Кемельбекова У.Б. - написанные рецензии

Рецензия на «Кто мы такие на взгляд сатаны?» (Аргутинский-Долгорукий А.И.)

«Кто мы такие на взгляд сатаны?
Глупою спесью полны.
«Не ласкайте любовника против волны»:
предупреждают сны.

Так и бежим. По пятам позор,
вот и приют сожгли.
Суд демагогов гневен и скор.
Что мы превозмогли?!

Вопрос, обращённый к Пандоре, не одну её должен ставить в тупик. Вряд ли инициаторы стремились к сообщённому итогу. Не «порядок из хаоса», а хаос порядка, посрамление горнего мира к радости Диавола!

«Помню, в сердцах говорил океан,
иго большой вины.
Груды и щепы поверженных стран,
вот она – месть Луны!

Но не послушники каменных нор –
с кем это мы дружны?
На перепутье затеяли спор
гении новизны».
Мыслитель подключает к диалогу планетарный духов: человечества, океан и луны, свидетельствующий о последствиях космической катастрофы, разразившейся, как ответ на инициативу богов, обрушивших приливными силами земную цивилизацию.
По отношению к человечеству автор не скрывает трагической самоиронии. На судьбоносном перепутье затеяли спор «гении новизны»: подвергнуты вселенскому одиночеству. Критика сатаны справедлива: спесь – сильнее разума землян, включая самоуверенных богов. Такова логическая ловушка, устроенная Пандоре философом-стихотворцем.

Кемельбекова У.Б.   21.06.2006 08:41     Заявить о нарушении
Рецензия на «Посмертия» (Аргутинский-Долгорукий А.И.)

Цикл «Полития» практикует жанр высокой патетики, посмертных посвящений, которые так и называются – посмертия. Посмертия – относятся к гимнической литературе, содержащей культурно-эзотерические диалоги с ушедшим миром.

«Пепел Клааса над нами, земными, тревожно стучит,
пульс рассудков подвергнут смертельной икоте.
В этом вихре обманов лишь тот коренной устоит,
кто от них отрешится в небесной работе.

Время книги посмертий вершит свой геном.
Ты – крылатая вязь негасимого серддца.
Псамметих прозорливый крепит наш канон
на сказаниях бед и побед Артаксеркса».

Ритм – горд, уверен, слова едины: вечны и современны. Отрешившийся от обманов «коренной» – устоит, поскольку опирается на историю и прогностику. Такую мысль философ Аргутинский-Долгорукий называет ретропрогностической моделью.

«Не на празднике мы, затевавшие тьму,
оголтелых команд душегубов-пуристов.
Не для них, а для нас обольстили тюрьму
и вогнали в позор лихачей-оптимистов!»

Поэт отвечает Платону, призыву к стихотворцам в кризисный для полиса миг ослабить физиологизм совлечения.
Гимнический зов мифологически конструктивен: укрепляет уверенность «общего дела» бесстрашия в борьбе за высшие идеалы.

Кемельбекова У.Б.   08.06.2006 12:27     Заявить о нарушении
Рецензия на «Арифметика» (Аргутинский-Долгорукий А.И.)

Стихотворение открывает цикл «Архимедии», именуемый «Полития». Термин введён древнегреческой античностью для обозначения городской жизни, жизни полиса. Автор ссылается на английского философа Томаса Гоббса, его модель сверхгосударства, воплощенную в образе библейского чудовища «Левиафана», социологически интерпретированную в «политической арифметике» английского исследователя Вильяма Пети.

«Бедных доходы нижутся,
барам – от их щедрот.
Термины перепишутся,
если свобода ждёт»

Последняя фраза указывает на российское «послесоветское» направление цивилизационного времени, его апологией нового экономического неравенства как двигателя общественного прогресса. Поэт-философ сомневается в долговременной плодотворности такого понимания.

«Гоббсова арифметика,
сны подытожит смех.
Заговорила этика
мерой упавших вех.

Первое накопление,
Новозаветный срам.
Бдение, зрение, мнение.
Там и решим, кто – зван!»

«Политическая арифметика» противополагается этическим формулам Нового завета. На исторических аналогиях Аргутинский-Долгорукий разрабатывает новые метафоры философской иронии и этического скептицизма, которые органично входят в его поэтику, создают эмоциональное напряжение, свойственное критическим образцам. У читателя формируются ожидания, что имеем дело с классикой, развитием стихотворного ренессанса, идеалами утопического возрождения.

Кемельбекова У.Б.   08.06.2006 12:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Небо судеб - истома» (Аргутинский-Долгорукий А.И.)

Ирония закаляет стихотворца, подготавливает к героическому и повседневному, их слиянию в поведении. К такому стремится!

«Небо судеб истома,
знаков почивших слой.
Не выходи из дома,
если ты не герой».

Небо и твердь откладываются слоями знаков. Будь осторожен с символическим известняком, наследующим духовную почву.
«Не выходи из дома, если ты не герой!» Афоризм, расправляющий крылья над бытом. Будь сосредоточен, мудр, искусен: опасности видимые и невидимые – окружают.

«Не оскверни загадки,
умерших успокой.
Сколь уверения шатки
в этой земле сырой».

Речь опытного, бывалого, претерпевшего в социальной наивности или даже глупости.

«Будто немы зарницы,
им бы душой внимал.
Не различу границы,
так промежуток мал!»

Дело во времени, необходимо жить долго, чтобы мысль окрепла, труды свершились… Знакомый голос, собеседник видит, слушает. Только что был здесь. В этом проявляются поэзия и философия Аргутинского-Долгорукого.

Кемельбекова У.Б.   08.06.2006 12:14     Заявить о нарушении
Рецензия на «Читайте неясные книги,» (Аргутинский-Долгорукий А.И.)

Переворот, осуществлённый в стихотворном стиле, получает критико-философское, семиотическое осмысление в творчестве самого Аргутинского-Долгорукого. В рекомендациях к чтению содержатся рекомендации к развитию, сохранению метафорических энергий.

«Читайте неясные книги,
туманы развеются сами
в какой-нибудь творческой лиге,
хранимы, как порох, писцами.

В случайной, но быстрой триреме,
ритмической магии вёсел,
по дебрям мечты, в теореме,
нежданном и робком вопросе».

Мыслитель указывает на характер книг. Книги не должны быть очевидным пособием. Как иначе возбудить любопытство?
Где и как хранить? Хранить так, как хранили писцы – в готовности энергий к физическому и духовному полёту, в капсульной монаде, движение которой, подчиняется ритму стихотворных вёсел. Процесс запускается неожиданным, ситуативно-мыслительным, но не жёстко фокусированным вопросом. На «правильности» книг сказывается характер подбора.

«Читайте! Покуда не поздно,
ищите в отложенных книжках,
когда равнодушье серьёзно,
таится в словесных излишках».

Разберёмся. Первое требование – не опоздать! Второе – книг, достойных внимания, должно быть много, на фоне информационной избыточности они таят судьбоносные намёки. Третье – ваше внимание находится в состоянии незаинтересованности. Поэт даёт расшифровку.

«Встречайте былое, пишите,
ищите раскол в монолите.
Утопии – в вечной защите
ещё не окрепших событий ».

Былое не монолит, ищите подходы – «обрящите!» Почему? Потому, что ищете не случайное – Утопии. Они – под опекой Небес! Но это – опека, не знающая автоматизма. Стихотворец оптимистичен.

«Всё это как будто опасно.
Пока рубежи виртуальны
грядущее видим неясно,
и смыслы его не буквальны ».

Угроза – в космической неясности, исходящей, быть может, от Мыслящего Универсума, последствий вероятностного порядка вещей.

Кемельбекова У.Б.   07.06.2006 14:52     Заявить о нарушении
Если это критика, значит я птица.

УУУУУУУУУУУ.......гыггыггыггг...угроза в космической неясности.

Аргутинский Долгорукий такие люди как вы тянут Россию в пропасть.

Джа Ка   23.12.2006 10:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Если я в первых словах упаду,» (Аргутинский-Долгорукий А.И.)

Стихотворение об отношениях сознания, поэтики и риторики, составных частей учения о взаимодействии культур и цивилизаций.
Катастрофе цивилизации предшествует катастрофы речи, социальной информации.
Стихотворение, как модель кризисного взаимодействия частей общественного сознания, трёхчастно.
Первая часть:

«Если я первых словах упаду,
не посылайте вдогонку вторые,
я принимаю советы простые:
мы прощены в межпланетном ряду».

Автор в образе оратора обращается к аудитории в переломный момент. Как поэт он хорошо понимает ответственность первых слов, устанавливающих контакт. Обращение тревожно, вызвано соображениями возможной ошибки. Следует указание на общий благоприятный исход – посмертно прощены в межпланетном ряду. Оратор-политик, упрощает, смягчает ситуацию, даёт мягкий совет не выходить из пределов предлагаемой модели.
Затем следует внутренняя критика речевой ситуации.

Вторая часть:
«Ты побежишь, отщепенец гостиной,
уравновешен в актёрском аду,
маленький, пестрый, условно наивный.
В первых строках я повторно паду».

Как ритор, автор ведёт сюжетную игру, раскрывает себя в планируемых образах: психолога, актёра, изобретателя речи, стремясь к сближению с аудиторией: мыслю, говорю, как вы. По должности информирован лучше. Делает – прыжок к «референтной группе» насчёт обдуманного повторного падения.

Третья часть: автор возвращается к подлинному образу поэта и философа, рассматривает ситуативную речь с позиции философско-стихотворной поэтики.

«В жалкой строфе, не дожив до цезуры,
бесповоротно печален герой.
Не проносите звериные шкуры,
смерть разместится за вашей стеной».

Разворот к дарам звериных шкур (одичание цивилизации)!

«В рощах осенних невинно бродили
и разбегались в холодных ручьях.
Синие горы, вы нас приютили.
Что же молчим при открытых дверях».

Воспоминание об утерянном рае из инновационной эпохи.
«Души детей, мы – неясно жестоки,
словно сорвавшийся огненный сель.
Но не причастны мы, не одиноки.
Мы – это ваша весна и капель»!

Мы и вы. Вы давние, мы – нынешние, демократические, в осознании непричастности к грехам. Как земляне, мы – дети, недоросли космоса.
Но как быть с характеристикой: «неясно жестоки, словно сорвавшийся огненный сель»? Это и есть дикость внекультурной стихии. Или страшнее того: полукультурной стихии, обладающей этикой произвола. Жестокость по неведенью.
В качестве подлинного героя стихотворения, как свойственно Аргутинскому-Долгорукому, выступает скрытый гений – стиль, раскрывающий могущество в культурном и космическом взаимодействии.

Кемельбекова У.Б.   07.06.2006 14:41     Заявить о нарушении
Рецензия на «Первосвидетель новых светов,» (Аргутинский-Долгорукий А.И.)

В магическом мире своя этика, обычаи, чувства, имена, топография. Стихотворец там – «свой». Обращается к нему:

«Первосвидетель новых светов,
миров предерзких, но иных.
Страна небесная поэтов –
полпред далёких часовых.

Ни добежать до полустанка,
ни набежать на переезд.
Рисковым – имени не жалко
и не страшит их убыль мест.

Загадочная небесная страна первосвидетелей новых светов, представляющая далёкий круг, безразличный к судьбе обитателей. Что это рай, чистилище вне движения времени?
Осеняет догадка: космическая библиотека Мыслящего Универсума! В библиотеке нет жанровых рейтингов. В её памяти каждый – суженный.

«Гусарска честь – отнюдь не ментик,
она безмерно высока,
отважен суженого рейтинг
и предвестительна строка».

Почему так усложнено, витиевато. Почему не указать сразу на функциональное предназначение? Витиевато – не от корня ли вития? Прямая линия не всегда информационный помощник.

Следует разъяснение:

«Но не осмеивай Вольтера,
в суд нечестивых не спеши.
Помилуй Бог – такая эра!
Мы – не в космической глуши!»

Можно обидеться. На Библию? Поэт стилистически прав!

Кемельбекова У.Б.   07.06.2006 14:37     Заявить о нарушении
Рецензия на «Грубые, мчим напролом,» (Аргутинский-Долгорукий А.И.)

Сохранение земной цивилизации – важнейшая, мучительная тема автора: философа-стихотворца. Оба таланта, открыты ему долголетним поиском спасительного взаимодействия земных и космических форм жизне-порождающего бытия.
В качестве земно-цивилизационных символов жизни выступают деревья, соединяющие естественно-природные, культурно-метафизические начала: особые родовспомогательные, родомыслительные центры жизни.
Над оазисом – предчувствие катастрофы, картины некогда блиставшего мира. В надежде предсказанием отвратить беду Аргутинский-Долгорукий энергично живописует гнетущие видения. Рассказ ведётся активным участником трагедии.


« Грубые, мчим напролом,
все, как один, без изъятья.
Кто мы, откуда идём,
бывшие сёстры и братья?»

«Бывшие сёстры и братья» – ключ настроения. Когда-то было. Когда? До всеобщего самоуничтожения? Нынешняя стихотворная точка отсчёта, следовательно, по чувствам осознания отстоит от того мира. Или она всё ещё в нём? По стилю изложения она наложена, внутри совместившихся катастроф.
Трагедия представлена как роковой поединок вождей и цивилизаций.

«Гордо взметнувшейся шеи
там – затаился удар.
Ярок и жарок пожар,
но разгадать не успею».
Проигравший в темпе, проигрывает историческое время.

«Звёздные реки спешат!
Мы – пепелище кочевья.
Выжжены души. Деревья
нашей отчизны молчат».

Катастрофа цивилизации. Самоуничтоженье вследствие одностороннего переразвития. На это указывают ключевые понятия: пепелища кочевий, сознание не поспевает за требованиями самосохранения. Выжженным душам соответствует молчанье дерев отчизны.

Кемельбекова У.Б.   07.06.2006 14:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «Хлад декабрей. Укроюсь я в глаголе,» (Аргутинский-Долгорукий А.И.)

Как отмечалось, полёт – условие метафизического и физического контакта.
Какова предпосылка полёта человека? Искусство, воплощенное мастерство. В рассмотрение темы Аргутинский-Долгорукий включает опыт философа и стихотворца, который призывает к выдержке, осторожности.

«Хлад декабрей. Укроюсь я в глаголе,
отгорожусь магическою башней.
Прекрасно грезить негою вчерашней.
Но здравый смысл бросает мне – доколе!?»

Конец паузы диктуется здравым смыслом, интуицией. Энергии необходимо сблизить, сконцентрировать на расщеплении привычного, дать стремительный ход накопленным новым впечатлениям. На этом пути мыслителя ожидают осложнения, прежде всего, связанные с нарушениями меры.

«Воспитанники гневной аневризмы,
спешим на суд надменного собрата.
Мы – дети снов непонятой отчизны,
для оправданий, как бы поздновато!»

Высшее указание субъектов, источников обновления: «Мы – дети снов непонятой отчизны». Формула проста, гениальна, направлена к повседневному, прошлому, перспективе, солидарна с исследованиями духовно-социальных трагедий.
«Проходим мы сценические круги,
но как пусты актёрские досуги!»
Согласимся с выводом.

Кемельбекова У.Б.   07.06.2006 14:33     Заявить о нарушении
Рецензия на «На атоме нашей Вселенной» (Аргутинский-Долгорукий А.И.)

Кролики Кастанеды – впечатлительные, бдительные, обладают исследовательским и философским любопытством. Автор не отделяет себя от их круга. Вот, как раскрывается направленность, озабоченность философии.

«На атоме нашей Вселенной
велено: чуду явиться!
Мы – вещие слуги границы
богини запретно трансгенной.

Отпразднуем в страхе победы,
посол искушений смирится.
За нами, упорные! Следом!
Сотворные – братья-сестрицы.

Слугам границы живётся не безоблачно. Они – дети того, что именуется чудом. Окружённые страхом перед привычным, взывают за помощью к родственным по судьбе, в надежде отразить соблазны отказа от поиска. Что выступает объектом, предметом противоречий. Из-за чего страсти?
Речь идёт о социально-прикладных последствиях концепции времени, существенных для этого атома Вселенной.
Содержание намёков таково:

«Первенец – в царствах первый,
токи любви – сосуды.
Время, ты – гимн энергий.
Не устоят запруды.
Не обозреть – империя!
Тесно? Летим в нирване.
Совы высокомерия,
мы – на повторном плане!»

В царствах, цивилизации первые по порядку происхождения – первоосновен, более влиятелен. Токи любви уподобляются энергии времени, стремящемуся посредством сосудов к бытийным, жизненным сущностям. Любовь, как и энергия, – вне определения, но метафорически даются в понятиях взаимодействия генетического и социокультурного порядков. Поскольку богиня любви трансгенна, коллизии любви могут и должны рассматриваться, в контексте сложных отношений. Стих связывает время, энергию, любовь, персональные и социальные генотипы. «Время – ты гимн энергий», то есть песня песней мыслечувств, гимназиум, воспитатель разума: потому-то препятствия любви могут быть преодолены. Сова гегелевской богини мудрости Минервы вылетает ночью, дабы не ослепляться дневным сиянием.
Полёт – функциональное условие космического контакта. Высокомерие препятствует полёту мысли. Оно противостоит раскрытию Универсума.
Перед нами сверхплотная стиховая структура. Как получается, и что достигается уплотнением?
Получается столкновением традиционной и инновационной лексики (например, трансгенная богиня, совы высокомерия), внезапными паузами (сотворные – братья-сестрицы), «токи любви – сосуды, время, ты – гимн энергий!») и.д. Происходит перетворение ритмов и гармоний!
Как в физике, уплотнение/расщепление атомов, ядер вещества, которые, при определённых условиях, переводят потенциальную энергию в реакцию выброса метафорических энергий, необходимых мыслительно-духовному творчеству.

Кемельбекова У.Б.   07.06.2006 14:32     Заявить о нарушении