Рецензия на «Ключ-головоломка или Размышления о верлибре» (Белавин Игорь Песни)

Здравствуйте, Игорь Олегович!

Мне всегда приятно читать что-нибудь из критического, а ещё больше, из литературоведческого, имеющее непосредственное отношение к ПОЭЗИИ.

Чем и занимаюсь (не в ущерб прочим делам!) уже не одно и не два десятилетия.

В общем, прочитано больше, чем необходимо, но и напрочь забытого – тоже немало.

Наверное, последнее обстоятельство связано с тем, что сплошь и рядом не удаётся найти то "самое главное звено", потянув за которое, можно вытащить, как говорил Владимир Ульянов-Ленин, всю цепь.

Зачастую и цепи-то, как таковой нет, а есть нагромождение "предметов", похожих на некие колечки, соорудить из которых нечто не представляется никакой возможности.

Тем более, подобие какой-то цепи, способной выдержать хотя бы детское ведёрко неподдельного смысла.

Я щас не об этой Вашей работе – о других, вышеупомянутых.

Но и в ней, как ни старался, не смог понять, чем же всё-таки т.н., но так и недоопределённый как отдельная (?) субстанция "верлибр" лучше таки, по Вашим словам, "надоевших всем" тоники, силлабики и всевозможных комбинаций оных?

Неужели тем и только тем, что перечисленные инструменты организации поэтической речи от долгого употребления просто взяли и "надоели"???

Если обратиться к кирпичному домостроению, то способов "организации" кирпичей в надёжное здание не больше, чем хореев/ямбов/анапестов/амфибрахиев и т.д.

Не будет проверенной веками и во всей Ойкумене перевязки, – придётся обретаться под открытым небом или в пещерах.

Как я понял, программой-минимум было для Вас доказать, что, во всяком случае, не хуже.

Так, мол, уже давненько на Западе пишут – и вроде ничего... Никто не умер!

На Западе, конечно, много чего "интересного": там и Пьеры/Гансы на Жаках/Фрицах за милую душу женятся, и улиток с лягушками чуть ли ни тоннами лопают, и закурить бесплатно не дают, и кактусы из всех человеческих дырок у поэтов то и дело прорастают...

И дело даже не в том, что легче бегемота вытащить в одиночку из болота, чем запомнить наизусть окормляемый Вами вариант как бы поэтического высказывания, а в том, что если слово – единица какого-то общепринятого смысла, то в абсолютном большинстве случаев суммирование этих единиц в виде верлибра превращает законченный текст в явную бессмыслицу – приходится "наслаждаться", мягко говоря, вычурными фантазиями "каменщиков" и отдавать должное их завидному вокабуляру – разные там "самки учителя" и т.д. и т.п.

Справедливости ради, и современная силлабо-тоника, особенно в ея "постмодернистских" потугах суммирует отдельные слова в готовое "произведение" точно с тем же успехом...

Авторы, как заговорённые, не понимают очевидного: чем большая-пребольшая куча кирпичей отличается от несгоревшего Нотр-Дам-де-Пари!

М.

Мишель Емельянов   05.05.2019 15:48     Заявить о нарушении
Статья написана лет 5 назад, 1-2 года ушло на публикацию
но цель статьи вовсе не в том, чтобы отказаться от
силлабо-тоники
вы, наверное, заметили, что я сам предпочитаю рифму
цель статьи только в том, чтобы показать
что так называемый "свободный стих" вовсе не свободен
от конвенциональных ограничений
во всяком случае тот классический вариант верлибра
а котором я пишу
если Нотр Дам разобрать по кирпичику, то рифма поможет кое-что собрать
а верлибр из кирпичиков не состоит в принципе
если нет связи между образами (синтагмами) в верлибре,
то как ни разбивай на строки, верлибром набор строк не станет
с моей точки зрения то, что написано в "свободном стиле"
не только не верлибр
но и не стихи вовсе


Белавин Игорь Песни   05.05.2019 17:11   Заявить о нарушении
Игорь Олегович, вообще-то, на мой уже искушённый взгляд, любое высказывание числом более одного слова должно иметь какой-то, пусть и не совсем интересный смысл.

Насколько я понимаю русскую поэтическую (и не только) традицию, этот факт имеет первостепенное значение в вербальном межличностном общении.

Синтагмы, предложения – воленс-ноленс, тоже в какой-то мере единицы смыслов, разве что несколько укрупнённые.

В классической философии понятию целого и частного, неорганизованого целого и агрегатированного целого, т.е. тому, чем (на пальцах!) отдельный кирпич отличен от глины, песка, воды, огня и чем вываленная из самосвала куча кирпича отличается от кремлёвских строений уделяется большое внимание.

В современной поэзии (верлибры/неверлибры!), не будем говорить о качестве, перечисленные Вами "ингредиенты" вроде бы и присутствуют, но "раствора", долженствующего образовать некий монолит, либо вообще нет, либо совершенно "закозлённых" кондиций.

Разного масштаба "единицы" при этом не образуют ни осмысленного/осмысливаемого содержания, ни безотрывной от него формы.

И ежли в традиционном стихотворении благодаря ямбам/хореям/ дактилям/ анапестам/ амфибрахиям и рифмам ещё можно соорудить нечто ЦЕЛОЕ или его подобие, то верлибры от участи практически свободны!

Теоретики нетрадиционного стихосложения, как мне представляется, до сих пор чётко не определились даже в том, чем верлибр в их неоднозначных постулатах отличен от т.н. "белого", "свободного" и т.п. стихосложений.

Ну, например, относятся ли к верлибру (чистому/нечистому) "В дюнах" А.Блока, "Песня о буревестнике" М. Горького???

Многие "теоретики" утверждают, что – нет...

Верлибр-де намного круче!

Невольно вспоминается наставление Сальватора Дали своим собратьям по искусству: Вы можете быть кем угодно – "кубистами", "импрессионистами" и т.д., но научитесь сначала хорошо, как старые мастера, рисовать!)

М.

Мишель Емельянов   05.05.2019 18:20   Заявить о нарушении
опробую ужать речь о верлибре
до искомого смысла
верлибр только тогда "стихи"
если конструкция синтагм отвечает крайне сложным условиям
анализу этого явления и посвящена моя статья
пересказывать ее не буду
а если кто считает себя "верлибристом" не умея качественно рифмовать
так это к специалистам по фобиям


Белавин Игорь Песни   05.05.2019 18:41   Заявить о нарушении
Если бы могли производить/обновлять смыслы, держать размер, рифмовать промеж собой разные формы речи, глядишь, и верлибристами не становились!)

Форма содержательна, содержание оформлено.

Верлибр, как мне представляется, априори не в состоянии достичь этого двуединства, поскольку и применение силлабо-тоники далеко не всегда даёт в этом бесспорном тезисе впечатляющие результаты.

Несмотря на многочисленные формообразующие инструменты...

И всё-таки, Игорь Олегович, как быть с "Дюнами" и "Буревестниками"???

М.

Мишель Емельянов   05.05.2019 19:17   Заявить о нарушении
Сейчас я получил срочную работу
на 3-4 месяца, голова забита ею
так что извините, если отвечаю бегло
Буревестник Горького тяготеет к старинной форме стиха
это типичный безрифменный стиль а ля Гайавата
то есть точно не верлибр, а звуко-ритмический стих
сложнее со стихами Блока, который верлибры писал
один из них, правда, с еще не выраженным синтагмо-ритмом
мною в статье упомянут
но В дюнах это не классический верлибр
а эксперименты с белым стихом
то есть небольшие отклонения от привычного ритмического стиха
верлибр же возникает тогда, когда ритм становится ненужным
надоедает, приедается
почитайте, если захотите присмотреться, верлибры Михаила Кузьмина
это самое начало русской верлибристики
поэтому верлибр запретить нельзя, его можно
лишь "правильно", качественно написать
что в общем сделать сложнее, чем срифмовать
что-то из нынешнего мейнстрима

Белавин Игорь Песни   05.05.2019 20:17   Заявить о нарушении
Спасибо, за предложение!

Но...

Исходя из моих представлений о поэтическом высказывании в комплексе всех его составляюших (мы не говорили ешё о языковой культуре и об интеллекте пишущего!), а также из опыта прочтения многочисленных авторов-верлибристов, думаю, что не стоит тратить время попусту.

Где-то я с Вами могу и согласиться о пользе применения верлибра... при поднятии каких-то глубоких философских проблем человеческого бытия: тут чрезвычайно трудно играть рифмами в единении с метрикой и неординарными смыслами – дай бог с последними достойно управиться, но ничего стоящего в уже прочитанных "верлибрах", кроме заурядной хренотени, граничащей с обыкновенной бесовщиной, увы, не обнаружил...

А искать возможные "жемчужины" в невозможно объёмных залежах всяческого вербального навоза, не "царское дело", Игорь Олегович.

Спасибо за компанию!

М.

Мишель Емельянов   05.05.2019 21:15   Заявить о нарушении
Ну, критик по обязанности должен это самое в этом самом
копаться
и не брезговать
а если без шуток, то почитайте мою статью о Владимире Алисове
и если сочтете для себя интересным
то обратите внимание на верлибры Алисова
кстати, Алисов способен писать и традиционные рифмованные вещи
но как я понимаю ему просто не хочется
в традицию, а хочется быть вне
его право

Белавин Игорь Песни   05.05.2019 22:03   Заявить о нарушении
О Господи!

Ко всему надо относиться "толерантно", ко всем – с добром...)

И в обоих случаях ... забесплатно!

Принципами, конечно, торговать негоже, но, как говорил один очень известный и знающий персонаж, для оперативного вразумления к доброму слову необходимо кое-что и добавлять...))

М.

Мишель Емельянов   05.05.2019 22:28   Заявить о нарушении
Толерантно, однако без снисхождения
желательно, что была объективность
но для объективности нужна мудрость
да где ж ее бедолагу носит?
насчет "добра с кулаками" это куда-то во времена Светлова
но где ж я хвалил горьковского Луку?
Я лишь предлагал взглянуть на одного из лучших верлибристов
нашего смутного времени!
при чем ту "принципы"?

Белавин Игорь Песни   05.05.2019 23:09   Заявить о нарушении
Не читал истчо! Потом как-нибудь...)

"Добро должно быть с кулаками" восходит к Станиславу Куняеву, а "доброе слово с пистолетом" – к небезызвестному Альфонсу Габриэлю Капоне ( Аль Капоне!).

Поскольку во времена Альфонса Станислава и в проекте не было, налицо откровенная "калька".

Темны дела литературные, Игорь Олегович.

Ох, как темны!

М.

P.S. А тут Вы истчо с "верлибрами"...))

Мишель Емельянов   05.05.2019 23:33   Заявить о нарушении
сам Станислав Куняев от этих лавров всю жизнь отнекивался
близка к реальности байка, что Светлов придумал такую тему
для поэтических экспериментов
на которую среагировали Куняев и Евтушенко
но так ли важно первенство само по себе?
Удачи!

Белавин Игорь Песни   05.05.2019 23:56   Заявить о нарушении
Первенство в ядрёно сказанном важно не "так", а абсолютно! И это не столько вопрос тщеславия, сколько подтверждение опредмеченной самодостаточности.

Бывает и нередко, что копии с картин даже выдающихся живописцев лучше оригиналов, но цена им сами знаете какая.

В Дрезденской галерее, например, есть целый небольшой зал с такими делами!

Я там бывал неоднократно!)

М.

Мишель Емельянов   06.05.2019 00:34   Заявить о нарушении
Прочитал Вашу работу, посвящённую Владимиру Алисову...

Если Вы полагаете, что

горькие реки тумана
в иглах терновника

седая кровь
на травяных лезвиях

небесное молоко
в зелёных сердцах листьев, —

есть офигенное НЕЧТО, то мне сей "шедевр" верлиброписания представляется абсолютной АХИНЕЕЙ.

Подобное добро может клепать любой и каждый с завидной производительностью в несколько кубокилометров за один час – нашлись бы токо гонорароспособные публикаторы...))

М.

Мишель Емельянов   06.05.2019 15:54   Заявить о нарушении
вы слишком торопитесь с выводами, Мищель
но переубеждать не буду
темное время-с!
каждый видит свои пятна света в кромешной ночи

Белавин Игорь Песни   06.05.2019 18:59   Заявить о нарушении
Нисколько!

Синтагмы есть, и не одна, а ни культуры мысли, ни знания русской речи не просматривается.

= горькие реки тумана в иглах терновника =

Полнейшая абракадабра!

Эт что? Горькие реки тумана УТЫКАНЫ иглами терновника или в иглах, то бишь в ейных "полостях" эти самые горькие реки кудысь журчат-переливаются???

= седая кровь на травяных лезвиях =

Ох, уж эти "лезвия", "пледы", "стаккато", "ножи", "сады", "взрезанные вены", просто "вены"...)

Что такое "травяные лезвия"?

Ну, об осоку можно порезаться, о камыш... Какие истчо есть такие же кровожадные травки? Что-то и не припомню!

Но автор явно претендует на глобальную "всеобщность".

Чья, наконец, "седая кровь"? Или она – всё тот же "туман"? А сам туман – это горькие реки седой крови в иглах терновника???

Всегда, везде или токмо в сознании незаурядного верлибриста?

Мне страшно!

= небесное молоко в зелёных сердцах листьев =

Даже комментировать не хочется, а надо!

Ляп сродни вышеуказанному. Что в чём?

Небесное молоко покрыто "зелеными сердцами листьев" или оно таки умудрилось внедриться в самое святое, что есть?

Ну, если есть "сердце", Игорь Олегович, то, согласно Заболоцкому, должна быть и "дырочка для клизмы"?

Не так ли?

Туда "небесное молоко" истчо не затекло???)

М.

P.S. По-моему, "вождь" отечественных верлибристов Бурич изрёк однажды, что верлибр со знаками препинания, всё равно, что штаны с ремнём и подтяжками одновременно.

А я бы добавил: верлибр без знания родной лингвы – всё равно, что штаны с распахнутой ширинкой!

Мишель Емельянов   06.05.2019 20:25   Заявить о нарушении
оставим Алисова в стороне, тут мы не договоримся
а Бурич прав и вот почему
каждая строка в классическом верлибре синтагма
а знаки препинания и стоят там (в прозе)
где читатель должен задуматься о паузе
поэтому знаки препинания в верлибре говорят о том
что есть либо недоработки (синтагмы не выверены)
либо структура данного класса верлибром близка к прозе
у Метса и у других знаки препинания порой присутствуют
а вот у Бурича и Каплинского не присутствуют (хотя я
специальную выборку не делал, говорю по памяти)
однако не все верлибры классические, надо еще поразбираться
а вот то, что нынче выдают прозу, разбив ее построчно
за верлибр
это плохо, хотя порой такие эксперименты бывают занятными
у Амелина, например

Белавин Игорь Песни   06.05.2019 20:46   Заявить о нарушении
"травяные лезвия" кстати
это просто осока трава не более

Белавин Игорь Песни   06.05.2019 20:49   Заявить о нарушении
Вот и надо писать просто, без выдриконов!

Без лиственных сердец, без саксаулов из ушей, без несуществующей в природе вещей всяко-разной "умственной" хренотени.

Что в силлабо-тонике, что в нерегулярной поэзии, что в заявлениях начальнику жилищно-коммунально конторы ("В третий раз убедительно прошу Вас устранить у меня в ванне течь...)

М.

Мишель Емельянов   06.05.2019 21:14   Заявить о нарушении
во-первых, "надо писать" попроще это опять ко временам Светлова
к пролетарской поэзии
сейчас вновь пролетарская простота вернулась в поэзию
причем в тем же апломбом
во-вторых, именно сейчас "ничего никому не надо"
поскольку что простота, что непростота все равно бесславна
а то что в социальных сетях есть поклонники
так это извините "мечты и нечто"
конечно, серьезным авторам-метафористам сейчас сложно
а еще недавно ох какие споры аж по метаметафористам гремели!
но вкусы публики волнообразны
сейчас так
а завтра ну совершенно не так!

Белавин Игорь Песни   06.05.2019 21:43   Заявить о нарушении
Игорь Олегович, ну что Вы, право слово!

Надо, чтобы хотя бы следы какого-никакого интеллекта прослеживались в написанном.

А городить квадратные колёса на турусы – любой дурак с тремями классами мастак!

Метафоры-метафоры...

Ну, у Алисова одни "метафоры", и что с того?

Может, Владимир и чудесный сам по себе человек, но зачем же стулья ломать?

Литература – самый идеологичный вид искусства, как бы кого это ни кукожило и ни напрягало.

Потому что, одновременно исповедь и проповедь.

Исповедь умного и проповедь мудрого.

А Вы всякую ерунду, не заслуживающую абсолютно никакого и ничьего внимания, на гранитные пьедесталы возводите!

С чего бы это?)

М.
М.

Мишель Емельянов   06.05.2019 22:32   Заявить о нарушении
самый идеологичный вид искусства это как известно кино
а еще цирк
что касается капли ума в пролетарской чепухе
то чепуха так и останется чепухой разве что слегка подкрашенной
губной помадой
я еще понимаю пропагандистов советского периода
они хотя бы деньги за это получали
впрочем, не такие уж и большие
а нынешние почто трудютсся?
так в тусовке помелькать
кукушка может петуха и хвалит
да денег не дает
у самой нетути

Белавин Игорь Песни   06.05.2019 23:28   Заявить о нарушении
Литература априори идеологична.

Это, как говорится, медицинский факт и обсуждению не подлежит. Подлежит лишь разъяснению для не особо сведущих.

Есть идеология созидания, есть идеология разрушения; есть идеология целомудрия, есть разврата; есть идеология прекрасного, есть идеология отвратного; есть идеология просвещения, есть идеология мракобесия; есть идеология социальной справедливости, есть идеология закабаления.

А есть ещё и идеология пофигизма и броуновской свободы "самовыражения"...

Поэт, ничего не "проповедующий" нахрен никому не нужен, будь он даже сто раз безупречен с точки зрения филологических прописей; точно так же, как и нихрена ничего не знающий "трибун".

А ежли ни то, и ни другоё, но активно лезущее на подиум и добивающееся всеми способами общественного внимания, – это уже социально-опасные маньяки, подлежащие принудлечению в спецучреждениях.

Таковых "инженеров человеческих душ" хватает и в силлабо-тонике, но в верлибристике их количество просто зашкаливает.

Причём, до откровенного неприличия.

Настораживает и Ваше активное неприятие поэзии советского периода российской действительности вплоть до личности Михаила Шейнкмана – далеко и далеко не худшего ея представителя.

В сравнении с указанным периодом, "сделанное" постсоветское время – абсолютный пшик.

Ну не нравится Вам ни сама "Гренада", ни ея автор, назовите того, кто также здорово, чисто с точки зрения художества, воспел чудовищное социальное расслоение в современной России.

Похоже, что претендентов на лавры Светлова ешё нет, но дело за малым – пестуны уже наготове!)

М.

Мишель Емельянов   07.05.2019 00:30   Заявить о нарушении
С удивлением обнаружил, Мишель
что порой вы начинаете спорить и даже бороться
с придуманными Вами же самим жупелами
Разве я ругал Михаила Светлова, одного из интереснейших
поэтов той эпохи?
Разве я оскорблял непониманием лучших советских поэтов -
Смелякова, Твардовского, Самойлова, даже Семена Кирсанова?
это вы все себе навыдумывали!
Но проблема в том, что и тогда писали глупости, хотя в меньшем количестве
чем сейчас
А то, что глупости могут быть как идеологически выверенные
так и совершенно безыдейные
так это азы
сейчас многие удачно пиаряться за счет глупостей эпохи
но поэзией я такой пиар не считаю
вот такую "прсототу", точнее подделку под простоту
откровенно недолюбливаю
а народу, напротив, ближе именно такая "поэзия"
в сгущенной метафористике Алисова есть глубина
хотя, согласен, к ней надо готовиться, привыкать в манере
а к большинству нынешних мейнстримовцев привыкать не надо
все как на ладони
два притопа четыре прихлопа

Белавин Игорь Песни   07.05.2019 08:39   Заявить о нарушении
Не к "алисовым", не знающим должной грамоты, "привыкать" надо, а "алисовых" к букварям приучать.

Вы же не идеолог расползания мракобесия, Игорь Олегович?

Или "да" всё же?

М.

Мишель Емельянов   07.05.2019 09:24   Заявить о нарушении
не стоит обвинять человека
в вымышленных грехах, ибо
мы все живем в стеклянном доме
с чего вы взяли, что Алисов чего-то там не знает?
это ошибочная догадка!
а вот насчет мое

Белавин Игорь Песни   07.05.2019 11:58   Заявить о нарушении
не стоит обвинять Алисова в грехах,
ему совершенно не присущих
к тому же все мы живем в стеклянном доме
по слову Самойлова
"Вот и все, смежили очи гении"
а вот насчет моей "борьбы" с мракобесием
тут вы ближе к истине
стараюсь найти объективные критерии оценки всего и вся
как тут не найти в мракобесии "необъективность"?

Белавин Игорь Песни   07.05.2019 12:03   Заявить о нарушении
Психологи определяют газлайтинг как способ манипуляции, к которому человек прибегает, чтобы повлиять на другого, обмануть его и установить над ним контроль. Главная задача — смутить жертву, заставить усомниться в себе. Иными словами, это намеренный обман с целью получить превосходство.

Когда эту тактику используют без свидетелей, а стало быть, и без доказательств, газлайтинг становится чрезвычайно мощным оружием, которое позволяет абьюзеру подчинить себе партнера и рано или поздно подвергнуть сомнению ту реальность, в которой он живет. Но это можно предотвратить, если знать, на что обращать внимание.

Белавин Игорь Песни   07.05.2019 12:07   Заявить о нарушении
Да будет Вам, дорогой Игорь Олегович, будет...

Уровень мировоззрения и миропонимания, продемонстрированные Владимиром (неважно, в верлибристике это произошло или в силлабо-тонике), – уровень доисторического человека.

Это – не "вперёд", это – "полный назад!")

Не смею больше отрывать Вашего драгоценного времени на пропаганду возврата к тотемному восприятию окружающей нас действительности.

Всяческих Вам удач на столь тернистом поприще!

М.

Мишель Емельянов   07.05.2019 12:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Белавин Игорь Песни
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мишель Емельянов
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.05.2019