СВоБоДа чтения. Библия

Союз Ветеранов Броуновского Движ
Одного священника спросили: "Скажите, достаточно ли для единства христиан признания того, что Иисус – это мессия?" – "Да, конечно, – ответил он. – Но, если мы верим в Иисуса Христа, то логично было бы и верить в то, что Он сделал".

Как просто. Но именно здесь и возникают неожиданные трудности. Ведь эта фраза подразумевает очень ясный, но очень неожиданный для многих смысл: "Читайте Библию". Можно прочитать книгу и не понять её, но понять, не прочитав, было бы, по меньшей мере, странно. Так посмотрим, что же мы на самом деле читали из библейских книг?

Практически все мои знакомые хорошо представляют Евангелие от Матфея. Ему повезло, во-первых, потому что оно стоит раньше других в Новом Завете  и, во-вторых, потому что оно не самое короткое (человеку, приступающему к чтению Священного Писания как-то неудобно браться за это со слишком уж меркантильными соображениями). Евангелие от Матфея прочитано от начала до конца и часто неоднократно.

Второй по популярности книгой является Бытие. Правда, в отличие от Матфея, не полностью. Почти все люди, с кем я общался, ознакомились с интересом с главами о сотворении мира, с любопытством – с историей грехопадения, с естественнонаучной любознательностью – с рассказом о всемирном потопе и для пополнения эрудиционного багажа – с текстом о строительстве Вавилонской башни. И все. Авраам, Исаак и Иаков остаются для многих из нас такими же мифическими героями,  как Геракл и Тесей, с той лишь небольшой разницей, что про Тесея и Геракла мы что-то знаем, знаем их подвиги, маршруты их путешествий, места проживания, а вот с праотцами этого нет. Иосифу повезло больше – мы знаем, что он был прекрасный. Но, кажется, тоже всё.

Следующий текст,  привлекающий внимание большого числа людей – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Его грозные и величественные картины всегда вызывали чувство близости Бога и особой значимости происходящего в наше время. Ведь если другие книги как будто повествуют о прошлом, то эта – о будущем, но вдруг оно уже наступило?

Хотелось бы теперь перейти к четвёртому месту нашего списка, но тут возникает непредвиденное затруднение. Дело в том, что на четвертое место уже никто не претендует. Нет, конечно, есть люди, которые по разным причинам ознакомились с Песнью Песней (но всё-таки, в основном, именно по разным), есть те, кто прочитал книгу Иова (вышедшие на неё, по большей части, с подачи Гёте или Достоевского), есть знающие слова из Екклесиаста о том, что всё суета сует и всяческая суета (но, опять-таки, чаще как цитаты из Теккерея или братьев Стругацких).

И мы проходим по жизни, так и не соприкоснувшись с величественным  Моисеем, которого Бог называл братом за много лет до того, как Иисус назовет учеников друзьями своими на Тайной Вечере. Мы живем и страдаем, не имея рядом с собой человека по имени Давид, который был пастухом, а стал царём, помазанником Божиим,  который не боялся выйти сразиться с великаном Голиафом и который плакал, узнав о гибели сына своего Авессалома, того самого сына, что восстал против него и хотел его убить, Давида, который послал на смерть человека, чтобы завладеть женой его и который молил Господа наказать только его самого, но не его народ, того самого Давида, который, будучи уже царем, плясал, раздевшись, на глазах у своих подданных, встречая Ковчег Завета и не боясь унизиться в их мнении и мнении жены своей, ругающей его из окна. Мы размышляем,  что же происходит сегодня с нами, и мучаемся,  не находя ответа, и даже не предполагаем, что об этом же думали пастух Амос и священник  Иезекииль, царь Езекия и рыбак Пётр и находили ответы на свои и на наши вопросы.

И мы забываем, что мы не одиноки в этом мире, потому что можем в любое время спросить у них совета, обратиться за поддержкой, утешиться в печали.

И главное – там, среди них, а, значит, и среди нас действует Господь, который рассказывает нам о Себе и о делах Своих. Но надо только открыть книгу, которая есть у каждого из нас,  и начать читать её и читать её дальше уже всю жизнь. А если мы узнаем, что же всё-таки делал Бог и как люди отвечали на Его и свои вопросы,  то, быть может, мы поймём их, может, поймём себя, а тогда  найдём и наше единство. 

------------------
Евгений Крашенинников