поговорим  о  том,  что  нужно  мне!  Когда
Ты  мне  поможешь,  помогу  и  я  тебе,
И  польза будет  для двоих  уже  вдвойне.
Загон мне нужен,  а не деньги  для  труда.


Искать  загон...  да,  это  сложная  забота!
Он стал  расспрашивать,  да  к  плотнику  пришёл,
И  как  по  писаному  просьбу  всю  прочёл,
Но  тот  ответил:
 
-   У  меня  своя  работа.
И  мне  совсем  неинтересно  то,  что  ты
Мне  рассказал  о  козах,  нитках  и  ученье...
Загон я  сделал  бы, но если  б  порученье
Моё  ты  выполнил, - желанней  нет  мечты...
Найди  жену  мне,  и продолжим  разговор.



И  вот  искатель  стал  искать  в округе  сваху,
И  отыскал,  на  этот  раз он не  дал  маху.
Да,  объяснив  всё,  что  случилось  с  ним  с  тех  пор,
Как  он  отправился  за  знаньем  к  мудрецу,
Услышал  вот  какой  чудеснейший  ответ:

-  Я  знаю  женщину,  которой  краше  нет,
Она  готовится  к обрядному  венцу!

Представь  себе,  она  о  плотнике  мечтает,
Что  описанием  похож  на  твоего!
Всё  время  думает о  нём...   и  -  ничего...
Найти  не  может,  и  в  неведении  страдает.
Ведь  это  чудо,  что  он,  в  самом  деле,  есть!
Что существует  тот,  о ком  её  мечта!
А  как  узнает,  будет  радость,  красота,
Когда  услышит  от  меня  такую  весть...
Но,  что  за польза  мне  от  этого,  скажи?
Ведь  человек  желает то,  что хочет  он!
А  многим  кажется,  что  нужен  эталон...
А  кто-то   помощь  ожидает  впереди.
Воображают,  что  хотят  достичь  чего-то!
Иным  и  в  самом  деле  нужно  бы  помочь.
Поговорить  об  этом  деле я  не  прочь,
Однако,  каждому…  важней  его  забота!

Искатель  радостно: 
-  Скажи,  что  хочешь  ты?
-  Я  одного  хочу,  -  она  ему  в ответ,  -
   И помогу,  как  помогала  много  лет,
   Но  расскажи,  где  зреют  знания  плоды?


-  Мы  без  ковра   не  сможем  знание  добыть, -
Искатель женщине  печально  уж  ответил,
Но  гнев  в  глазах  её  он  вовсе  не  заметил,
Хотя  она  и  не  пыталась  это  скрыть.


-  Не  знаю  я,  что  значат  знания  плоды,
   Но   я  уверена,   что  это  не  ковёр!

-  Конечно  так, -  ответил  он,  как  бы  в укор...
   Но  коль для  плотника жену  отыщешь  ты,
Загон  для  коз  он  изготовит до  утра,
Торговец  козами  нам  даст  одну  козу,
Я  к  пастуху  её  для  шерсти  отвезу,
А  шерсть  прядильщице  отдам  я  для  ковра...
Та  нитки  даст,  что  мы  заплатим за  труды
Тому  ковровщику,  что  сделает  ковёр,
Что  нужен  суфию  под   прежний  уговор,
И  вот  тогда  получим  знания  плоды!


-  Ты  извини,  я  вижу  -  это  чепуха!
Твоя  затея,  словно  сказка  без  сюжета,
И  ни  за  что  я не  пойду,  поверь,  на  это...
И,  несмотря  на  просьбы,  словно петуха,
Что  раскричался  поутру,  его  прогнала!
Так  он  в  смятении  от  этих  неудач,
Побрёл,  скрывая  прорывающийся  плач.
Его  душа  от  равнодушных  лиц  рыдала...
Разочаровываться  в  людях  очень  горько!
Он  усомнился  даже  в пользе  высших  знаний,
И  дальше  брел  в  плену  тяжёлых  вспоминаний,
Но вновь  задумался:
 
-  Зачем  же  звеньев  столько!


Безумец  шёл  по  пыльным  улицам  торговым,
Бубня  под  нос  свою  терзающую  фразу.
И  тут  купец, что  не  расслышал  фразу  сразу,
Вдруг  подошёл,  да  подивился  мыслям  новым...

-  Тому,  кто  сможет  продолжать  работу  знанья,
Ковёр  я  должен  отнести  и  подарить… -

Изрек  безумец,  а  купец  уж  стал  просить:

-  О,  дервиш,  странствующий  в  мире  пониманья!
Твоих  молитв  мне  не понять  средь  суеты,
Прошу  о  помощи  с почтением  глубоким
К  особой  миссии,  что  ты  несёшь  высоким
Путём  суфийских  знаний  жизни  и  судьбы...
Так  прояви  ко  мне   хоть  каплю    состраданья.


И  странник  поднял  взгляд  в  печальные  глаза...
По  телу  дрожь,  как  будто  первая  гроза
Иль  свежий  ветер  на  пути  воспоминанья...


И  отвечал  он:
 - Я  страдал,  теперь  страдаю,
И  вижу,  горе  у   тебя,  помочь пора,
Но  у  меня  нет  даже  ниток  для   ковра,
Нет  ничего,   я  лишь  иду  и…  вспоминаю...
Поведай  мне  свою  историю  и  горе,
И  постараюсь  я  помочь   тебе,   мой  друг!


Волною  помыслы  купца  взлетели  вдруг,
И он  поведал  всё  в  печальном   разговоре:

-  Моя  единственная  дочь…  так  хороша,
Так  молода,  что  я  люблю  её  сверх  жизни!
Знай, о,  счастливый  человек  глубокой  мысли,
Что  в  ней  страдающая  недугом  душа...
Как  одержимая,  всё  чахнет  день  за  днём...
Я не  могу  понять  причину,  помоги!
И,  если  можешь,  от  беды  обереги!


Глаза  купца  сказали  сразу  обо  всём...


Не   мог  искатель  отказать.  Пришли  домой
Они к купцу, купец  представил гостю  дочь,
Потом оставил их вдвоём, чтобы помочь
Ей смог,  кто был ведом нелёгкою судьбой…


Глазами встретились они, пошла беседа,
И вот уже девушка, открывшись, говорит:
-  О, добрый  странник,  вся  душа  моя  горит
Воспоминаньями  о  счастье...   Нынче ж - беды.
Я  сердцем  чувствую,  что  ты  бы  мне  помог!
Я  влюблена,  хотя…  не  знаю  человека!


Да  описала,  словно  рифмою  из  света
Страдальца  плотника!!   Так  красочен  был  слог!
Искатель  вышел  от  неё  к   её отцу,
И  объяснил,  что  дочь  безмерно  влюблена,
Что  знает  он  того,  кому  она  нужна!
И  стало  так  легко  воспрявшему  купцу!

Не  понимал  того,  что  дочка   говорила
Ему  о  плотнике,  и  думал,  что  больна
Его  красавица,  с  ума  сошла  она,
Но  оказалось,  что  страдалица…  любила!


Итак,  счастливая  развязка  совершилась!


Нашли  влюблённые  друг  друга  в  этом  мире,
И  зазвучала песнь  прекрасная  в  эфире!
А    дева  снова   
улыбаться 
научилась!



Искатель  к  плотнику  отправился  и  тот
Загон  построил,  в  чём  нуждался  продавец,
Что  подарил  тому  искателю  овец,
Что  пастуху  за   шерсть  достались  без  забот.
Шерсть,  у  прядильщицы  на нитки  обменяв,
Отдал  ковровщику  и  коврик  получил,
А  следом  этот  коврик  суфию  вручил,
И словно  круг  замкнул,
движенье  осознав...
Мудрец  промолвил:
 -  А теперь  могу  дать  знанье.
Иначе  ты  не  смог  бы  коврик   принести,
Когда б  ни  тернии  сокрытого  пути,
Где   потрудился  ты  во  благо  пониманья.



Да, только мысленная, честная  работа приоткрывает эти  вечные  ворота,
Что  держит стражник  наш обычно на замке.
И  ключ даёт,   когда  идём  мы  налегке...




ВОПРОСЫ


Учитель  мне  сказал:  -  Остерегайся
Всех  тех,  кто  задаёт  тебе  вопрос
Затем,  чтоб  подтвердить  себя,  старайся
Понять,  что  их  рассудок  не  дорос...
И  есть  ещё  такие,  что  бесплодны,
Для  них  опровержение  -  бальзам
На  то,  чтоб  подтвердил  себя он  сам!
Вопросы  для  таких  людей  удобны...
Врачи  и  духовенство  в  их  числе,
Писатели  и  фермеры,  торговцы,
И  многие  другие, словно овцы,
Обычай  содержащие  в  узде...