Рецензия на «Основы стихосложения - строка» (Тимофей Бондаренко)
Здравствуйте! Появился вопрос. Интересно Ваше мнение. Я не знаком с терминологией, постараюсь объяснить своими словами. Заметил, что в некоторых стихотворениях в большей степени строки интонационно отделены друг от друга. Вся строка читается довольно быстро, но на конце возникает пауза. Само стихотворение звучит более раскатисто, как бы громыхая. Пытался разобраться с чем это связано. Пришел к выводу, что помимо рифмы очень важно на какую часть строки ставится смысловой акцент. Произнося фразы, мы расставляем акценты(возможно у них есть какое-то специальное название) на те слова, которые в контексте изложения являются наиболее значимыми для понимания смысла. Например возьмем фразу "Здесь будет лучше": при вопросе "Где будет лучше?" мы ответим "ЗДЕСЬ будет лучше"; при вопросе "Здесь будет или не будет лучше?" мы ответим "Здесь БУДЕТ лучше"; при вопросе "Здесь будет лучше или хуже?" мы ответим "Здесь будет ЛУЧШЕ". Например: Она сказала: «Он уже УСНУЛ!»,— задернув ПОЛОГ над кроваткой СЫНА, и верхний свет неловко ПОГАСИЛА, и, съежившись, ХАЛАТ упал на СТУЛ. В других фразовое разбиение присутствует, но при этом акценты не попадают на конец строк, стихотворение звучит по-иному. Например: Что в ИМЕНИ тебе моём? Оно умрёт, как ШУМ печальный ВОЛНЫ, плеснувшей в БЕРЕГ дальный, Как ЗВУК ночной в ЛЕСУ глухом. Возможно это моё субъективное восприятие, но читается именно так. Вопрос: Действительно ли присутствует этот момент или это моё субъективное? Если да, то можно ли сказать, что первый вариант приоритетней с точки зрения ритма и отделения одной строки(фразы) от другой? Или это равнозначные варианты, и всё зависит от настроения стихотворения и задумки автора? Павел Реутов 18.12.2017 15:36 Заявить о нарушении
С точки зрения ритмики разные позиции в стихе неравнозначны.
А вот какими приоритетами будет пользоваться автор - решать ему. Если конечно, он действительно руководствуется содержательными приоритетами, а не просто идет на поводу своих технических проблем и слабостей. Или просто бездумья. Можете почитать мою статью про инверсии на СЦ. . С уважением Тимофей Бондаренко 19.12.2017 22:05 Заявить о нарушении
Статью про инверсии прочитал. С точки зрения семантики вопросов нет, в случае художественной перестановки смысловой акцент должен быть на подрифменном слове, иначе фраза будет звучать криво. Если есть потенциальная возможность расстановки смысловых акцентов на разные слова в строке при чтении, то автор, понимая это, должен "главное слово" поставить в конец строки, чтобы недопустить искажения смысла, ибо читатель скорее всего поставит акцент именно в конец.
Но у Пушкина ни с первым ни со вторым проблем нет. Что в имени тебе моём? Оно умрёт, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом. Конечно в первой строке можно поставить акцент и на последнее слово, но в остальных строках все однозначно и понятно. Меня интересует Ваше мнение по поводу именно таких ситуаций. Когда при чтении смысл не теряется(так как по-другому просто не прочтешь), и смысловые акценты не на концах строк. Такие стихи звучат иначе. Смысловой и соответственно ритмический акцент, попадая не на конец строки, создает паузы, в итоге строка читается не так ровно(монотонно). На мой взгляд в этом есть своя прелесть. Как Вы считаете, подобная акцентировка(не на концах) является огрехом с точки зрения ритма или же такие стихи равнозначны с теми, у которых смысловые акценты на концах строк? Павел Реутов 20.12.2017 11:22 Заявить о нарушении
Ну что я могу сказать - в процитированных 4 строчках под рифмой стоят сплошь проходные, не очень обязательные и нужные слова, на которые смысловой акцент трудно поставить. А потому они на себя не отвлекают внимание. И не мешают привлечь внимание к другим словам. В целом получается стих с более ровным звучанием, чем если бы наиболее важные слова были бы вынесены в сильную позицию.
Ошибкой было бы вставлять под рифму то центральные, то малозначащие слова. (Ну и в общем, следует помнить, что и внутри строки не все ударения равнозначны.) . С уважением Тимофей Бондаренко 20.12.2017 18:16 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |