Элла Крылова - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Элла Крылова, "Скорбные строфы"
Чебоксары, "Новое Время", 2019
"Скорбные строфы" — книга о вечной любви, побеждающей смерть. Стихи, которые писались на протяжении полутора месяцев, практически каждый день после ухода их адресата из жизни, посвящены московской поэтессой Эллой Крыловой горячо любимому и незабвенному мужу Сергею Гремяко, 15 апреля 2019 года ушедшему в Вечность. Это был необыкновенный брак, необыкновенная семья с разницей между супругами в 30 лет, о которой Элла скажет поэтически точно, ритмично и емко:
Мы были заметной парой,
нас знало все Бирюлёво,
здоровались продавщицы,
соседи и почтари.
Я баловалась гитарой,
и жили мы очень клево,
исписывала страницы,
кружило нас — раз-два-три.
И вот — апрель 2019 года, печальный финал, конкретный и жестокий приговор земному существованию, которое влачим все мы:
Как не роптать на Бога и судьбу?
Я видела любимого в гробу.
И образ сей в мозгу запечатлен,
должно быть, до скончания времен.
"Скорбные строфы" — это книга прежде всего о смерти и связанных с человеческой смертью прочих переживаниях, овеянных Духом и зафиксированных в духовной плоскости. Читая, я ловлю себя на мысли о том, что этой книги покамест лучше бы не было. Лучше бы ее адресат оставался живым, ведь это не так уж и много — 82 года. Мог бы прожить еще пару десятков лет на радость любимой жене и друзьям, устраивая дружеские встречи в уютной квартире, слушая бардов в исполнении Эллы, читая вслух стихи любимых поэтов. Но Богу было угодно распорядиться иначе. Книга "Скорбные строфы" создавалась по как минимум двум причинам: во первых, чтобы оживить в сознании образ ушедшего, воскресить его в памяти силой великой любви и, во вторых, выполнить свой долг перед ним, увековечить его для сочувствующих Элле Крыловой читателей под обложкой хорошо оформленной книги: твердый цветной переплет, фотографии Сергея Гремяко в разные периоды его жизни, а также совместные фотографии Сергея и Эллы.
Элла Крылова всегда была поэтом мистическим, и это ее свойство в "Скорбных строфах" проявляется с особой силой, все ее откровения и видения о Сергее растут из твердого убеждения: "Господь тебя, конечно, принял в рай". Поэтому зримо и ярко возникает в стихах образ замечательного райского домика, где ее ждут все дорогие ее сердцу умершие:
Домишко этот заселен уже.
Серёжа там на первом этаже.
А на втором там матушка и брат.
Там наши кисы, пруд и пышный сад.
("Post скриптum")
А вот одно из главных мистических озарений Эллы, которым питается вся ее книга памяти Сергея:
Любовь такая не проходит,
а просто в Вечность переходит.
Взираешь с Неба ты, любя.
Смотрю с любовью на тебя.
* * *
Утешает чаяние томное:
мы с тобою встретимся в раю.
Надежда на эту встречу заставляет известную московскую поэтессу продолжать жить во имя Серёжиной памяти и даже — в идеале — сделать музей творчества и настоящей любви из той квартиры, которая являлась их совместным жилищем. Как человек, как женщина Элла Крылова — о том красноречиво свидетельствует ее новая книга! — необычайно сильная. Во всяком случае, именно так я ее воспринимаю. Ведь можно было уйти в запой, сломаться, бросить к черту всякое творчество… Ан нет! Божественному зову творчества даже в этой ужасной ситуации (ведь потеряла она за последние годы и маму, и брата, и любимую кошечку Александру) Элла остается верна. Конечно, книга, вышедшая спустя всего лишь два месяца после смерти Серёжи, окрашена ощущением вселенского одиночества, непроходящей тоски, порою граничащей с отчаянием:
И зачем же тянуть мне лямку
жизни вдовьей, пустой? Сломали…
Да я с радостью в землю лягу!
Но обратите внимание, читатели, что, несмотря на эмоциональный разлад, царящий в душе поэтессы, Элле Крыловой свойственна удивительная поэтическая собранность, книга о смерти и связанной со смертью мужа душевной дисгармонией становится удивительно гармоничной как явление литературы, она источает тонкий духовный свет и отличается необыкновенной поэтической цельностью:
Пишу, чтоб не сойти с ума,
я эти горестные письма,
поскольку наступила тьма
и в жизни я не вижу смысла.
А писанина кровь души
пускает, чтоб не так вскипала.
И Муза мне велит: пиши,
чтоб слезы рукопись вобрала!
Маргарита МЫСЛЯКОВА, Запорожье
Элла Крылова 31.03.2024 22:15 Заявить о нарушении
Александр Балтин
ГРАНИТ, ОБРЕТАЮЩИЙ ГОЛОС
Эстетика, как оправдание бытия; поэзия, как высота красоты, феноменальную возможность слова открывающая, словно показывает предельный вариант эстетики, противостоя каверзам и кошмарам реальности; и… даже мера собственной опустошённости предстаёт песней поэта:
Я не знаю, о чём написать.
Я уже обо всём написала.
Но опять соблазняет тетрадь
белизною. И это немало.
А боль бывает такая, что и на граните выступают слёзы: преодолима ли стихом?
Ведь белизна чистого поля бумаги сейчас оживёт волшебным образом, и тайны слёз, выступающих на граните, раскроются…
Новая книга Эллы Крыловой называется «Гранит со слезой»: субстанции совмещаются – камень горит слёзною болью, и двойственность, амбивалентность собственных ощущений спутывается тугими узлами:
Здесь до сих пор лежит Серёжа,
на нашей маленькой кровати,
и за столом сидит он тоже,
и помогает мне так кстати.
А я его ругаю матом,
а я зову его проклятым...
Муж, унёсший с собой тайну, оставивший квадратное одиночество вместо себя, муж, жизнь с которым палила сложностью и играла огнём счастья – вот же искры летят, бьют они с проводов строк в читательское сердце: уже не чужое, уже сопричастное творчеству, в котором растворяется поэт.
Только не немота!
Голос может сорваться, как жизнь, но всё равно – взовьются стихи, полетят прекрасные бабочки…
Каков узор их крыльев?
О, он сложен, в нём, как в старинном восточном ковре, закодирована жизнь…
Код её.
Вечно расшифровывая оный, творит поэт словесный сад:
Я с Богом не закончу спор.
Пусть говорят, что от искуса.
Нам с детства – смертный приговор,
так чем мы хуже Иисуса?
Разойдутся сложные тропы спора: он вибрирует напряжением, вплетается волокнами в ткань бытия, он бесконечен…
Сулит ли смерть выход?
…она таится везде: проглядывая даже из недр самой большой радости, давая свои мелодии там, где ожидались совершенно другие, жизнь скомбинирована с нею…
Прозаические пассажи перемежают регулярный рифмованный стих, книга – таким образом – приобретает более выпуклое, объёмное звучание:
Я выросла в лесу…
Льются исповедальные ленты: о! здесь и лес будто приобретает иное значение, отливая дантовским, или… деревья рифмуются с космосом, и Чижевский, кажется, улыбается, взирая с неизведанных высот с бездну новой книги Эллы Крыловой.
Полюс собственного голоса открывается новыми оттенками красок.
В мире нет пустяков!
Каждая деталь его напитана сокровенным значением, поэтому:
И вновь весна надеждой поманила:
а может быть, всё сложится не так,
как было!
Зелёный лист на ветке – не пустяк.
Ноты надежды отменяют слёзы… Нет, они опять проявятся, ведь космос жизни столь разнообразен.
Поэтический же космос, предлагаемый Эллой, открывает читателю высоту за высотой, и так интересно это вертикальное погружение в метафизическое небо!
11 марта 2024, Москва
Элла Крылова 14.03.2024 23:14 Заявить о нарушении
Александр Балтин
ВОЛШЕБНЫЕ ШАГИ
«Шаги по воде» волшебны, бесшумны, и, связанные и с бытием, и с пространством быта, и с метафизикой, и с онтологией обыденности, рождают широкие ассоциативные круги.
Дорогая Нина,
даром, что ль, соседки?
Отведи от сплина,
выгони из клетки!
Клетку сотворила
я сама, теряя
веру в то, что было,
и в мечты о рае.
Шаг – в сторону от рая, от мечтаний о нём, малиновом и светозарном, обещает нежность песни, так тонко и плавно открывающей новую книгу Э. Крыловой: проводящую читателя многими невесомыми шагами – сквозь свинцовую суетливость мира…
Ажурно вьются строки, сплетая своеобразные смысловые гнёзда.
Изящно наполняются гнёзда эти птицами: что непременно вылетят в вечность; одно мешается с другим, организуя сложный смысловой орнамент…
…мир сжимается аскетически до квартиры, балкона, цветов: он сжимается именно таким упругим образом, чтобы развернуться, раздвинуться в вечность, вечно мерцающую синеватыми огнями: манкими, как детские грёзы:
Кто-то скажет: «Эка штучка!
Мы не будем с ней водиться».
Я совсем не белоручка,
я люблю с землёй возиться.
Даже садик на балконе
вызывает восхищенье,
и зелёные ладони
раздвигают помещенье.
В малом Крылова видит многое, в каждой капле стиха – зажигается звёздочка, или звезда; за балконным садиком мерно мерцает множественность бытийных и литературных ассоциаций, и гармония речи…пусть горчит иногда, всё равно – завораживает своим метафизическим золотом.
Рухнет занавес отчаяния: однако: не убьёт – остаются любимые кошки, определяющие онтологию бытия, остаётся высокая мера поэтического дарования, и четырёхгранник четверостишия вспыхивает огоньками, прожигая рухнувший этот занавес:
Мой профиль волевой и бронзовеющий,
и в небе отсвет Юга розовеющий,
и Бетти рядом с Борей на постели.
А больше ничего. Всё черти съели.
Впрочем, плазма жизни бушует в поэзии Крыловой с накалом, со множеством ярких высверков, и с тем хорошим нервным напряжением, что отрицает быстро сгорающий хворост возраста:
Пожилая – пожила я,
но красивою осталась.
Не по возрасту живая,
мне по нраву бунт и шалость.
Ветхозаветные ассоциации рождаются из бытовых соприкосновений с вещами, и то, как поэт тонко связывает полярные понятия, завораживает – изяществом словесного плетения и живою жизнью мысли:
Прелестные вещицы, право,
и хочется воскликнуть "браво!"
тому орлу, что их пошил.
Склонив главу на обе к ряду,
брожу по яблоневу саду,
который Змия пережил.
Вековечность природного образа… не слишком-то нуждающегося в людях.
Белизна сущности Бетти: любимой кошки – огранена в цветение лепестков:
Душа твоя – белая роза.
Тебе улыбаются звёзды.
Сияют глаза золотые
твои, как источник в пустыне.
Новая книга Крыловой, трактуя мир, как космос, подлежащий поэтическому исследованию – с использованием инструментария волшебства, завершается посвящением супругу:
Посмотри, как маюсь я тоской,
от разлуки нашей как страдаю.
За страданья я блаженства рая
не приемлю. Только бы покой…
Мучительность жизни растворяется в мерцании покоя.
Шаги звучат в небесном пространстве: хотя и предполагался путь по воде…
7 ноября 2023 г., Москва
Элла Крылова 01.12.2023 21:52 Заявить о нарушении
Александр Балтин
НОВАЯ КНИГА Э. КРЫЛОВОЙ
Мера метафизики, определяющая каждую поэтическую жизнь, вписанную в пространство бытия, дана возможностью просветить всякое явление-ситуацию-феномен огненным ощущением высот – от каких и зависят внешние проявления яви.
Метафизика Э. Крыловой распространяется на все сущности реальности, и элемент фантасмагории, сближения полюсов велик настолько, что через кота, всегда соединённого с миром мистики, проступает запредельность:
То ли в небе, то ли в море
он летит или плывёт.
На высоком на заборе
восседает чёрный кот.
Метафизикою очень
этот котик увлечён.
Две луны – сияют очи.
Мир здесь новоиспечён.
…текут, мерцая, поставленные торчмя, неуловимые кошачьи зрачки: вбирают реальность, какая не очень реальна, учитывая протеизм её, ускользание, но мир – феноменальный и фантастический – проступает – своеобразием красок…
Новая книга Крыловой « « интересно сочетает разные грани – духа, интеллекта, поэтического накала: и сатирические огни вспыхивают не менее значимо, нежели лирические факелы…
Вечная драма России: избыточно сытое чиновничество, поедающее страну, впечатывается – мощно и остроумно – в компактный четырёхгранник четверостишия:
Чиновник в России –
могучая сила.
Но эту бы силу
коровкам на силос.
Остаётся только согласиться…
Контрастность мира – и слишком серьёзная «разнесённость» людей по духовным и интеллектуальным полюсам декларируется с жёстким высверком понимания оного факта: факта, отдающего полынной горечью, и не подлежащего изменениям, увы:
Ты больше мне не интересен,
мой мальчик сладенький и глупый.
Тебе я спела столько песен! –
не разглядеть тебя под лупой.
Я вознесла тебя на время,
но воздух гроз ты не выносишь.
Эх, рабское, холопье племя! –
овчинки клок с него не спросишь.
Россыпь четверостиший сверкает алмазно:
Пусть нынче плохи у меня дела,
а всё-таки в Париже я была!
И образ этих дней запечатлён
в сознанье до скончания времён.
Праздничное великолепие былого способно пропитать волшебной субстанцией любую «плохость» нынешнего, сообщая ей бытийные краски подлинности: ведь жизнь и должна быть праздником!
Поэзия Крыловой плещет, блещет и животрепещет, вовлекает в свою разноцветную плазму, исследуя пространство и время с неистовой и неистощимой силой.
Окна онтологического отчаяния распахиваются порой: они необходимы – иначе не установить баланс бытия, в котором слишком много поводов… для раскрытия подобных окон:
Кого накормила – того приручила.
Кого приручила – не уберегла.
И ходит за мною нечистая сила,
а чистая сила сложила крыла.
Может ли нечистая сила диктовать стихи?
Не проверить – тут невозможно исследование, подразумевающее формулы и математические выкладки, однако, думается, что именно чистая сила ведёт поэта по трудным тропам бытия.
Элегично зажигаются огни белой прогулки, и цветы возле кладбищенской плиты воспринимаются земными, но и запредельными строками существования:
Осенний день, отрадный день,
прохладно, и гулять не лень.
И у кладбищенской плиты
белеют нежные цветы.
Круг существования бесконечен: в общем, и нет никакого круга: есть возрастающая мера гармонии, которая, рождаясь из противоречий, пропитывает возвышенную поэзию Крыловой – поэта, дарящего себя миру щедро, как июльский ливень.
7 сентября 2023, Москва
Элла Крылова 18.09.2023 09:27 Заявить о нарушении
Спасибо, я оценила:))
Элла Крылова 13.03.2023 00:03 Заявить о нарушении
Борис Мостовской 14.03.2023 18:38 Заявить о нарушении
Александр Балтин
«МОЯ ДОСТОЕВЩИНА» Э. КРЫЛОВОЙ КАК ПОЭЗИЯ БЕЗДН
Достоевский велик: достоевщина ужасна: она втягивает в себя, заставляя вихриться таким лабиринтам, какими не хочется идти; она ест твой мозг, и... она необходима, как глубоководное погружение в себя, с той мерой самопознания, которая не может обойтись без боли.Достоевщина у каждого своя: а коли речь о человеке, значительно одарённом, она умножается на корень квадратный бытия, какое поэт выводит из своей жизни.
Раны болят – основное их свойство, поэтому:
Все битвы выиграны, и что?
Остались ноющие раны.
Их пятьдесят, а может, сто,
ран не считают ветераны.
Награды прибавляют боль,
позолочённые заплаты.
Зато ты сам себе король,
не просто инвалид треклятый.
Новая книга Эллы Крыловой называется «Моя достоевщина», и книга кипит и бурлит: эмоции, скрученные в стихи туго, как гнёзда, мысли, наполняющие строки густотой мёда, чувства…даже остывающие оставляют ощущения высоты пепла…
Всё сгорело?
Или всё начинается?
Полюса сходятся, и хоть космос их тяжёл, схождение необходимо…
…мощно рисуется портрет человека: выхваченный из толпы стихом уже менее подвержен смерти, и портрет поэт пишет красками силы, веры, стойкости, и много их в палитре:
Татьяна из зачуханного Орска
перебралась в огромную Москву –
семья её в деньгах нуждалась остро,
знавала Таня голод наяву.
В Москве работает на двух заводах,
растит двух дочек, мужу варит борщ.
А в голубых глазах – рассвет свободы,
и кошелёк её уже не тощ.
Открытая широкая улыбка
вписалась в хмарь столичной суеты,
как в ночь – луна, мерцающая зыбко.
И незачем теперь сжигать мосты
и спорить с веком.
О, с веком необходимо спорить, выдвигая аргументы человечности, поскольку он – век – опровергает их, всё настойчивее требуя превращения человека в маленький винтик глобального денежно-прагматично-эгоистичного мира…
С веком спорит и поэт, выводя свои формулы верного существования: и формулы эти – от гармонии и света.
И безнадёжность, холодными шипами прокалывая стихи, не столь безнадёжна, коли четырёхгранник четверостишия выверен совершенно:
Меня убивает время.
Чужая пришла эпоха.
Эх, если бы ногу в стремя!
Бежать? – но повсюду плохо.
Книга Крыловой комбинированная: открывается прозой…
Время шумит, что противопоставить?
Мудрость:
Мудрость живёт в тишине. Но и на базарной площади она остаётся собой.
Сухой и точный блеск афоризмов Крыловой поэтичен: это вполне стихи – одностишия мысли.
Потом засверкает мозаика жизни: пестро и разнообразно, насыщенно и трагично, прозаично и поэтично…
Снова заиграют мелодии стихов: тонкие исследования себя в различных ситуациях, постижение собственных бездн:
Сегодня рухнула какая-то преграда,
сегодня я прошла себя насквозь.
И никакой защиты мне не надо –
меня, нагую, защитит Господь.
Уже не властен надо мною сатана,
сквозь челюсти дракона я прошла.
Крылова – именно поэт бездн: и бушующие провалами уравновешиваются высочайшей, мистической гармонией бездн сияющих, вдвойне таинственных и столь необходимых человечеству.
22 января 2023 г., Москва
Элла Крылова 17.02.2023 11:33 Заявить о нарушении
Наталья, в девяностые, конечно, было всё, что Вы перечислили. Но почему-то никто сегодня не ценит главное: в девяностые пришла свобода. Вышла на белый свет великая культура, которую советская власть держала в подполье и в тюремных психушках. А бандиты, проститутки, наркоманы были и в советское время, просто тогдашний официоз тщательно скрывал этот факт.
Элла Крылова 10.12.2022 14:00 Заявить о нарушении
Александр Балтин
ДУХОВНЫЙ ДОМ «ДРЕМУЧЕГО ЛЕСА»
…высокие цветы стихотворений распускаются аристократически благородно, играя (но – смертельно всерьёз) каждым лепестком строки отдельно, и суммою их: возможно и: суммой сумм:
Спустилась я с небес на землю,
и снова стало тяжко жить.
Лукавой лести не приемлю,
мне благо – с Господом дружить.
Скорбь благороднее веселья,
печаль уместней в мире сём.
Не Бытие – его похмелье
мы по стаканам разольём.
Звукопись Эллы Крыловой вспыхивает и пенится, словно… предлагая альтернативный вариант поэтической жизни: таинственные жуки «ж» загораются на солнце духа, как древнеегипетские скарабеи, а ленты «л» гармонизируют пространство. Тяжела ли мудрость? Скорее есть в ней гордо-стоическая интонация, но и скорбь, дающая оттенки благородства, звучит… высотами органной музыки.
Культурологический орнамент поэзии Крыловой сплетается туго, множественность ассоциаций зажигается разноцветными огнями: и Хайям благосклонно улыбается, вчитываясь:
Мудрец не станет гоготать, как гусь,
он улыбнётся сдержанно, и только.
Но черни не привить хороший вкус,
и я скорее пессимист, чем стоик.
Верный вектор мысли поэта бередит сознание, однако: правоте не возразишь…
Мудрость – частая гостья в поэзии Эллы Крыловой: она (мудрость) становится своеобразным персонажем, требующим отдельного внимания; а колорит и аромат подмосковных лесов, упоминаемых в стихотворении, возникает особостью одинокого счастья:
Мне принесли осенние дары
мои друзья. Плоды на белом рдеют.
Я не скажу, что вышла из игры,
но, может быть, скоплю немного денег,
уеду в подмосковные леса,
исхоженные в юности по крокам,
и буду мудрость собирать по крохам,
как ягоды сбирают в туеса.
Порою, кажется, безнадёжность, владеющая Крыловой, окончательна, однако совершенство четырёхгранников-четверостиший… словно опровергает собственное содержание:
Старый дьявол бил на жалость,
и его я пожалела.
Где была Крылова Элла,
горстка пепла там осталась.
Возникает образ брата, мелькают мотивы детства, и оригинальность иронии, просачивающейся в стихотворение, завораживает… именно оригинальностью: отношения к собственной действительности:
Мы росли, как трава под забором,
но зато нас никто не косил,
одуванчики не были сором,
и тянулись мы вверх со всех сил.
Но – Ангел Скорби вновь и вновь склоняется над поэтом: множественно возникающий образ ушедшего супруга толкуется двойственно, зигзагом мелькает молния Катулла, обозначившего вечное противоречие сильной, как смерть, любви; собственные – поэта – перетолкования былого уточняются и утончаются, набирают новую силу, и закипают новыми оттенками чувства:
Фото нашла я, где ты уж старик
и не бросать умоляют глаза.
Ах, мой герой романтических книг,
что ж ты кусался, как злая гюрза?
Но, постарев, стал мудрей и добрей,
годы последние были – сангам,
то есть слияние душ. Назорей
с нами ходил по январским снегам.
Поздняя гармония требует высоких образов, и Крылова щедро даёт их, используя строй вечных онтологических ассоциаций.
«Дремучий лес» называется книга, составленная из стихотворений последнего года: и много разнообразного в оном лесу: жёсткие, почти металлические стволы метафизических древес возносятся в простёртые над ними дали, и густо шелестит живая листва произведений…
Вторая часть книги – «Скупые плоды размышлений» - прозаическая: хотя размышления Крыловой афористичны в той мере, когда границы между прозой и поэзией стираются…
Посему – стоит войти в лес, предлагаемый Эллой, и, путешествуя по нему, вглядываться в озарения открытий, свершённых поэтом.
21 октября 2022, Москва
Элла Крылова 26.10.2022 10:35 Заявить о нарушении
Земля неравнодушна, она сама - живое существо.
Люди делают гадости, а Земля им отвечает - стихийными бедствиями, например.
Тараканы совершенно лишнее, тем более после радиоактивной пыли.
Земля - колыбель человечества. - понравилось.
Элла Крылова 10.10.2022 11:38 Заявить о нарушении
. К. Циолковский.
А тараканы переживут любую радиацию, они её не раз переживали и выжили.
Александр Носков 2 10.10.2022 19:00 Заявить о нарушении
Наталья Колесникова (Севастополь)
Как Элли ждала эмиграции в рай!
И каждое утро и вечером тоже
она наливала жасминовый чай
в красивую чашку с пометкой «Серёжа».
Потом на балконе крошила багет
привыкшим к её благодействиям птицам.
Читала растрёпанный Новый Завет,
училась быть сильной и много молиться.
Два года семь месяцев. Быть иль не быть?
В небесном краю заждались её... Что же
не может у Бога свиданья спросить
ушедший безвременно милый Серёжа?
Опять остывает жасминовый чай.
Им будет полит гиацинт на окошке.
Ещё один шаг к эмиграции в рай.
Ещё один день в одиночестве прожит.
Элла Крылова 19.03.2022 13:55 Заявить о нарушении