Доска мнений о глагольных рифмах

Елена Никитаева
Пользуясь замечательным случаем, я решила опубликовать отзывы, собранные мной за несколько последних дней. Это мнения о насущной в последнее время теме - глагольных рифмах. Ниже опубликован мой вопрос к народу Стихиры, а также ответы и мнения собратьев по перу. Отзывы разные. Возможно, они помогут разобраться вот в чем: нужны ли глагольные рифмы? Почему они вызывают негативные оценки? Как грамотно их (эти рифмы)составлять? Как найти нестандартную рифму такого плана? Высказывайтесь! У нас с вами (да и у каждого из вас всех) есть шанс изменить ход развития стихотворчества в иную сторону, как изменился этот ход с появлением акмеизма! Оставляйте свои мнения.

Просьба, высылайте мне творения (или ссылки на них) с глагольной рифмой. Читая примеры, легче всего делать какие-то выводы. Может быть, кто-то соберет и пришлет список нестандартных рифм? Это также весьма и весьма приветствуется, как и мнения различного характера.
Напоминаю вопросы, которые важно было бы получить от коллег-стихирианцев:
1. Что в значит вашем понятии "глагольная рифма"?
2. Пишите ли вы стихи с использованием этой рифмы?
3. Как вы относитесь к присутствию этой рифмы в своих и чужих стихах?
Вопросов, конечно, много. Думаю, ответов будет еще больше.
 


Давайте думать вместе.
--------------------------------------
Собственно, мнения:

ЧАСТЬ I


Люди!
Прошу, ответьте мне на простой вопрос: почему глагольные рифмы в среде пиитов воспринимаются негативно? С чем это связано?
С ув.
<Елена Никитаева> - 2002/06/20 02:22 

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Их слишком много:) наверное (на одно какое-либо слово)
<Roc> - 2002/06/20 02:30 

...Я считаю, что к форме бодаются люди упертые, зашоренные, ну скажем, Девы..
Музыка ведь градируется вслед за смыслом, аккорды повторяются, арии видоизменяются, лишь тема во всякой опере.. А что стихи, если не музыка с наклейками из слов?

Так что - и я пользую глагольные или простые рифмы, когда надо, чтоб взгляд не завис в вычурности - чтоб он скользил дальше, внутрь следующей строки..
Ну тут - ясно, надо внутри следующей звякнуть чем-то предыдущим..
Да и рифма, что всегда по концу - скучно.
Всё должно звучать.
Ты услышала мое мнение? - Был честен. Заходи, если чо - договорим.
<в ОЛК> - 2002/06/20 02:38 

Дело не в рифме, а в мысли... Если смысл, чувство, образы дастаточно сильны и убедительны, никакая, даже самая банальная рифма не бросится в глаза.
А вообще... Именно глаголом, призывали "жечь сердца..." Правда эстеты, для которых исскуство - ради исскуства, "изобретают" новую поэзию, но наверное потому, что сказать им уже нечего... а хочется... Глагольте!!! И посылайте всех к... классикам.
Ваш
<Александр Макаров> - 2002/06/20 02:46 


...лучше сочетать те и те рифмы. когда стих прост, незамысловат, то глагольные рифмы режут слух! вся прелесть в неожиданых рифмах. разве удовольствие, читать, к примеру, такое за ранее предугадываемое сочетание:

-а луна взойдёт,
мальчик не придёт,
не могу я спать,
всё хочу понять,
где же он пропал,
где он загулял?
до утра любовь
мне волнует кровь ;-))

<Olga Socol> - 2002/06/20 03:15 


Привет Елена.Для чистой поэзии(во термин) -глагольная
рифма есть банальность, но не смерть, а для текста в
песнях самый раз(так что плюнь на все мнения и радуй
мир новыми песнями и стихами).
<m.usow> - 2002/06/20 09:40 


А можно, я еще пример приведу?

...
Играют волны, ветер свищет
И мачта гнется и скрыпит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
...

Думаю, никому не нужно рассказывать кто великий автор этих великолепнейших строк. Кроме того, что здесь все рифмы глагольные, в четверостишии есть еще один нюанс, за который особо мнительные (себя) раскритиковали бы в пух и прах, напиши процитированные строки кто-нибудь из менее авторитетных авторов. А именно, слово "счастье" повторяется в двух соседних строках. И наплевать было бы таким критика(на)м, что такое повторение здесь очень даже к месту.
<Кот д'Ивуар> - 2002/06/20 10:02 


Это неписаное правило возникло в среде серебряного века, особенно среди поэтов, близких к Гумилеву и акмеизму. В это время стали всерьез относиться к стихосложению как к ремеслу, которому не грех и поучиться. В это же время возникло и своеобразное "цеховое соревнование" по поиску свежих рифм, тогда же вышел и первый "помощник поэта" - рифмовник для составления альбомных посвящений. Поэтому вплоть до конца XIX века глагольные рифмы встречаются в русской поэзии сплошь и рядом, а с началом века "серебряного" они практически исчезают. Удачные находки считались общим достоянием - так, Пастернак в 50-х годах не побрезговал взять для своей знаменитой "Мело, мело..." найденную еще Гумилевым рифму "соблазна-крестообразно". Примерам несть числа. Глагольные рифмы по-прежнему вовсю применяются в частушках, у бардов - везде, где речевое (звуковое) значение стиха важнее, чем напечатанный текст. Вот, собственно, и все.
<Гусев-Лазоревый> - 2002/06/20 14:38 


""Движенья нет" - сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить...
Сильнее он не смог бы возразить..."

Молча (без комментария) цитирую Надсона:

"Не говорите мне: "Он умер". Он живёт!
Пусть жертвенник разбит - огонь ещё пылает,
Пусть роза сорвана - она ещё цветёт,
Пусть арфа сломана - аккорд ещё рыдает!"

<Владимир О. Сергеев> - 2002/06/21 15:25

ЧАСТЬ II
Время идет.. На "глагольную" тумы Стихира реагирует вяло. Неужели никто в упор не видит проблемы? Но нет! Откликнулся "зубр" Стихиры, великолепный рецензент и замечательный поэт Тимофей Бондаренко, ктоторый прислал вдумчивое и оригинальное замечание по затронутой теме. Замечание читайти ниже, там, где висят рецензии. А мне, в свою очередь, хочется привести пример "глагольнорифмованного" стиха. Это творение Тимофея Бондаренко. Обратите внимание на рифму.
 *        *        *
Вы поедете на бал ?

"Да" и "нет" не говорите,
Не шепчите, не орите,
Не пляшите, не грустите,
Не давайте, не просите,
Не гоните, не зовите,
Не бросайте, не маните,
Не тираньте, не любите,
Не буяньте, не молчите,
Не прощайте, не вините.
Не ласкайте, не браните,
Не воркуйте, не кричите,
Не воруйте, не дарите,
Не рискуйте, не дрожите,
Не кусайте, не лижите,
Не вставайте, не лежите,
Если можно - не дышите,
ЧЈрно с белым не носите ...
Так вы поедете на бал ?
 *          *          *
авт. Т. Бондаренко.

----------------------------------------------------------
ЧАСТЬ III

Интересное мнение в стихах и не только в стихах (см. рецензии внизу) прислала активный автор Стихиры - Круглянская В.. Стихотворение, посвященное, собственно, обсуждаемой здесь теме, будет хорошей иллюстрацией к нашим высказываниям.

Круглянская В.

*         *           *

добромудрому критику


и мне давали добрые советы,
чуть свысока похлопав по плечу,
мои друзья, известные поэты:
не стоит рифмовать "кричу-торчу"
(В.Высоцкий)

**************
"Ваши стихи, удивительно скверные,
Я прочитал, да. И понял одно:
Строчки, что снизу - вторая и первая -
В общем неплохо читаются, но!
Где, мне скажите, Вы суть обозначили?
Где препинания, собственно, знак?
Что-то Вы, милый мой, тут напортачили,
Да и в названии что-то не так.
Здесь вот и здесь - ну совсем неприличие,
Рифмам глагольным не след доверять!
В Ваших метафорах мало величия,
Да и смешны они, к слову сказать.
Вам бы, мой друг, почитать Евтушенко -
Там уж и рифмы.. Еще б хорошо
Пушкина - Сашу, Тараса - Шевченко,
Ну и.. Ахматову на посошок.
Книжки по этому, э... стихосложению
Вам бы подправили ритмику, речь..
Только вот, по моему разумению,
Стоят ли Ваши мучения свеч?"

Критик, прости мне аллюзии вольные,
Пусть стиль мой брадатый не свеж и не нов -
Но!
Взвейтесь кострами, рифмы глагольные!
Больше хороших и разных стихов!

:))

*         *           *

СПАСИБО ВСЕМ ТЕМ, КТО ПРЕДОСТАВИЛ ССЫЛКИ НА СТИХИ, А ТАКЖЕ ВСЕМ, КТО АКТИВНО УЧАСТВУЕТ И БУДЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ОБСУЖДЕНИИ ТЕМЫ ГЛАГОЛЬНЫХ РИФМ!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...





----------------------------------------------------------
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Всем удачи!
С ув.
Елена Никитаева