Большой разговор Красота поэтической речи

Вл.Шилин
ПОЭЗИЯ и ЖИВОПИСЬ (параллели)
 
Что такое искусство вообще?
Это особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по законам красоты. Так трактует это понятие словарь по эстетике.
Поэзия тоже один из видов искусства. Значит, она должна твориться по законам КРАСОТЫ. Понятие красоты многообразно. В природе нет ни прекрасного, ни безобразного. Два этих понятия созданы только в результате деятельности человека. Я уже говорил о единстве в литературе добра и зла. Понятие красоты и уродства тоже соединяются в понятии – искусство. Если бы мы не отличали одно от другого, у нас не было бы меры для оценивания прекрасного.

В живописи красота создаётся путём гармоничного расположения на холсте фигур и красок. Если художник создаёт декоративное полотно, орнамент или вообще какой-либо узор, то краски могут располагаться и не всегда гармонично. Картина производит впечатление на зрителя своим содержанием и исполнением. Чем ярче выражено содержание, тем легче нам судить об исполнении замысла. В орнаменте, в абстрактном рисунке зрителя интересует только цветовое и графическое исполнение. Ведь не каждое декоративное полотно должно изображать нечто симметричное. Но и там краски не должны ложиться произвольно, они не должны быть слишком резкими, а должны успокаивать глаз, умиротворять душу.

Тут я говорю о личном впечатлении, но если художник, написавший декоративное полотно, заявляет, что это картина, то, как я могу говорить о мастерстве, не зная сюжета? Картина обязана иметь сюжет. Краски, сами по себе, могут быть только тёплой либо холодной гаммы, но ничего конкретного они в себе не несут. В отрыве от сюжета они абстрактны. Конечно, художники абстракционисты, могут придавать тем или иным краскам вполне определённое значение, но это значение необходимо знать, чтобы дать оценку творениям данного автора. И тут речь может быть только о его умении сочетать цвета и их интенсивность.

А ведь в картинах известных мастеров мы говорим не только о расположении цветов, но и о творческой фантазии, об умении видеть цвета. Так, художники импрессионисты, впервые вышедшие писать природу с натуры, обладали удивительным зрением: они видели массу различных оттенков, тонов, полутонов там, где обычный глаз или даже глаз художника не импрессиониста, различал лишь два-три цвета. Потому так интересно рассматривать картины импрессионистов с точки зрения колорита.

С помощью цвета художник может передать не только окраску предмета, но и создать его форму, объём.
Я не зря так много говорю здесь о живописи; ведь поэзия – та же живопись, только с помощью слова. Словом можно создать и жанровую картину, и музыку к картине, передать психологическое состояние и т.д. духа.
Что из этих трёх компонентов важнее? Вот тут мнения могут расходиться.

Импрессионисты чересчур много внимания уделяли самому цвету. Они как дети радовались сделанному ими открытию – многообразию видимого цвета в природе. В своей работе некоторые из них пытались передавать сложные цвета с помощью составляющих их основных цветов. Так, зелёный, они передавали тонкими линиями синего и жёлтого, положенными рядом. Некоторые писали с помощью точек. Но ведь цвет, цветопередача интересна не сама по себе, а только тогда, когда вдохновлена, одушевлена высокой задачей, целью.

Так и в литературе. Слово состоит из графических знаков (на письме), из звуков (при произнесении) и из настроения (когда текст слушают или читают. Всё вместе должно создать определённую картину. Следовательно, для поэта важны все три компонента. Но повторяю, не сами по себе.

Для чего существует речь? Для передачи друг другу каких-то мыслей, сообщений. Когда люди разговаривают между собой, они думают только о том, как правильно произнести то лили иное сообщение, как правильно построить фразу. Говорят, не выбирая лучшие, точные и красивые слова. Говорящим важен смысл, интонация, а не форма сказанного.
В процессе длительного общения людей между собой (года, столетия) вырабатывались какие-то штампы, стандарты речи. Это совсем не мешало им общаться друг с другом. Наоборот, это ускоряло процесс разговора, экономило время. Людям важно что-то узнать или сообщить самим, а как это сделано – не важно! Ведь мы не запоминаем ни форму речи, ни то, с какими интонациями она была произнесена. Мы поняли СУТЬ – и этого достаточно.


 КРАСОТА ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Но совсем другое дело, когда речь идёт о художественной литературе!
Что означает само понятие ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ?
Это отражение окружающей действительности в образах.

Тут нужно отметить одну интересную особенность. Каждый народ и в разговорной речи старался создать некий образ, чтобы речь была запоминающейся, красивой, убедительной.
Как раз этому и служили пословицы, поговорки и фразеологизмы. Перелистайте подобные сборники: вот сокровища народной мудрости и красоты! Народ умел чувствовать красоту языка и ценил тех, кто мог красиво говорить. Вспомним, как об этом сказано у Пушкина:
 Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит.

Мне хочется отметить одну интересную особенность. С самого начала овладения письменной речью, люди инстинктивно почувствовали, что она чем-то отличается от разговорной речи. Потому они придавали большое значение написанному слову, чуть ли не обожествляли его. Даже сейчас кое-кто считает, что всё напечатанное - истина, которой следует верить и следовать.

Все наши писатели-классики очень многому учились, слушая народные песни и сказки. Они всегда признавали народную речь образцом грамотности. Пушкин в ответ на упрёки критиков, разбиравших его поэму "Руслан и Людмила", говорил, что те ошибки в написании слов, на которые ему указывали, не ошибки – так говорит народ.
Уже одно это даёт понять, как высоко ценил поэт народную, ничем не испорченную речь! Народ никогда не станет сочинять тексты, смысл которых непонятен, затушёван. Об этом не худо бы помнить современным модернистам.
Народ – вот единственный неподкупный ценитель того, что делают писатели-профессионалы.

У Достоевского есть персонаж, который считал, что писать надо не об окружающей жизни, а о мире мечты, о прекрасном, о том, чего в жизни не встретишь. Да, можно конечно, писать и жить в мире выдумки. Такие книги создавал А.Грин. Но это были книги высокой нравственности, красоты; они воспитывавшие в читателе уважение к людям труда.

Однако, есть такие авторы, которые пишут только ради того, чтобы написать. Чаще всего это развлекательные книги без всякой внутренней мысли, идеи. Их можно прочитать и выбросить – это чтение для того, чтобы убить время. Я думаю, читать такие книги
преступление: время - самое ценное, что у нас есть. Именно поэтому его следует беречь и использовать по назначению, ведь оно НЕВОСПОЛНИМО!
Чем хороши книги наших классиков? Да тем, что в них богатство мысли, широта охвата событий, высокие идеи, живые характеры, красота слова. Даже отрицательные персонажи у классика не просто фигуры, а типы! Вспомните хотя бы гоголевского Плюшкина или Иудушку Головлёва (Салтыкова-Щедрина)- они вошли в пословицы. Недаром Пушкин говорил о "Горе от ума" Грибоедова, что половина текстов этой комедии станет пословицами и поговорками. Так оно и есть!