Священник Павел Скондаков - написанные рецензии

Рецензия на «Об искушении Христовом» (Игумен Паисий Савосин)

Здравствуйте, о. Паисий, меня тут некоторые слова смутили, может из-за моей необразованности, но всё же, если можно немножко раскрыть: "человечество Христово – подлинно, потому что принял Он естество падшее, «худшее, да подаст нам лучшее» (стихира на Благовещение), обновив его в Себе и Собою, потому что искушениям подвергаются все люди, носящие падшее это естество." Т.е. когда Он был искушаем сатаной Его естество было ещё падшее?

Священник Павел Скондаков   07.08.2022 19:41     Заявить о нарушении
батюшка о. Павел, думаю, не совсем правильно ставить какую-то рубрикацию, типа вот здесь естество человеческое во Христе ещё падшее, а вот здесь уже обоженное
ясно, что:
от Пресвятой Девы восприемлется падший Адам, потому что она исповедовала Своего Сына Своим Богом Спасителем ("возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем"), свт. Игнатий Брянчанинов подчёркивает, что это означает, что Сама Матерь Божия мыслила себя принадлежащей к погибавшему естеству человеческому, поскольку Спаситель нужен погибающему
далее,
от самого воплощения естество человеческое во Христе обожено, однако это ещё не отменяет падшести, поскольку Христос живёт, проповедует, совершает знамения и чудеса, наконец, страдает, умирает и воскресает, возводя в Себе человека (Адама) туда, откуда он ниспал, ровно по тем ступенькам, это мысль свт. Иринея Лионского, чтоб не искать цитаты из многих отцов
падшесть, само собой, отъемлется Смертью и Воскресением - после этого естество человеческое во Христе обновлено, однако Он останавливает Магдалину от осязания: "Я ещё не взошёл ко Отцу" (впрочем, в другом эпизоде говорится, что она и другие пришедшие с ней мироносицы схватились за Его ноги), т.е. совершенство обновления человеческого естества во Христе - в восшествии ко Отцу
прп. Иоанн Дамаскин в одном из воскресных канонов говорит, что Плоть Христова не была нетленной до смерти и воскресения

некая невнятица, которая бывает у некоторых в отношении этого вопроса, растёт из католического учения о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, т.е. что уже в Ней естество человеческое - первозданное, что, как они фантазируют удалось достичь за счёт непорочного зачатия, т.е. тоже без участия мужа
им это нужно, чтоб сказать, что во Христе человеческое естество не падшее, однако это заблуждение (что видно уже из слов Самой Пресвятой Девы, как говорит свт. Игнатий)
это их мнение, конечно, имеет корни в глубине веков, ещё в докетизме, когда не решались еретики принять, что Бог принимает падшее, чтоб обновить его
но свт. Афанасий Великий возражает: "что не воспринято, то не спасено"

у католиков вообще с антропологией проблемы
например, они ещё думают, что в грехопадении естество человеческое не повредилось, а лишь лишилось благодати, как было одетым, а стало раздетым
но восточные отцы решительно говорят, что естество человеческое повреждено падением и находится от тех пор не в естественном состоянии, а падшем, повреждённом
из этого, кстати, вытекает ошибка Фрейда, который считал естественными движения страстей, а потому противодействие им и вызывает комплексы и патологии
но эти движения страстей как раз естественны падшему состоянию
антропология вообще важная вещь, как сейчас оказывается

Игумен Паисий Савосин   07.08.2022 20:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «На потом» (Лора Катаева)

Очень важную мысль вы заключили в это замечательное произведение - что за всё,в том числе и за невыполненные обещания придётся отвечать...спаси Господи!

Священник Павел Скондаков   05.08.2022 06:49     Заявить о нарушении