Арзу Алхан - написанные рецензии

Рецензия на «Бекир Ваап оглу Чобан-заде. Путейцы» (Терджиман Кырымлы Третий)

Гюзельдир. Бу русчайа терджюме; орижинальден щиирсель ве зарифтир.

Красиво. Этот перевод на русский поэтичнее и изящнее оригинала.

***

Бираз да мюбалагъа вармыш. Орнекь, терджюме ичинде бир абартыджылыгъа растладым (орижинальден бираз фарклы):

Немного и гипербола имеет место быть. Например, встретила в переводе некоторое преувеличение (в небольшом отличие от оригинала):

Аякълары яры чыплакъ сувукъта.
Устьлеринде яры джартыкъ бир урба...

Путейцы в рваных сапогах на стуже,
одеты в дрянь– куда там хуже.

:::

Ама себебини анлыёрум ки, гюзель ве калитэли терджюме япабильмекь ичин бираз да яратыджы сербестлигъе сахип олмак лязым.

Но я понимаю причину сего: для выполнения красивого и качественного перевода нужно владеть творческой свободой.

***

"Путейцы" келимеси мюкеммель, харикуладэ!!!

***

Тешеккюрлер! Сагълык ве ильхам дилеклеримле!

Благодарности! С пожеланиями здоровья и вдохновения!

***

Арзу Алхан   24.04.2024 15:14     Заявить о нарушении
Спасибо и вам. Я так не рассуждаю "лучше-хуже". Автор написал много чего- в "братскую могилу"(в антологию) кое-что включили, а в общем его не читают.
Он был ницшеанцем из низов- и Европа, и Россия были ему чужды.

Терджиман Кырымлы Третий   24.04.2024 17:00   Заявить о нарушении
Благодаря вашей публикации, автор не канет безвестным и непрочитанным.

Хорошие антологии весьма познавательны. Здесь в Стамбуле в 2013-м году я купила недалеко от дома в канцелярской лавке хороший томик Антологии поэзии на турецком языке - Унутулмаз Щиирлер (Antoloji), Гюнель Алтынташ. Составительница, Гюнель ханым ориентировалась на период 1960-70-х годов, но в книгу вошли стихи и других десятилетий, на которые, вероятно, в 60-е или 70-е были сделаны переводы на турецкий язык, они вошли в издание наряду со стихами турецких поэтов.
Книга свыше семисот страниц, несколько сотен поэтов, турецких и иностранных. Время от времени читаю. Больше подобных антологий мне не попадалось, даже на книжной ярмарке, к сожалению. Иначе приобрела бы. Это же кладезь!

***

В тот же 2013-й год, отослав свои турецкие стихи в одну из местных Стамбульских газет я решила поискать турецкий портал для публикаций поэзии. И нашла.

http://antoloji.com/arzu-alhan/siirleri/

В то время регистрация на сайте была очень сложной, с затребованием документов, подтверждением личности, потом безответное ожидание и т.п., процесс затянулся на годы, и толком создать страницу и начать публиковаться я смогла спустя девять лет. Сейчас никаких особых проблем с регистрацией на сайте для публикаций, думаю, нет.

В последние годы я столкнулась со сложностью регистрации новой страницы на русском портале Проза.ру , подтверждение регистрации на почту не приходит, то есть возможность создания страницы закрыта. Может быть это связано с тем, что я живу в Турции. На интернет тоже наложены границы. В Москве таких ограничений на сайте не возникало.

Благо у меня аккаунты на этих порталах ещё со второй половины двухтысячных годов существуют. На Проза.ру нашла свой старый аккаунт и стала публиковаться.
***

Арзу Алхан   25.04.2024 00:26   Заявить о нарушении
Турецкая литература, и тюркская вотбще тут неинтересна. Турецкие фильмы слащавы -на сладкое публика падка, да. Кроме тюрок обрусевших это НИКТО не читает. Никто. Мне читать интересно- а как до перевода доходит, неохота наваливает.
Чобан-заде писал такое, с такой ненавистью к Европе и проникновенной страстью к татарской старине, что это перечёркивает сусальный образок из антологий. Я вам скоро отвечу по поводу трудностей регистрации.

Терджиман Кырымлы Третий   25.04.2024 18:54   Заявить о нарушении
То, что тюркские стихи почти не читают, это, вероятно, связано с вообще уровнем тюркской культуры, которая в плане поэзии не столь развита, как русская поэтическая культура. Тюрки изначально были кочевым народом, где уж там книги писать с поэзией, элементарно - нужна бумага.
Казанское ханство было присоединено к Руси при царе Иване Грозном, со всеми вытекающими последствиями: христианизация, русификация, и уже совместное развитие и литературное, книжное.

Ислам, дошедший до тюрок вообще, и до татар в частности, не поддерживал развитие поэзии, да и литературы вообще. Известно, что Коранические представления о поэтах довольно негативные, поэты называются лгунами. В отличие от тюрок, например, персы оказались устойчивее в этом смысле к негативным влияниям Ислама, но они и были более развитые, чем тюрки-кочевники, если, разумеется, говорить о развитой прослойке общества.
Тюрки, конечно, азиатский этнос, а Азия, как известно, это начиная от Урала, и всё что восточнее, до Тихого Океана, ну и плюс Кавказ и малая Азия на юге, и всё, что южнее них на континенте.
Крымские татары в этой системе заняли довольно странное место. Географически Крым - не Азия. Скорее Европа. Но тюрки не европейский этнос. Раньше Крымское ханство в тюркском мусульманском мире занимало промежуточное положение между Казанским ханством и Османской империей. У меня есть родство с крымскими ханами Гиреями.

Моя прабабушка по отцу, петербуржка-турчанка, княгиня Елена (Lela sultan) родственница Турецких падишахов, супруга красного командира (мой прадед) до Отечественной войны ездила в Крым отдыхать. Из литераторов, кроме Николая Алексеевича Клюева (р.1884-у.1938 расстрелян в Томске), кого лично знала, не знаю, жила в Петрограде, точно она, учась в Мариинско-Сергиевской учительской женской семинарии, защищала имя Льва Толстого перед своим учителем Василием Чуевым, который в то же время был духовником царевича Алексея. Был поэт, сочинивший про неё - мою прабабушку - стихи, во время её учительствования в Петрограде, но имя его мне не известно. Он написал ей:
***

...
И вижу я турчанский взгляд,
В великой страсти раздражённый.
...

~(Петроградский поэт, между 1919 и 1924 гг., г.Петроград)~

***
Её мать, Елизавета Семёновна, многих знала в Петрограде, но в основном это те, кто связан был с их княжеско-графским родом, и участниками политических действий.

Мой дед по матери родом с территорий бывшего Казанского ханства (Кильмезь, Удмуртия), бОльшую часть жизни прожил на Дальнем Востоке, Байкале и т.д. (построил БАМ), потом в окрестностях Русско-Китайской границы. Его корни - Вятка, Удмуртия, Алтайские тюрки.

История тюркского мира - моя история.

Хорошо, если Крым не был лоялен и дружественным к фашистам, нацистам. Чего, к великой моей скорби, не скажешь о Турции.

Поэзия в Турции далеко не на том уровне, что в России. В России тоже к поэтам бывает очень плохое пренебрежительное отношение, но всё же в менталитете и русской культуре для поэзии есть достойная, высочайшая ниша. Турция далеко отстаёт. Поэты и были, и сейчас есть, есть очень активно пишущие даже, но это редкое явление для турецкого мира. Упёртое бескультурье и религиозный фанатизм распространены больше. Поэзия в отличие и того и другого порой дискредитируется.
В менталитете нет благоговения перед поэзией. Я, имеющая связь с Серебряным Веком русской литературы (поэт Николай Клюев, был арендатором у моей прапрабабушки после смерти своего протеже - Сергея Есенина, писал там поэмы, вся семья его поддерживала), мои родители поэты, не могу не огорчаться заниженной нишей, которую занимает поэзия в Турецком мире. Давно пытаюсь это изменить в лучшую сторону.

***

Арзу Алхан   25.04.2024 21:02   Заявить о нарушении
Да никакой доблести в "развитой литературе" нет. И в развитом языке тж. У чехов до 1914 г.не было полноценного романа! И Польша с её развытым яз.и лит. экономически едва догнала только в 1980-е годы, и обогнала благодаря списанным займам и новым вливаниям ЕС. Рус.и сов.лит.- вроде наркотика. Будь старики побогаче, поразвитее, они б коротали время не на Стихире, а музицировали б, пели, рисовали. А молодёжь глупа, меркантильна- ей это не надо.

Терджиман Кырымлы Третий   26.04.2024 10:13   Заявить о нарушении
Кочевники настоящие были только после потопов-уцелевшие люди пасли овец и оленей. Кочевник, значит богатый, раз может позволить себе езд.лош.или авто. Еароды появились совсем недавно, лет 200 назад. Тюруи были не народом, а сословием. Мусульман было немного, проц.10-20. Это как члены КПСС. ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ БОЛЬШЕ. И в церковь не каждый ходил. А кто прбогаче. И церквей было не так много.
....
Если богослужение на неродном (коранический арабский многим и арабам малопонятен), то словесность угнетена. При совке анг.яз.песни звучали как эзаны- это здорово унижало нас.

Кат.церковь поощряла изобр.иск., а словесникам не хватало внутренней свободы, которую дало протествнство.

Терджиман Кырымлы Третий   26.04.2024 11:11   Заявить о нарушении
Про Польшу и польскую литературу. Да, двадцатый век явил миру Иоанну Хмелевскую.

Про Ницшеанство Чобан-задэ. При упоминании его ненависти с одной стороны, его интерес к Ницше, вероятно, странен. Может быть его привлекли иранские мотивы. Сама фамилия поэта тюркско-персидская. А у Ницше произведение - "Так сказал Заратустра".

Пишут, что сам Ницше сообщал о своём польском дворянском происхождении, отвергая немецкое происхождение.

***

Арзу Алхан   26.04.2024 12:46   Заявить о нарушении
* упоминании ненависти Чобан-задэ к Европе.

Арзу Алхан   26.04.2024 12:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Война пройдёт. Иссякнет. Завершится...» (Виктор Николаевич Левашов)

Хорошее и актуальное стихотворение.
Мир окутан злом и насилием.
Зло стало таким сильным, что как змей-горыныч, которому отрубают три головы, а на их месте тут же вырастают девять.
Пусть войны закончатся. Пусть жестокость, беспредел и репрессии прекратятся.
Миру мир!

Удачи, здоровья и вдохновения Вам!

***

22 апреля 2024 года, Стамбул.
Арзу Гардения Михайловна Алхан.

Арзу Алхан   22.04.2024 02:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Город смерти» (Фирсов Михаил)

Стихотворение очень понравилось. А тема - прескорбная. Известна фраза о Петербурге: "Город на костях". Как карма. Как началось при Петре первом, костьми ложились в болота на строительстве Петербурга, так и продолжилось - в Гражданскую войну, и более всего - в Блокаду.

Моя бабушка по отцу - княгиня Галина Михайловна Шулькова (Шулькова-Голицына - родилась в Ленинграде в 1925 году, её родители - Петербуржцы, княгиня Елена (петербуржка-турчанка) и красный командир Михаил Георгиевич Антонов - участник гражданской войны, а родовое гнездо её бабушки (моей прапрабабушки) Елизаветы Семёновны (произошла от графов Строгановых) и её прадеда (моего прапрапрадеда) Семёна Ильича - имение с дворцом Марьино (Строгановы-Голицыны) в Тосненском районе, сейчас там какие-то люди устроили туризм, узурпировав имение. Наверное, любой желающий при деньгах может пожить там как в отеле.

Из слов моих предков доподлинно знаю: Имение Марьино было даром царя Александра, майорат, не подлежащий никогда продаже!

Но в девяностые и двухтысячные годы много преступного произошло, в том числе с крупной недвижимостью Ленинградской области. Это на вид всему Петербургу и стране!

Моя прабабушка княгиня Елена, будучи ещё юной княжной, училась в Мариинско-Сергиевской учительской женской семинарии под попечительством императрицы Марии Фёдоровны и великого князя Сергея. Во время занятий приходила в семинарию царица. Прабабушкины кузен и брат воочию видели царя Николая второго. А однокашницей моей прабабушки (одна из подруг семинарских) была дочь Льва Троцкого - Бронштейн.
Мою прабабушку княгиню Елену я помню при жизни, я рисовала возле неё и ей показывала мои рисунки. Умерла она на девяносто втором году жизни в Архангельске в 1991 году (а рождения 24.05.1900 г.), всю жизнь хотели вернуться в Ленинград, но по долгу службы мужа (военный) были переведены в Архангельск, прадед был начальником секретного отдела областного военкомата. Получил повышение - подполковник. Но вместе с этим были репрессированы. В 1938 году прадеда арестовали, пытали, трибунал судил. Во время следствия выяснилось, что отсутствует состав преступления, по которому арестовали, но во время следствия многие подчинённые написали доносы на него. Подчинённых у него было очень много. Судили по статье 58.10. По окончании срока из тюрьмы не выпустили, война, и он погиб в заключении от голода, холода, пыток, истязаний, истощения (пелягра). Прабабушка обращалась в КГБ, в Кремль, в военное ведомство, к которому относилась семья. Посмертно реабилитирован в 1956 году.
В Блокаду Ленинграда погибли многие родные, большинство похоронено на Серафимовском кладбище. Вероятно, и на других кладбищах в центре Петербурга тоже. В моё детство родители ездили в Ленинград к родне.
На Чёрной Речке я жила у родни в 2007-2008 годах, у бабушкиной кузины - Нины Александровны Боровской (после войны работала оператором киномонтажа на Ленфильме) и её мужа - дяди Славы. В доме по Торжковской улице.

***

21-22 апреля 2024 года,
город Стамбул, Турция.
Арзу Гардения Михайловна Алхан.

Арзу Алхан   22.04.2024 00:25     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ледяной дождь. 21 декабря 2022 года» (Михаил Макабров)

В Москве в конце декабря 2010 года прошёл ледяной дождь. Обледенелым было всё: деревья как хрустальные, кабеля над дорогами провисли, будто в стекле, дороги и тротуары полностью ледяные и т.д. Утром выйдя из дома, я была очень удивлена, очень сложно добиралась до работы по обледенелым тротуарам и, переходя обледенелые дороги, опасно, но было сказочно красиво, глядя на нагнувшиеся под тяжестью льда ветви деревьев над тротуарами вдоль жилых домов.

Стихотворение хорошее. Удачи и вдохновения!

***

Накренилась леденелая берёза;
Веточки - в "оплавленном стекле".
И рассвет сверкнул в застывших слёзах
По-столичному роскошно в декабре.

***

Арзу Алхан   21.04.2024 21:58     Заявить о нарушении
В агротехнике есть такой прием "стратификация семян" (когда для повышения всхожести, их какое-то время выдерживают в холоде — после этого семена думают: "Ну, все, зима миновала, пора побыстрее всходить".
Так вот. Когда третьего дня (а дело было 19 апреля!) пошел сильный снег и шел всю ночь, а следующее утро было "мороз и солнце, день чу…", я подумал, уважаемая Арзу, что это (как и другие игры природы) был бы хороший способ заставить нас воспринять весну максимально полно.

Михаил Макабров   22.04.2024 09:32   Заявить о нарушении
Интересно, Михаил, благодарю! Некоторые семена даже обрабатывают кипятком, но я пока до этого не дошла. Сею пока без обработок (цветы).

В 2010 году в Москве до ледяного дождя с морозом выдались аномально жаркие несколько месяцев, настоящее пекло плюс сорок градусов, вместе с ядовитым густым смогом, вытравливающим население Москвы, была катастрофа. Осенью и пекло, и смог прекратились, и декабрьский ледяной дождь с морозом после пережитого я восприняла как сказку. После горячей стратификации дали холодную, получается так. Горячую вместе со смогом, разумеется, выдержали не все. Смертность повысилась значительно.

***

Арзу Алхан   23.04.2024 00:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Колхидская поэма» (Аслан Зантария)

Здравствуйте, Аслан. Привлекло название произведения. Структура довольно серьёзная. Читая, приходит ассоциация с "Энеидой" Вергилия. Упоминается и он, и Кассандра. Ведь это она предрекла падение Трои... Троя, конечно, не Колхида, но регион один - Малая Азия, полуостров Анатолия (Anadolu), регион не столь огромный, но вместивший в себя как ни странно очень много разных народов, культур и государств, и одновременно и в разные эпохи. Содержание "Колхидской поэмы" ориентировано на греческую культуру. Произведение требует вдумчивого чтения, беглостью и "лёгким залпом" не осилить.
Как полного внимания требовала "Энеида".
Римские цифры создают особую атмосферу при чтении произведения, настраивают душу на античный лад, на незримую связь с той эпохой.

Колхида вела свою жизнедеятельность в античности, но потомки, конечно же, живы по сей день. В ком-то больше греческих корней, в ком-то картвельских, персидских, турецких, иных закавказских и т.д.
Моё стихотворение на тему Колхиды было совсем другим, не греческим, но мегрельско-ориентированным. Размещала у себя на странице в цикле "Пурпур да Хризопраз".

Желаю Вам благополучия, удачи, материального и духовного процветания, любви и вдохновения! Благодарность за произведение!

И - вот моё стихотворение на тему Колхиды.

"Мы потомки Древней Колхиды"

Мы потомки Древней Колхиды.
Мы мегрелы, мы славный народ!
Мы, как прежде, станем едины!
Процветает пусть древний наш род!

Погибают в беспамятстве земли
Без потомков, забывших отцов.
На чужбине они опустели,
Плачут души со скорбным лицом.

Возвращайтесь ко мне, мои Дети!
Я - Мегрелия - Мать вам и Дом.
Я милее богатств всех на свете,
Мои камни и почва - ваш трон.

Подарите любовь, не бросайте!
В земледелии, в пашнях - мой корм.
Скотоводством меня обласкайте.
Напоите меня молоком.

Вянут руки, не трогая землю,
Не возделавши свой виноград.
Сохнут руки как лозы, и дремлет
Древних мыслей колхидских парад.

Возродим же былые ремёсла!
Руки вспомнят пусть прялку и плуг.
Что родней, чем рыбацкие вёсла,
Чем те горы и тот самый луг?!...

Мы потомки Древней Колхиды,
И Мегрелия - отчий наш Дом.
Новых мечт возведём пирамиды
И поднимем любимым трудом!

***

2017 год,
Арзу Гардения Михайловна Алхан
(Линда Дэгэрия)

Арзу Алхан   20.04.2024 04:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «Потустороннее...» (Даарио Нахарис)

Понравилось.Красивое и качественное стихотворение опытного поэта. В оформлении формы данного произведения есть и классика (четверостишия), и свобода (строчки 5,6 и 7), дополняющие друг друга, придающие стихотворению особое очарование.
Вдохновения и удачи!

Арзу Алхан   03.01.2024 00:42     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше внимание. )

Даарио Нахарис   04.01.2024 16:43   Заявить о нарушении
И Вам благодарность за Ваше внимание и добрые слова. Доброго вечера!

Арзу Алхан   04.01.2024 17:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Некроманты» (Эдуард Гонджуа)

Это очень страшная картина. Может, трупы захоронить - пусть покоятся с миром, а самому - воспарить?.. Эшафот - это очень серьёзно, и страшно.

Арзу Алхан   18.08.2017 01:39     Заявить о нарушении
Увы,но таковы жизненные реалии ...

Эдуард Гонджуа   05.08.2022 21:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Я как кактус хожу» (Халимат Магомедова)

"Может от теплоты
Кактус зацветёт.
И от настоящей любви,
Рана заживет."

иншаллах.

Арзу Алхан   03.05.2016 06:06     Заявить о нарушении
🍀Спасибо большое🍀
Вам добра😊💐

Халимат Магомедова   03.05.2016 15:51   Заявить о нарушении
💖ин ша Аллагь,надеюсь🔆

Халимат Магомедова   03.05.2016 15:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Semper Solus» (Стас Кру)

... и вспомнила картину Эдварда Мунка "Крик"...

Арзу Алхан   03.05.2016 05:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Социофоб» (Стас Кру)

больно... в комментариях на сайте требуют длинных комментариев, но иногда молчанием сказать можно больше. иногда и вообще даже говорить не стоит. к чему я всё это?

Арзу Алхан   03.05.2016 05:17     Заявить о нарушении