Abyssus abyssum invocat как они есть - письма о любви и дружбе 2

Крашенинников Евгений
ABYSSUS ABYSSUM INVOCAT…
Как они есть – письма о любви и дружбе



2000



Теперь ты копулируешь мозги *** .
 А.П-в


1.

Я тут всё пытаюсь освоить жанр компьютерной переписки. Она отличается какой-то быстротой ухода материала и, соответственно, малым его контролем. Я даже грамотность и опечатки в ней не проверяю.
Обычно, напишешь письмо, перечитываешь его (тащишься), исправляешь резкости. Ведь времени куча – конверта, как обычно, под рукой нет, купишь его неизвестно когда, поэтому и написание письма носит более замедленный и из-за этого более ответственный в результате характер.
По телефону же когда общаешься, то всё абсолютно безответственно (как и в обычном разговоре), и хотя речь вообще не контролируешь, но она же и нигде не остаётся. Поэтому все резкости размываются, а намёки так и остаются в жанре намёков.
Здесь же иное. Все остаётся для истории, но отношение к написанию (у меня во всяком случае пока), как к устной речи.
Это я давно хотел написать, но так как писать об этом П*** странно, то примите уж на себя эту компьютерную рефлексию.


2.

Я очень ждал этой среды – и месяц, и четыре дня, и по-другому.
Ну что ж – буду ждать теперь какого-нибудь другого дня.
Спасибо, что напомнили, что моя ситуация – это моя ситуация.


3.

Tale quale. Такой, какой есть.
В виде ликбеза – что такое планы.
Только наколка не смывается. Всё остальное – только предлог для обсуждения. Плюс к тому любой план, высказанный в три, может к пяти измениться – из-за телефонного звонка, из-за ухудшения здоровья (улучшения погоды), из-за отсутствия перспективы, из-за отсутствия участников его осуществления или коррекции. И ещё плюс: план – это то, что заявляется (например, вслух по телефону).
Следующее письмо будет о планах.
Да, раз уж ликбез, то из жизни Васи. Подходит Петя к Васе. Петя: "Вася, будешь пирожок?" – Вася: "Смотри, какое у меня пальто красивое". – Петя: "Пирожок будешь? Или позже?" – Вася: "А вот вчера у меня был случай..." - Петя: "Может, будешь крендель и послезавтра?" – Вася: "..." (это у него видимо мысли). Петя: "Чё будешь то?" – Вася: "..." (видимо, то же самое).
Есть подозрение, что Петя решит, что Вася не будет пирожок.
И ещё ради ликбеза (не ради конкретики, ибо есть много мотивов, которые побеждают, а ради того, чтобы потом рационально не обосновывать иррациональное). Число "2" обозначает "два", а "5-15" – "пять часов пятнадцать минут". Это на всякий случай.
И уж ещё. Слова "приблизительно", "возможно", "с коррективами" и "а как у вас?" имеют тоже смысл.
Уфф-ф.
Да, и ещё. У меня было письмо про компьютерную переписку. Напоминаю основной тезис: с моей стороны это особый жанр, не имеющий никакого отношения к реальной жизни.


4.

Когда всё видно – лучше. Стать таким, чтобы было всё видно по тебе, а, значит, чтобы тебе точно верили и чтобы тебе не приходилось доказывать свою искренность – труднее. Ведь всегда остаётся: "А вдруг меня обманывают?" И поэтому, когда про кого-то знаешь, что он не обманывает – чуть легче.
Когда я был маленьким (Вы же в своём вчерашнем письме поставили границу маленькости до 17-ти лет), то мне хотелось, чтобы кто-то ради меня исправился. То есть буквально: был плохой и исправился только ради меня. Теперь понятно, что это было про меня, что мне хотелось исправиться самому, но не было ради кого. Поэтому я такой неправленный. Что не является оправданием.
Вот.


5.

Вначале про "видно". Понятно, что речь не идёт о заглядывании в дамские купальни. Поэтому бояться, что если увидят, то ничего не останется – странно. Во-первых, всё равно останется (главное, что останется то, что видно, – и никуда же оно не девается). Во-вторых, даже если не останется ещё чего-то не видимого, – и  то что: смысл общения, чтобы мучить людей загадками? Чтобы мучить?
Теперь про ромашку. Вы же знаете – я всё говорю. И это могу сказать. Но тут вот что. Это касалось нас троих (как и было задано), но через тридцать лет. Самое интересное в этой ситуации, что уже сегодня в 24 часа я смогу сказать Вам, если оно точно не сбудется. То есть осуществится ли – не будет известно, но, может быть, будет точно ясно, что не сбудется. Вот и все ромашки.


6.

Вот как делаются планы.
1. Сегодня я знаю, что до 12-ти ночи не выхожу из дома.
2. Я знаю, что могу выйти из дома при некотором условии, вероятность которого неизвестна, но известно (вернее, там понятно), что чем больше проходит времени от утра к вечеру, тем меньше вероятность этого события.
3. При этом я также знаю, что могу оказаться в 19-30 на "Красных воротах" у последнего вагона от "Юго-Западной" и встречаться с П***.
4. Это зависит от пункта 2, хотя никак с ним не связано.
Вот и вопрос: что я буду и когда сегодня делать?
Ответ "неизвестно" – неправильный.
Ответы "сидеть дома" или "на Красных воротах в указанное время" – тоже неправильные.
А правильный ответ – те четыре пункта.
Планирование – это всегда не планирование событий, а планирование обстоятельств для этих событий, планирование обстоятельств, в которых эти события могут произойти. Ну и, конечно, осознание, что всё может произойти наоборот (но не более, чем осознание).
А теперь главное – конечно, сидеть дома.


7.

На заданную тему.
Подсвечник красив, и он намного красивее свечи. И он намного дольше делается, и в него вкладывается столько труда, и мастерства, и фантазии. И он ни за чем не нужен.
А свеча прекрасна, когда воск с неё капает прямо в руку. Она обжигает руку, а на неё не обижаются.
И пахнет от неё дымом. А подсвечники, как известно, не пахнут.
А жить нам с подсвечниками, потому что свеча умирает раньше.


8.

Вот прощальное письмо.
В нём некоторые объяснения.
Откуда эта вся достоевщина? Просто я видел несколько раз, как из-за одного слова или действия рушились отношения, которые созданы были на удивление. А рушились. И поэтому я к этому привык и всегда боюсь этого. Но готов принять, если это произойдёт. Тем более, что мы все очень разные, и у нас могут быть такие ценности, ради которых мы можем даже пожертвовать собой. И "Алые паруса" могут превратиться в "Дворянское гнездо".
Но те, кто меня окружают – лучше. И я каждый раз этому удивляюсь. Удивляюсь не потому, что не верил им, а потому что это всегда было и останется удивительным, когда люди – хорошие.
Это про Вас и про ***.
Ещё раз спасибо Вам за воскресенье. Если когда-нибудь Вам действительно понадобится какое-нибудь моё слово, то можете находить меня по телефону посреди ночи – а с окружающими я уже как-нибудь сам буду разбираться.
Привет ***. Спасибо ей, что она добрая и хорошая.
Спасибо Вам, что Вы – настоящая женщина.
До скорой встречи. По возможности напишу. Пишите, пока меня нет.


9.

Как Вы думаете, мне грустно сейчас или радостно?
Правильно.
См. ниже...

Но Вы угадали не потому, что так думаете, а потому что пытались (пусть даже мгновенно) представить, что я подразумевал.
См. ниже.

А представили не то. Но угадали. Вот и всё понимание.


10.

Ну о чём – о весёлом или о грустном?
Давайте о реальном. Сейчас я напишу загадочную фразу, но при этом очень простую, если Вы предположите, что она о том, о чём Вы всё время думаете. Это я пишу потому, что на какое-то время Вам не удастся задавать мне вопросы в нетрезвом виде (то есть я в нетрезвом) – думаю, что довольно долгое, хотя... Просто к приезду брата надо подойти с окрепшим здоровьем, пережить этот приезд и двигаться дальше. Так что пока не пью.
Но вот и фраза:
К сожалению, есть не то, что очень хочется, а то, что есть на самом деле – и оно понятно, сколько себе ни говори: "А, может, всё-таки..."
Хотя, понятно, что я могу обо всём говорить в любом виде.


11.

Это так, почему-то в голову пришло.
Обсуждать человека изо дня в день за его спиной – это не есть ни дружба, ни любовь.
Придумывать за другого его решения – это не есть ни дружба, ни любовь.
Придумывать за себя решения, понимая, что они обязательно затрагивают другого, но при этом даже не обсудив с ним этого (последствий для него) – это не есть ни дружба, ни любовь.
Не обсуждать с человеком самое важное про его жизнь, то, что действительно нужно, необходимо знать – это не есть ни дружба, ни любовь.
Говорить себе, что всё делаешь ради блага другого, не поинтересовавшись даже хоть разок, ради факта, а что он об этом думает – это не есть ни дружба, ни любовь.
Рассматривать своё благородство в зеркало – это не есть ни дружба, ни любовь.
Просто не обращать внимания, что другой тоже о чём-то думает, что-то чувствует, и это хорошо бы узнать – это не есть ни дружба, ни любовь.
Говорить себе, что всё про него знаешь, и уже ни о чём его не спрашивать, даже если знаешь на самом деле правильно – это не есть ни дружба, ни любовь.
Делать поступок, от которого плохо, объясняя его тем, что в книжках написано, что кому-то от этого станет хорошо – это не есть ни дружба, ни любовь.
Когда совершается поступок, то надо помнить, что мы ответственны именно за те следствия, которые он непосредственно за собой влечёт, а не за всё то, что произойдёт после него хронологически. Если я кидаю с крыши кирпич, то я ответственен только и именно за жизнь того, кого этим кирпичом может пришибить, а не за того, кого пришиб этим кирпичом некто третий, подобравший его послезавтра (он бы и так нашёл другой кирпич), и не за того, кто пришёл сам себе расколоть голову этим кирпичом (он тоже уже нашёл свой кирпич – ваш, который летит ему на голову).
Нельзя оправдывать себя, когда делаешь кому-то плохо, тем, что кому-то, быть может, станет хорошо. Надо честно говорить: «Лично мой поступок заключается в том, что я сделал кому-то плохо (и себе в том числе). Кто-то после него, может быть, поступит хорошо, сделает кому-то хорошо. Но это будет уже его хорошее, доброе дело. А я поступаю плохо, просто делаю плохо без всяких хорошо. И это весь круг моей ответственности за мои поступки».
Не надо придумывать жизнь другого человека, не интересуясь ни его настоящей, реальной жизнью, ни тем, что он об этом думает, а после называть это любовью или дружбой. (Не говорить, не спрашивать именно его, говоря, что и так всё понятно, я и так всё знаю – люблю же, – это и есть: не интересоваться. Это предавать).
Любовь – это когда ты думаешь о нём, а не когда ты думаешь за него (тем более просто за себя).
Не тогда, когда ты пытаешься скрыться за чем угодно, а когда ты живёшь в том, что есть, причём совместной с ним жизнью.
Любые комментарии готов дать в любое удобное для Вас время (если они требуются). Отвечаю за всё, что здесь написано. Стараюсь жить именно так (не получается часто, но во всяком случае тогда и не оправдываю себя левым благородством) и буду жить так.


12.

Интересно: ведь мы сегодня говорили каждый о своём, но понимали друг друга. Значит, понимание возможно. Лишь бы разговор был конкретный.


13.

Я всегда рядом.


14.

Интересно, но, ведь хотя мы общались только четыре дня, и ещё можно общаться всю жизнь, но мы ведь сказали друг другу всё. То есть ещё много-много и постоянно мы будем открывать друг в друге новое, но уже сказали самое главное. Мы сказали друг другу, что готовы понимать друг друга и готовы понимать нас, взятых вместе, а не по отдельности. А это, наверное, и есть то всё, которого достаточно для того, чтобы быть друзьями всю жизнь (или те дни, которые мы захотим оба это делать).
Пусть у нас не ломаются молнии: ведь это зависит от нас самих.


15.

Не, ещё не всё.
Я же ещё не пожелал в электронном виде спокойной ночи.
У нас будет долгая, счастливая жизнь, если мы не будем бояться оставаться самими собою (а не такими, какими нас хотят придумать, и как нам самим вроде бы легче казаться) и честно делать честное. И тогда не будет присказки "и не более того".
Спокойной ночи.


16.

Да, ещё про Ш***. Просто я могу рассказывать ему только то, что на самом деле думаю, без всякой политики. И, несмотря на мою съехавшую крышу, есть подозрение, что его степень доверия к моим оценочным суждениям ещё не исчерпана. Во всяком случае, если какая-то точка зрения может быть ему важна для выстраивания собственного поведения, то моя, наверное, имеет на это для него преимущественное право. И вот этого-то мне и не хочется.
Потому что я-то предполагаю, что наши оценки совпадут, как совпали мои оценки с оценками Д***, Х*** и т. п. Но пусть это произойдёт позже, тем более что он не внутри ситуации, а, к счастью, снаружи.
А вы Ш*** можете рассказывать любое, и это будет очень интересно.
И, соответственно, с друзьями я готов делать всё, а со студентами не всё. Но, думаю, за эти дни мы как-то научились и понимать друг друга, и доверять друг другу. Довольно сумбурно, но, если что-то непонятно, я всегда разъясню.


17.

Как из девяти получается четыре.
Девять отнять два равно четыре.


18.

"О любви и дружбе" (теоретические границы этих понятий, внешнее и внутреннее и их диалектика, реальность бытовая и реальность игровая, наличие рефлексии внешнего и внутреннего как индикатор наличия или отсутствия данных феноменов и т. п.).
Теоретические границы этих понятий. Любовь и дружба там, где для человека он всегда не один, когда он искренне и с радостью всегда, совершая поступки, делает это, помня, что их (людей) двое.
Внешнее и внутреннее и их диалектика. Если любовь и дружба выражаются только в своих размышлениях (переживаниях), а в делах человек ведёт себя так, как будто он один (даже при полнейшей искренности), то это любовь к самому себе и дружба с самим собой.
Реальность бытовая и реальность игровая. Повторюсь о субботнем: если человек поступает абсолютно естественно и искренне, но при этом всегда так, что ему это выгодно (то есть так, как он поступал бы, если бы вёл себя неестественно и неискренне), то значит, что он и ведёт себя неестественно и неискренне. Но тогда это называется даже не рациональным поведением, а игрой. (Пусть даже с самим собой, от этого суть дела не меняется).
Наличие рефлексии внешнего и внутреннего как индикатор наличия или отсутствия данных феноменов. Если человек не замечает, что он делает, и думает, что он другой и делает другое, это не является подтверждением того, что он действительно другой. Конечно, критерием истинности отношений не могут быть мнения разных людей. Но критерием истинности отношений являются именно эти отношения, какие они есть в реальности (а не в моих размышлениях или переживаниях),
И поэтому очень легко увидеть, где любовь, а где самолюбование, где дружба, а где эксплуатация отношений.


19.

Предсказание (очередное) о вашей (во множественном числе) судьбе (вернее, тогда о ваших судьбах).
Тут вещь вот какая. Заявлял я эту тему 16-го августа. Сегодня 22-е августа. И то, что я ещё в тот день (что интересно, именно в тот день) говорил, как о некоторой вероятности жизненных линий, о перепутье, на котором вы находитесь, теперь уже стало неактуальным в том смысле, что никаких перепутьев нет, и прогноз может быть просто 99%.
В нём не столь важны факты, потому что они могут быть очень разными, но жизнь не будет отличаться по существу. Можно быть три раза замужем, а можно один, но уже прекрасно понятно, как это будет происходить. Причём, можно даже описать выражения лиц, с которыми вы будете рассказывать и в 30, и в 40 лет о каких-то своих жизненных ситуациях.


20.

Я не злой.


21.

Подумал о разнице мировосприятий.
Такой эпизод. Когда ты замечательно играла на пианино (не знаю, что бы там сказал Плетнёв, но, понятно, что я в жизни вживую лучше не слышал, и живое домашнее исполнение – тем более хорошее – лучше любой пластинки), я получал настоящее удовольствие.
И в один момент тогда же у меня вдруг возникла в сознании картинка (вот оно!): ты сидишь так же, играешь, та же музыка, но у тебя в зубах папироса. (Представила?).
Причём возникло это видение абсолютно бессознательно. И оно ничуть не изменило музыку, не переменило впечатление, а лишь в какой-то момент придало некую иную остроту.
Понятно, что ты теперь скажешь, что больше при мне на пианино играть не будешь. И это неправильно.
Но мировосприятия разные. И фильмы, кстати, поэтому разные. Что хорошо.


22.

Я всё время мучаюсь, когда показываю какие-то свои произведения или фотографии: а что это вообще такое? Не в смысле их качества, а о другом: что это я делаю? Хвалюсь? Или что?
Но почему-то хочется их показать. Наверное, потому что они уже не мои, когда я нарисовал или написал. Но они ничьи, а хочется, чтобы они (стихи, картинки и т. п.) были чьими-то – твоими, ***, И*** и т. п. Причём одна и та ж может быть общей, а это очень здорово (для меня, во всяком случае).


23.

Я ещё понял, почему предпочитаю о чувствах не говорить, а лучше предполагать и пусть даже ошибаться. Дело в том, что когда мы что-то называем (описываем), мы описываем только настоящий момент, то есть то, что я чувствую сейчас. Но ведь названное слово остаётся именно в той форме, в которой оно было произнесено. И, слушая его через месяц (внутри себя), ты предполагаешь, что оно продолжает описывать настоящее (оно же звучит в настоящем времени). А оно описывало прошедшее, и уже многое могло измениться. Но ты продолжаешь думать, что всё осталось по-прежнему. Причём, это касается не только слов, сказанных другими, а, в первую очередь, слов, сказанных самим собой (другим или себе самому).
Слово оно статично, оно фиксирует время и тормозит его. Поэтому я люблю очень вводные слова, всякие "наверное", "возможно" и т. п., поэтому я предпочитаю говорить много, в прогнозе предполагать максимальные плюс и минус, и описывать факты, а не просто называть слова.
Иногда кажется, что в этом есть некая нечестность, ибо любое нежёсткое обозначение начинает давать надежду, которая, вполне возможно (а, может быть, наверняка) не сбудется. Но, мне кажется, лучше оставить 1%-ную надежду (если она действительно есть), чем убить её. Именно потому лучше, что она действительно есть. (Как лучше упустить 10 преступников, чем расстрелять одного невиновного).
Пример известен: ситуация с Димой Масленниковым и со Светой, когда она в восьмом классе назвала вслух свои ощущения, и они разошлись – причём навсегда. А через полгода чувства её стали другими (хорошо хоть его остались прежними – хотя прошедшими через много перекручиваний), но, так как слово уже было сказано, то потребовался целый год приключений, понадобилось, чтобы Масленников утонул и выжил (благодаря этому он понял, что на самом деле истинное), повезло с её подружками, которые приняли посильное участие, – и всё вопреки всему произошло.
А уж ситуаций из фильмов и книг хоть отбавляй.
Слово – дело. И надо просто помнить, что его настоящее время только в настоящем.


24.

Опустил глаза буквально, и только сейчас, набирая этот текст, понял, что это относилось к чему. Но то я и так прочёл, потому что теперь я жду всего.
И об этом. Если отношения настоящие, то это, конечно, не значит, что ты сегодня бросаешь всё (именно всё), и начинаешь жизнь N 2. Но это означает, что ты говоришь: я готов, честно и абсолютно, если всё честно и абсолютно, начать жизнь (скорее, N 1, но это не важно).


25.

А мимику вчера я всё же отследил.


26.

Как хорошо, что мы не боимся говорить и делать друг другу приятное. Как хорошо, что мы, кажется, вообще не боимся. Не боимся жить.


27.

Ты хорошо написала о "делать ситуацию". Хотя понятно, что это и есть "понимать ситуацию".
А находиться внутри и смотреть со стороны вполне можно одновременно. Я просто не хочу не быть в ней. Мне нравится всё это. Я рад тому, что происходит. Я действительно живу.
Хотя раньше (всегда) я тоже жил. Но именно эта жизнь мне нравится больше всего, потому что в ней не надо чего-то допридумывать, дофантазировать. В ней есть всё реальное. И это здорово.
Как же я вам благодарен (глупо, но всё же), что вы ведёте себя именно так, как ведёте, что вы живые.
Принимаю жизнь, принимаю вас, принимаю себя и не откажусь ни от одного своего слова, потому что они (слова) – правда (как в случае с супом и как сама по себе).
Здорово!


28.

Как интересно. Я только сейчас (без нескольких минут восемь 30-го августа) понял, что ты и *** –  единственные люди, которые захотели меня понять до конца (и так, как я себя понимаю), и, что ещё интереснее, –  поняли, причём, давно.
Конечно, есть друзья. И они ведут себя так, как будто понимают. А вы можете вести себя так, как будто не понимаете. Но тут уже дело совершенно в ином. Вы ещё осенью увидели во мне то, что друзья видят, но боятся сказать себе, что всё это есть на самом деле. Они думают, что правда о другом тяжела, –  она же высвечивает правду о себе.
А вы не побоялись. Вы не побоялись (несмотря ни на что) захотеть увидеть то, что есть, – хотя это трудные шаги. И, как следствие, не побоялись увидеть себя настоящих.
Выводы и последствия могли быть совершенно разные, что и получилось. Но это точно было сделано.
Надеюсь, это было взаимно и с моей стороны, потому что столько, сколько я увидел в себе своего и не-своего, смотрясь в вас (но не как в зеркало, а как в таких же бездонных), –  столько я не видел никогда. И дело тут не в количестве черт и фактов, а в том, что я увидел себя – себя настоящего и себя придуманного другими (про которого часто думаешь, что он и есть ты-настоящий).
Пусть это будет моим завещанием вам (надеюсь, нескоро).

-----------------------------------------
Abyssus abyssum invocat (лат.) – бездна бездну призывает.