Рецензия на «Подорожная» (Анна Германова)

Анна, позвольте мне поделиться некоторыми своими размышлениями по теме, которая занимает меня последнее время. Ваш этот стих тут как раз.
Современный поэтический язык: насколько он должен уходить корнями и ветвями в язык и образы XIX века?.. Например, в этом стихотворении присутствуют и "острог", и "клеть", и "подорожная грамота"... Понятно, что поэты - люди начитанные, пропитанные образной сферой мастеров прошлого. В нас сидят эти подорожные, клети и остроги, музы, свирели... Но можно ли этим любимым словам давать такую волю - так прорастать в наших собственных строфах?..

Сам стих идёт по нарастающей - к итоговым сильным строчкам.

Ольга Ведёхина   07.02.2018 16:12     Заявить о нарушении
Оля, справедливости ради - приведённые слова кажутся здесь органичными. Потом, мы не знаем лексики автора.

Анна Черно   07.02.2018 18:56   Заявить о нарушении
Я согласна - здесь они органичны. Я не нападаю - я подчёркиваю, что этот стих просто подтолкнул меня к разговору на волнующую тему. И мне интересно, что скажет вторая Анна - хозяйка страницы)

Ольга Ведёхина   07.02.2018 20:15   Заявить о нарушении
Оля, я знаю, что не нападаете.

Анна Черно   07.02.2018 20:32   Заявить о нарушении
Ольга, здравствуйте!

Спасибо за интересный вопрос, так или иначе его решает каждый, кто пишет.
Итогом большого количества мной прочитанного, услышанного и обдуманного является такое соображение: мы привыкли считать, что язык - это инструмент поэта/писателя. Мне кажется, скорее наоборот. Поэт/писатель сам - инструмент, через который осуществляется, кристаллизуется язык. Через поэта просеиваются в будущее те золотые крупицы языка, которые он намывает всю жизнь своим творчеством. Особенности речи настоящего поэта становятся не только литературным фактом, но тем языковым полем, в котором будут расти и говорить следующие поколения.
Эта мысль не нова, она неоднократно высказывалась, мне просто хочется её «обкатать» на языке, обозначить своими словами.
Не преувеличивая своей роли в русской словесности, я как всякий муравей тащу на общую стройку приглянувшиеся мне листики и щепочки. И надеюсь, что Толстого и Бунина через сто лет будут читать без словаря не только филологи, но и люди других профессий, не нагугливая (или какие там появятся поисковые машины))) каждое второе слово. Мне хочется, чтобы в русском языке остались и «клеть», и «острог», и «подорожная», потому что подобные им слова и составляют костяк литературного русского языка. А от всевозможных «яруг», «урём», «поелику» и «дондеже» не возражаю отказаться, они от русского языка в его развитии уже и сами отвалились)))

Анна Германова   07.02.2018 23:49   Заявить о нарушении
"надеюсь, что Толстого и Бунина через сто лет будут читать без словаря не только филологи, но и люди других профессий"
- А я, к сожалению, не столь оптимистична... Немало из строк раннего Пастернака мне непонятно именно потому, что его громаднейший словарный запас позволял употреблять множество слов, непонятных уже даже в конце ХХ века. Моя дочь многое не понимала в сказках Пушкина: читая их ей, я видела, как много употребляемых поэтом слов совершенно непонятны поколению 2000-х... Ведь читать слово не означает понимать его... К стихам люди прибегают для со-звучия душе, гораздо реже в целях саморазвития... Я сама в колебаниях: с одной стороны, чувствую то же, что и Вы. С другой - ощущаю необходимость говорить сегодня сегодняшними словами, чтобы реальность, отражаемая в слове, была нашей, а не позавчерашней...

"Поэт - инструмент" - да, согласна... Но это такая тонкая сфера: ощущать себя инструментом могут многие, но не каждого река языка выбирает своим руслом... Всё так зыбко... Нащупываем каждый свой путь...
Спасибо, Анна, за интересный диалог.

Ольга Ведёхина   08.02.2018 10:15   Заявить о нарушении
«К стихам люди прибегают для со-звучия душе, гораздо реже в целях саморазвития... »
Конечно, Ольга, это так, сначала созвучие, потом (если случится) саморазвитие.
Но как-то сложно мне представить, что если стих по-настоящему взволновал и пробудил отклик в душе, то читатель не начнёт выяснять, что означают непонятные ему слова, то есть, не займётся саморазвитием))) тем более, что при наличии интернета это делается мгновенно.
Поэтому мне и кажется, что где одно, там и другое. Сочувствия стихам без саморазвития никак не получается, в моём представлении. Лишь бы стихи были качественные, дающие импульс и к тому, и к другому)))

Анна Германова   08.02.2018 11:40   Заявить о нарушении
Помните «Сто лет одиночества»?
Когда жители Макондо заболели бессонницей и забывчивостью? Сначала Хосе Аркадио Буэндиа пришлось подписывать все предметы в доме, чтобы не забыть их названия (« это корова»), а болезнь прогрессировала, и подписи становились всё более разветвлёнными: «это корова, её нужно доить каждое утро, чтобы получать молоко, а молоко добавлять в кофе». Но неминуем был тот день, когда само значение слов забылось бы, слова бы потеряли связь с обозначаемыми предметами, забылось бы значение букв, и непонятно, чем бы всё кончилось, если бы не пришёл Мелькиадес)))
Я всё таки за то, чтобы стихи поднимали читателя на свой уровень, а не спускались к нему. Это не значит, конечно, что стихи надо перегружать «устаризмами». Чем более развит Ваш внутренний редактор, тем вернее он подскажет предельно допустимую концентрацию редко употребляемых слов на стихотворение)))

Анна Германова   08.02.2018 11:54   Заявить о нарушении
Опечаталась, «всё-таки» через дефис)))

Анна Германова   08.02.2018 11:55   Заявить о нарушении
Ну как же пройти мимо такого диалога и не встрять:)? Доброго вечера, Оля, Аня.
Мои 20 коп: стихи сохраняют не столько слова, сколько смыслы. А смыслы могут возникать даже в промежутках между словами. Поэт - это Адам, видящий сущность вещей и наделяющий объекты смыслами.

Валентин Емелин   20.02.2018 23:26   Заявить о нарушении
Валентин, рада тебя видеть)))
Я очень люблю мысль об Адаме, нарекающем имена предметам и явлениям.
Мне интересно: лично ты любишь, когда сегодняшние стихи строятся на лексике 19 века?.. Ты их ощущаешь как современные - или, может, тебе это вообще не важно?..

Ольга Ведёхина   21.02.2018 08:49   Заявить о нарушении
Оля, привет - всё зависит от задачи. растущие из сора стихи сами вытягивают/притягивают нужные слова. как затравка в кристаллизующемся растворе - вбрось одно слово, звук даже - и оно тянет другое, третье - и вот тебе картинка в стилистике 19 в - но это неважно, важны смыслы. ты же понимаешь, о чем речь. иногда в этой цепочке вытягивается экзотическое слово, которое застряло в лексиконе автора - ну или не застряло, было там всегда - но это опять не страшно, оно блестит, как экзотическая бусина. Эта нитка бус может быть стилизована под эпоху, может быть совершенно эклектичной - тогда бусины вырабатывают энергию от трения разнородных объектов - важно, какими новыми смыслами обогатился читатель. а автор порой сам этого сказать не может.
вот в этом стихе: оно хоть и стилизовано, но все равно вневременное, стилизация это только подчеркивает. А сила языка проявляется в этом ряду: обездвижела (не такое архаичное слово) - но тут же тянет "обезножела" - так моя бабушка говорила, это ее слово - теперь так вряд ли кто скажет - но это слово старости. и оно тянет эту ниточку преемственности, на которую нанизываются бусы. Дальше совсем серебряного века неологизм (археологизм?) "обескрылела". Образ запертого пространства - тут же с готовностью поставляется острожная клеть - её модно только отмыкать, не открывать, отпирать - а отмыкать (с аллюзиями на мыкать горе) итд итд и в итоге получается маленький серебряный слиток

Валентин Емелин   21.02.2018 12:26   Заявить о нарушении
не модно, а можно, конечно - редактировать некогда, сорри

Валентин Емелин   21.02.2018 12:28   Заявить о нарушении
Понимаю, Валентин, спасибо...

Ольга Ведёхина   21.02.2018 14:06   Заявить о нарушении
Спасибо за размышления, Валентин, всегда Вам рада, сами знаете)))
И образ бус, нанизываемых на нитку, и взаимного трения бусин, и образующегося в результате энергетического поля стихотворения очень близок мне. Помню и люблю одно из самых сильных Ваших стихотворений «Бусы» - там о другом, конечно, но ведь и об этом тоже!

Анна Германова   21.02.2018 14:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Аня, Вы ко мне очень добры.

Валентин Емелин   21.02.2018 16:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Анна Германова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ольга Ведёхина
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.02.2018