СВоБоДа чтения. Данте

Союз Ветеранов Броуновского Движ
Данте я первый раз начинал читать ещё в Магадане. Прочитал я его страниц 20-30-50 (уж не упомню) – и оставил. Главной бедой было то, что я всё время правую руку держал в примечаниях и в них погряз. Понять, зачем мне нужен князь Уголино, было бессмысленно, а, с другой стороны, когда я узнавал в примечаниях историю какой-нибудь Франчески да Римини, непонятно было, зачем читать было после этого целую главу у Данте – чтобы узнать, как он вставил в рассказ эпизод из примечаний? Короче, готов я явно не был. Но после этого точно знал, что, когда буду его опять потом читать, то примечания буду смотреть 1) только после прочтения главы и 2) по возможности даже без этого.

Второй раз к чтению Данте я приступил года три назад и прочитал с огромным удовольствием. Это был у меня период, когда я понял, что могу читать почти любое, а наиболее сложным «любым» были эпические поэмы (или просто большие поэмы). И вот тогда я прочитал Данте, Гомера (только «Илиаду» - самые сильнейшие впечатления) и Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».

«Божественную комедию» я прочитал довольно легко. Как я уже написал, примечания я смотрел предельно мало. И на то были две причины. Во-первых, за прошедшие 10-15 лет многое стало известно, и какие-нибудь гвельфы-гибеллины стали более близки. Ну, например, когда в раю Фома Аквинский рассказывает биографию Францисска Ассизского, а в следующей главе Бонавентура – биографию Доминика, мне было понятно, и кто это такие все четверо, и почему именно доминиканец рассказывает про основателя ордена францисканцев и наоборот.

Вторая причина была более эстетического плана. Мне кажется, что читая эту книгу надо представлять, что она написана сегодня. Ведь Данте писал почти всё о современниках и для земляков. И теперь представьте книжку с описанием рая и ада, в которой действуют давние исторические и культурные деятели (Пушкин, например, или Александр Второй), современные политики и известные люди (Окуджава, Хрущёв, Шолохов) и реально нам знакомые (Шайдуров, например, или Крюков). И уже вокруг этого разворачиватся какие-то мировоззренческие вещи (не секрет, что Данте был сторонником философии Фомы, и его поэма считается самым ярким проявлением томизма в культуре – когда пишут о Средневековье, то рядом ставят Фому и Данте, как наиболее типичных выразителей того образа мыслей).

И, ещё один важный момент, связанный с пониманием Данте. Конечно, Данте – верующий, и поэтому в те слова, которые современный читатель вкладывает одно содержание, у Данте имеют ну просто совершенно иное. Особенно не повезло в этом смысле «Раю». Пока люди читают, как кого-то на сковородке жарят (ну у него там такого, кажется, нет, но что-то подобное), им всё понятно (хотя, конечно, нет, потому что надо понимать, что такое вечность, справедливость, прощение, зло и т.п.). Но, когда доходят до описания рая, то на этом большинство ломается по той простой причине, что не понимают, что такое Бог для христианина. И поэтому всё воспринимается без Бога. Например, в самом центре рая праведники сидят в амфитеатре и созерцают Свет Бога. И какое здесь блаженство? Ну, конечно, вечно сидеть на стуле и смотреть на лампу блаженством не является. Но ведь понятно, что все слова типа «божественный свет» - это исключительно метафоры, потому что описать Бога нельзя. И это хорошо видно в Библии, когда пишется «будто (как бы) языки пламени» и т.п. И когда люди непосредственно созерцают Бога (Бога – то, что под этим подразумевается в христианстве – Истину, Красоту, Добро, Счастье и Любовь в чистом виде, а созерцают, значит погружены в это; представьте, что вокруг всё красиво, хорошо, безопасно и т.п.) – это представить трудно, потому что это земля, но вот если такое представить – то это и есть то состояние в том амфитеатре и, понятно, что тогда плевать – сидишь ты или стоишь, тем более, что это всё тоже метафоры, так как, какие свойства будут там у тела – неизвестно). Можно во всё это не верить или считать, что такого нигде не будет, но мы же читаем сказки, где звери разговаривают. Но если это не представить, то мы будем читать не Данте, а Лео Таксиля.

---------------
Евгений Крашенинников