Проект Секвенции

Футурсобрание
Секвенция – приспособление, позволяющие огню, или лаве фантазии обрести некую прочную форму.

Секвенции происходят от сюрреалистических игр, описание (и философия) которых дается ниже.

Графически секвенция представляет собой лесенку, с удлиняющимися ступенями. Число ступеней произвольно. Наиболее удачным, однако, кажется число 6 – при этом получается довольно развернутый ритмический период, и текст можно охватить единым взглядом.

Первая ступень секвенции – фраза типа «Х похоже (похож, похожа, похожи)», а следующие ступени продолжают сравнение, вводя в игру самые неожиданные (по отношению к первой фразе) образы. Каждая последующая ступень – длиннее предыдущей.

Идеальная секвенция – это как бы лестница в небо (не знаю, похожа ли она на ледзеппелиновскую). Она разноцветна, празднична и обладает огромной подъемной силой.

Впрочем, можно попробовать сконструировать готическую лестницу, дет-лестницу, ведущую вниз.

В любом случае, это форма не так серьезна, как «бруски», и годится больше для развлечения. Игра, однако, может доставить немалое удовольствие: ведь использовать самые различные слова, самые неожиданные образы – значит владеть целым миром.

//////////////////////////////////////////////////////

Примеры секвенций Е.Дюринга (ни одной из которых он полностью не удовлетворен):

1
запавшие клавиши фортепьяно похожи
на цветы выпавшие из венка новобрачной
на идеального мужчину который возвращается с работы
на долгое ожидание в терминале Франкфуртского аэропорта
на спутники Юпитера сфотографированные зондом «Галилео»
на бормотание римского понтифика поправляющего сползшее одеяло

2
арии спетые великим Беньямино Джильи похожи
на итальянских детишек с воздушными шарами в руках
на рыжие волосы клоуна только что сказавшего «пустяки»
на самонаводящуюся ракету выпущенную по неизвестной цели
на Тутанхамона ожидающего верховного жреца для серьезного разговора
на реставрацию старинного буддистского храма в одной из азиатских столиц

3
ворчание потревоженного медведя похоже
на пустые страницы делового дневника топ-менеджера
на дружеский разговор у стойки бара двух форвардов-гандболистов
на переговоры командира боинга-767 со старшим диспетчером аэропорта
на огорчение маленькой девочки вынужденной заботиться о чужих цветах и котятах
на сосредоточенность кассира подсчитывающего мелочь которой стотысячный покупатель расплатился за миндальный торт

4
погожий июньский день похож
на обогревшую до половины спичку
на досаду водителя черного лимузина попавшего в пробку
на обвинительный приговор несовершеннолетнему похитителю велосипедов
на фальшивую игру молодого трубача Бостонского симфонического оркестра задолжавшего по кредиту
на лица персов заходящих в тыл спартанским гоплитам удерживающим проход к Фермопилам между Эгейским морем и горой Застано

8
буква «о» похожа на смех гладиатора
на крокодиловы слезы по поводу утерянного гроша
на байкеров-меломанов собравшихся в фойе оперного театра
на ярость комиссара полиции заставшего жену с прокурором республики
на банкротство небольшой итальянской фирмы по изготовлению воздушных насосов

10
романы Пауло Коэльо похожи на каску нефтяника
на чашку Lindwalls в которую всыпано три ложки сахарина
на оживленную беседу несовершеннолетних только что ограбивших банк
на драку в парламенте Блабландии вспыхнувшую во время обсуждения закона о курении
на щенка-терьера остановившегося у телефонной будки мимо которой недавно прошел большой старый водолаз

13
маленький плюшевый медведь похож
на старт челнока «Атлантис» в ясную погоду
на музыкальную открытку с изображением полевых цветов
на воскресенье проведенное за чтением философского труда Шопенгауэра
на бесплатное игровое приложение к мобильному телефону нокиа «лягушки-парашютисты»
на чудесный закат который можно наблюдать с крыши университета в городе Москва штат Айдахо



Документы сюрреализма, имеющие отношение к секвенциям.


ИЗЫСКАННЫЙ ТРУП
(И.Мосин. Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия. 2005)

Пожалуй, самой известной и самой яркой сюрреалистической игрой был «Изысканный труп». В ней стремление сюрреалистов к чудесному и парадоксальному обрело законченные формы.
«Изысканный труп» – вариант хорошо известной игры в «записки». «Словарь сюрреализма» описывает ее так: «Игра на бумаге, участники которой составляют фразу или рисунок, не имея представления о том, что до них уже было написано или нарисовано».
Игра появилась на свет в 1924 году в доме по улице Шато, где проживали Превер, Танги и Дюамель.
Как правило, текст составляли шестеро участников...
Любопытная история связана с необычным названием игры. Первая жена Бретона, Симона Кан, вспоминала: «Сперва мы просто играли в слова. Каждый писал какую-то фразу, складывал листок и передавал его соседу, который продолжал, не видя начала и т.д. В одной из первых игр, в которой участвовал Превер, мы получили «Изысканный труп выпьет молодое вино». Эта фраза нам так понравилась, что стала названием игры».


ИЗЫСКАННЫЙ ТРУП
(Журнал «Сюрреалистическая революция». 1927)

Крылатый дым искушает птичку, запертую на ключ
Устрица из Сенегала скушает трехцветный флаг
Забастовка звезд без сахара накажет весь дом
Угасшая любовь принарядит народы
Раненые женщины пачкают гильотину со светлыми волосами
Голубка на ветке заражает ламартиновский камень
Обезглавленные звезды, взбешенные тем, что их больше не существует, носятся по окружности, в центре которой свернутая, а потом развернутая программа кино
Кудрявый гиппогриф преследует черную лань
Двенадцатый век, красивый, как сердечко, приводит к угольщику улитку мозга, которая уважительно приподнимает шляпу
Накрашенный рак освещает едва различимые двойные поцелуи
Анемичная девочка заставляет краснеть восковые манекены


СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
(Бельгийский журнал «Варьете», специальный выпуск: «Сюрреализм в 1929 году»)

Вы рассаживаетесь вокруг стола. Каждый из вас пишет, не глядя на соседа, фразу, начинающуюся словом ЕСЛИ или КОГДА, а также предложение в условном наклонении или будущем времени, не связанное с предшествующей фразой. Затем игроки объединяются случайным образом в пары и составляют из своих «половин» цельные фразы. Вот несколько примеров, не лишенных очарования:

1. Если бы не существовало Марсельезы, поля положили бы ногу на ногу.
2. Если завтра произойдет Революция, быть рецидивистом стало бы честью для всех.
3. Если бы все однажды улетело от сильного ветра, сомнамбулы гуляли бы больше, чем когда бы то ни было, по краю крыш.
4. Когда цвета утратят блеск, глаз пойдет смотреть на ухо.
5. Когда дети будут давать пощечины своим отцам, у молодых людей поседеют волосы.
6. Если бы абсолютная тьма царила на земле, павлины крутились бы на своем колесе.
7. Когда птицы будут плавать, мидия продемонстрирует свою энергичность.
8. Ели бы в углублениях моей руки росли орхидеи, массажистам нашлась бы работа.
9. Если бы у тебя вместо члена был морской якорь, камамберы стали бы охотиться на зайца и бекаса.
10. Если бы все лошади были подкованы магнитами, сердце любовников перестало бы биться.

ДИАЛОГ В 1928
(Журнал «Варьете», 1929)

Вопрос? Ответ. Простое уравнение, придающее оптимизм разговору. Мысли двух собеседников преследуют друг друга, но при этом каждая развивается сама по себе. Благодаря совпадению подчас противоречивых мыслей между ними возникает некое мгновенное соотношение. Это очень обнадеживающая игра, ведь вы ничего не любите так сильно, как спрашивать и отвечать; «Изысканный труп» уже продемонстрировал вам несколько вопросов и ответов, в которых проявилась изысканно-неожиданная взаимозависимость. И мы не возражаем, чтобы сомневающиеся видели в ней лишь некое значительное улучшение правил игры в буриме.

1. Что такое Бенжамен Пере? – Восставший зверинец, джунгли, свобода.
2. Что такое Андре Бретон? – Соединение чувства юмора и катастрофы; нечто вроде шляпы-цилиндра.
3. Что такое зонтик? – Аппарат воспроизводства у гастеропоидов.
4. Что такое сфера? – Субстанция, аналогичная сере.
5. Что такое страх? – Игра ва-банк на пустынной площади.
6. Что такое катастрофы? – Замочная задвижка встреч.
7. Что такое мех? – Птица-колибри, которая бы вспомнила о потопе, играя с тенями рыб.
8. Что такое огонь? – Автоматические декалькомании.
9. Что такое авантюрист? – Беспокойное приземление.
10. Что такое усталость? – Негативная жестокость, абстрактные джунгли тисков.
11. Что такое поцелуй? – Бред, все шатается.
12. Что такое день? – Женщина, которая купается нагая, когда падает ночь.
13. Что такое свобода? – Множество маленьких разноцветных точек в ресницах.
14. Что такое экзальтация? – Масляная капля в ручье.
15. Что такое глаза? – Ночной сторож на парфюмерном заводе.
16. Что такое луна? – Это чудесный стекольщик.
17. Что такое кровать? – Быстро раскрытый веер. Шум крыла птицы.
18. Что такое присутствие? – Свободная, прозрачная вода, движущееся зеркало.

(А.Бретон. Манифест сюрреализма: «Поэтический сюрреализм, которому я посвятил настоящее исследование, до сегодняшнего дня пытался восстановить абсолютную истину диалога путём освобождения обоих собеседников от долга взаимной вежливости. Каждый из них просто-напросто ведёт свой собственный монолог, не пытаясь при этом извлечь какого-либо особого диалектического удовольствия, ни тем паче ввести в заблуждение своего партнёра. При этом наши высказывания отнюдь не имеют целью, как обычно бывает, развить какой-либо - пусть даже самый ничтожный - тезис, они бесцельны настолько, насколько это возможно. Что же касается ответа, который они вызывают, то он в принципе никак не затрагивает самолюбия говорящего. Его слова, его образы служат лишь трамплином для сознания слушающего. Именно таким образом должны восприниматься страницы "Магнитных полей" - этого первого чисто сюрреалистического произведения, - объединённые под заголовком "Барьеры", где мы с Супо предстаём в виде таких безучастных собеседников. )



Все плотники и каменщики могут оставлять здесь свои изделия – черные и белые, раскладные и приставные, узкие и широкие, парадные и ежедневные лестницы и лесенки.


Eugen Duehring