СВоБоДа чтения. Масленников

Союз Ветеранов Броуновского Движ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Д.Б.МАСЛЕННИКОВА

Нет дела неблагодарнее и бессмысленнее, чем анализировать стихи Поэта: разбирая их по строчкам и образам, разрушаешь то, ради чего они создавались. А настоящая Поэзия – это всегда попытка проникновения в неведомое, смутное, это безотчетное постижение тайны Вселенной, тайны нашего бытия.

Несмотря на то, что «наука умеет много гитик», научные методы исследования имеют свои пределы. Там, где бессильна наука, начинается безраздельное царство поэтического восприятия. С точки зрения пишущего эти строки сухаря- языковеда, постижение мира автором «Лабиолиза» идет посредством считывания изначальной божественной символики слова. Нам бы не хотелось, чтобы словотворчество Масленникова определялось легковесным и обычно неправильно понимаемым термином «языковая игра». Языковая игра стихоплета есть словоблудие, а словотворение Поэта – это мучительное блуждание в темной чаще скрытых смыслов, тяжелое преодоление фонетических наслоений и аффиксальных преград. Жадно хватая губами поцелуи откровений (a propos, «лабиолиз», по Масленникову, и есть «поцелуй»: от «labio» – «губа»(лат.) + лиз(ать)), Поэт спешит поделиться с нами своими находками, его неосознанная задача – удивить нас, ибо ему дано увидеть то, что не дозволено обыкновенным смертным. Масленникову это удается сделать самым наилучшим образом, а потому позволим себе определить его творчество как Поэзию Удивлений.

ВХОД В СИСТЕМУ

Одна из основных особенностей поэзии Масленникова состоит в том, что адекватное восприятие ее возможно лишь изнутри, лишь в соприкосновении с творческим процессом автора. Войти в систему стиха – значит стать сопричастным к созданию поэтической вещи. Настоящий ценитель поэзии стремиться понимать законы художественного построения не хуже самого поэта. Поэтому необходимо умение думать. Умение искать и находить. Чтобы взломать систему, нужно подобрать ключик-пароль, и только тогда вам откроется еще один из неизведанных миров, только тогда вы сможете стать одним из посвященных, ведь «Христос не воскресал для всех…»

Как и любая система, система стиха Масленникова строится на оппозициях. Если говорить только о языке его произведений, то, видимо, речь идет о системе в системе: с одной стороны,  выстраиваются ряды противопоставленных по разным признакам лексических единиц в словаре самого автора, а с другой, наблюдается явная противопоставленность окказионализмов и потенциальных слов  лексике нормированного литературного языка. Второе, на наш взгляд, важнее, так как в процессе восприятия стихов происходит постоянное сталкивание семантики  и ассоциативных значимостей слов, этим во многом и достигается глубина образов. МНЕ НЕБОМ ДАРОВАНЫ РЕЧНОСТЬ И ЗРЕЧЬ, ПЕРЕЧНОСТЬ, СЕРЧАЛЬ И ДРУГИЕ УВЕЧЬЯ... – довольно странная и необычная надсловесная метафоризация!

КОРНИ ПОЭЗИИ МАСЛЕННИКОВА

Поди попробуй определить их! Это и пушкинско-вознесенское wobulimans и тьма – мать – тьма, это и флейта водосточных труб Маяковского и лирическое хулиганство Есенина, это кручено-хлебниковское наслаждение словом, это утонченность Северянина и сонетность Волошина, это формальная всеохватность Брюсова… Может быть, хватит? Предоставим «читателю взыскательному» возможность самому изыскивать корни словесных изысков поэта.

ВЫХОД

А выхода, собственно говоря, и нет. Отсюда не возвращаются, как говаривал некогда герой Андрея Тарковского. Однажды войдя в настоящую систему стиха, вы не сможете вернуться назад тем же путем и тем же человеком. А самое страшное кроется в том, что вы и не захотите этого.

P.S.Совет для чайников

Войдя в систему стиха Масленникова и зависнув на «За-литах», не отчаивайтесь, сделайте комбинацию из трех пальцев (alt + ctrl + delete) и перезагрузитесь.

Удачи!

Салават Вахитов,
6 февраля 2000 г. Уфа, пятая общага БГПИ – кровать – компьютер