Большой разговор Тема, в том числе модная

Вл.Шилин
 ОПЯТЬ ТЕМА, в том числе МОДНАЯ

Но не надо отказываться от темы только потому, что она не даётся тебе в руки сейчас, в данную минуту. Попробуйте отложить стихи на время, подождать. Видно, тема ещё не отлежалась, не захватила полностью мысли и душу. Тема должна созреть в душе автора, только тогда и родятся нужные образы и слова. Не терзайте себя, иначе вы потеряете хорошие стихи. Надо только, чтобы тема была ВАША, именно ваша, а не чужая, взятая наобум. Если по прошествии времени она будет вас волновать, понукать к написанию, значит тема ваша, вы к ней готовы. Плох поэт, который не может почувствовать свою тему и берётся за чужую. Так можно погубить свой талант.
В моей практике был случай, когда у одного из авторов я прочёл стихи про краснодарскую дыню. Вот первое четверостишие:
Край Краснодарский всем богат,
Под ясным небом море сине.
Люб многим здешний виноград,
Но я предпочитаю дыню.

Хороши ли эти строки? Давайте внимательно посмотрим и обсудим их. Вместо душевного разговора о богатствах природы Краснодарского края, автор выдаёт вам скупую газетную информацию. Он ничем не подтверждает своих сообщений, но читатель не умеет верить на слово, ведь разговор идёт не между хорошими знакомыми – это стихи, где автор обязан убедить читателя в своей точке зрения. Стихи должны быть не просто информативными, они ещё должны быть красивыми и тем самым вызывать в душе читателя нужный автору отклик, определённые эмоции или настроения. В индийской поэтике существует даже специальный термин о влиянии стихов на душу читателя.

Мы читаем стихи не так, как читают газету, нам совсем не важно знать, что любит и чего не любит автор. Читатель хочет знать, ПОЧЕМУ автор взялся за эту тему, хочет увидеть всё, о чём говорится в стихах. О том, что рассказано в данном четверостишии, мы могли бы прочитать в любом путеводителе. И мне невольно захотелось написать стихи на ту же тему. С первой попытки этого сделать не удалось. Но сама тема не потеряла своей притягательности даже через некоторое время. Неделю или две, не помню. После нескольких неудач, стихи были написаны.

 ДЫНЯ
Под голубым кубанским небом,
Где ширь прозрачна и вольна,
Колышутся колосья хлеба
Как черноморская волна.
 
Подобные сверканью радуг,
Воспетые на все лады,
Тут зреют гроздья винограда
И дынь янтарные плоды.

Я тоже смог отведать ныне,
Зайдя на красочный базар,
Большой ломоть душистой дыни –
Земли кубанской щедрый дар.

О, эти дыни Краснодара!
Прохладу сладкую струя,
Они прославили недаром
Свои прекрасные края.

Как этот плод красив и сочен,
Он мне запомнится навек!
Казалось, вдруг луны кусочек
Мне подал добрый человек.

Я ощутил всей силой чувства,
Сегодня так, как никогда,
Весь аромат и вкус искусства,
Весь аромат и вкус труда!

Следует развивать в себе, внутри своей души, критическое чувство; оно поможет вам правильно оценить результаты творчества и не только своего. У меня был и обратный случай. Написано стихотворение о Рыночной площади в городе Львове. Мне долгое время оно казалось очень слабым. Я не мог понять и сам, чего в нём не хватало, просто чувствовал это инстинктивно. Но вот его прочёл другой человек. Прочёл не по моей просьбе, он просто читал мои стихи, созданные за много лет, и наткнулся на это. Не знаю почему, но оно ему очень понравилось! Он дал мне несколько советов и после небольшой доработки стихотворение понравилось и мн.

Да, бывает и так. Поэт не всегда и сам понимает, что же у него, в конце концов, получилось. Однажды некий товарищ из нашего литобъединения, писавший прозу и не любивший стихи, решил написать стихотворение просто из набора различных слов и оборотов. Прочитав его в один из вечеров и надеясь услышать отрицательные отзывы, он был очень удивлён, узнав, что некоторым из слушателей стихи понравились. Они даже нашли в них какие-то глубокие мысли. Я привёл этот пример как анекдотический случай. Из этого совсем не следует, что любой набор слов может стать поэзией. Я хочу сказать только одно: не торопитесь делать выводы. Пусть вывод делают люди, которым вы доверяете полностью, и только взглянув на своё стихотворение со стороны, решайте его судьбу.

И ещё очень важно для поэта, стараться следовать не моде, а своему дарованию. Естественность приносит богатые плоды, а погоня за современностью делает автора модным, и это не заслуга, а бремя! Мода повелевает тобой, порабощает.
Мода быстро меняется и угнаться за ней невозможно.
Единственная мода вечна - мода на классику.

Удивительное дело мода! Она существует не только в одежде, но и в мыслях, и в литературе. Я говорю не о моде со стороны читателей, когда, как например сейчас, большинство читает детективы и эротику и т.д.
Нет, мода во все времена существовала и среди авторов.

Так, в античные времена почти все эпические авторы подражали Гомеру. Это выражалось и в выборе темы, и выборе стихотворного размера и даже в названии. Так Вергилий написал ЭНЕИДУ, другой автор свою поэму назвал ФИВАИДЫ. А в восемнадцатом веке Вольтер создал ГЕНРИАДУ. Россию также не миновала эта мода. Поэт Херасков создал РОССИЯДУ. В своё время Ломоносов начал писать ПЕТРИАДУ (поэму о Петре Первом).

Существовала мода на создание стихов в духе Петрарки. Большинство поэтов эпохи Возрождения писали сонеты. В России весь почти восемнадцатый век прошёл под знаком оды, а, начиная с девятнадцатого века, распространяется жанр баллад и элегий.





В литературе существует понятие форма и содержание. Эти два слова объединяют в себе то, что составляет суть произведения. Ни одно произведение, будь то проза или стихи, не могут обойтись без формы и содержания. Но особенно характерно это для поэзии.

Если содержание в поэзии вещь изменяющаяся, гибкая, любой автор может выбрать её по собственной воле, согласно со своим вкусом, то с формой обстоит не так. Форма существует ДО ПОЯВЛЕНИЯ стихов. Причём бывает форма в виде размера стихотворной строки, такая, например, как ямб или амфибрахий.

Но бывает форма в области построения строфы – это сонет, октава, онегинская строфа и т.д. Опытный мастер сразу чувствует, как пойдёт развитие его сюжета и форму находит сразу.

Конечно, для конкретного стихотворения форма будет зримо существовать только после того, как автор напишет своё произведение. Но до этого он всё же, прежде чем приступить к работе, пусть неосознанно, подсознательно, ищет подходящий для темы стихотворный размер. Выбор тут небольшой, всего пять размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, дактиль и анапест. Замечу, что античная поэзия имела гораздо больше таких размеров.

Был более разнообразен и выбор строфы: архилохова строфа, сапфическая и т.д. В более поздние времена появилась спенсорова строфа, строфа Балаши и др. Античную метрику – гекзаметр – поэты используют и до сих пор.

О форме и содержании можно говорить, пока не создано само произведение. Но в готовом стихе, форма всегда соответствует содержанию. Хотя Сельвинский в рецензии на стихи одного из своих студентов заметил, что содержание интересное, а форма напоминает похоронный марш. Но всё же ОТДЕЛЯТЬ ФОРМУ ОТ СОДЕРЖАНИЯ НЕЛЬЗЯ, ЭТО ГРУБАЯ ОШИБКА.

Можно ли понять смысл написанного, игнорируя его форму? Вряд ли! Плохая форма всегда будет искажать и содержание, хотя в целом понять то, о чём хотел сказать автор можно. Только содержание может подсказать, какой должна быть сама форма. Вспомните, что писал по этому поводу Маяковский.

Он создавал стихи о Есенине. Они начинались так:
 Вы ушли, ра рара, в мир иной…
Поэт мучительно искал слова, которые должны были заменить в строке "ра рара". У него даже в связи с этим возникла мысль выбросить не дававшиеся ему «ра рара». Что тогда получалось?
Вы ушли в мир иной …
Сам Маяковский посмеялся над такой строчкой. Он убедился в необходимости найти и вставить нужное слово. Так ему подсказывало само содержание, поэтическое чутьё. Опыт больших мастеров ещё раз говорит о том, что форма зависит полностью от содержания. Но форма в поэзии не ограничивается только размером и конструкцией строфы.

Стихи можно писать, как и прозу, от первого лица, и от третьего; в форме писем, рассказа и т.д.
А сколько форм предлагает каждому автору поэзия Востока! Нельзя замыкать себя только в узкие рамки европейского стиха. Поэт должен знать и использовать ВСЕ ИНТЕРЕСНЫЕ формы для разнообразия собственного творчества.

Но для такой работы необходимо в совершенстве овладеть искусством слова. Иными словами, надо уметь любую вашу мысль укладывать в красивую, гармоничную форму. Надо чтоб слово подчинялось вам, а не наоборот; у молодых поэтов можно увидеть множество примеров, когда слово ведёт их за собой.
Вот концовка стихотворения о шофёрах Севера:
Они заходят на порог,
Привстаньте, горожане!
Шофёры северных дорог
Приходят, уважайте!

Казалось бы, всё тут верно, но читаешь четверостишие, и невольно улыбаешься.
Почему, что в нём смешного? Сама мысль об уважении к тяжёлому труду хороша, но как она высказана поэтом? Привстаньте! Автор явно хотел сказать – встаньте, но это слово ломало ритмику стиха. Получилось нечто смешное, я бы сказал, ехидненькое – привстаньте. Уж не хотел ли автор сказать, чтобы люди потеснились, дали возможность пройти шофёрам. Нельзя же заставлять людей каждый раз вставать при появлении шофёров в знак уважения. Это и неуместно, и не понятно. Но автор об этом не подумал. Уважение к человеку должно проявляться совсем не так прямолинейно, и в стихах и в жизни. Нелепость в стихах появилась не только от непонимания чувства вежливости, но и от неумения автора владеть словом, знать его глубокий смысл.

Поэт должен обладать тонким чувством ритма, музыкальностью и просто человеческим чувством прекрасного, тактом, этикой. Когда читаешь подлинную поэзию, невольно ощущаешь трепет от каждого слова. Почему так происходит? Да потому, что слово в поэзии имеет особый смысл, приобретает как бы более весомое значение. Чувствуешь, что сейчас услышишь нечто очень интересное, а может быть, очень важное не только для самого автора, но и для тебя и для многих других. Стихотворная речь невольно настраивает душу на серьёзное восприятие данного содержания. Недаром у нас сейчас в ходу стихотворные рекламы.

Давайте вспомним сейчас летописный рассказ о жизни и смерти князя Олега и то, КАК об этом же событии говорится в стихотворении Пушкина "Песнь о вещем Олеге", и задумаемся над разительным контрастом изложения одного и того же сюжета.

Именно так, серьёзно, с полной душевной ответственностью и отдачей необходимо относиться к слову при создании стихов, как это делает наш классик. Необходимо добиваться, чтобы читатель верил вам безусловно! А для этого следует выбирать слова внимательно, не ломать слово в угоду ритму, полагая, что читатель сам разберётся в смысле сказанного.
Да, в отличие от других языков русская речь не нормирована. Слова в ней можно располагать по собственному усмотрению. Но надо помнить, что в стихе, как одно из условий поэтичности, должна присутствовать ещё и КРАСОТА. Не просто передача смысла, а соединение его с яркостью, красочностью и ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗА.

Первая поэма Маяковского "Облако в штанах", вся была построена на образах, она насыщена и даже перенасыщена образами! Это в некоторой степени может и повредить содержанию, затруднить его восприятие.

Поэтому образностью надо пользоваться в меру, только там где это особенно необходимо. Образность должна помогать ярче воспринимать содержание, а не быть самоцелью, желанием показать себя как мастера образного слова. Создавая образы, каждый автор стремится дать нечто новое, своеобразное. Да и сами критики ждут от каждого нового автора каких-то необыкновенных образов, подталкивают молодых людей на этот путь.

А всегда ли это правильно, плодотворно? Только ли на этом основана и строится сама поэзия?
Нет, это не так. Опыт классиков это доказывает особенно ярко, ясно и убедительно. Возьмите хотя бы известное стихотворение Пушкина "Я вас любил". Весь сюжет его построен только на эмоциях. Человек передаёт свои чувства. Передаёт просто, немногими способами. Перечитайте пушкинские стихи, вдумайтесь в каждое слово, поищите образы и выразительные средства. Что у вас получилось? Да, - их нет!- А ЧУВСТВО ЕСТЬ...
На то она и КЛАССИКА!


Порой нагнетание образности говорит не о таланте автора, а просто о неумении говорить ПРОСТО – «Словечка в простоте не скажет, всё с ужимкой» – как писал Грибоедов. Я уже говорил, что со словами в стихах надо обращаться экономно. С образами также надо быть экономным. Невозможно, АБСОЛЮТНО НЕВОЗМОЖНО для каждого нового стиха создавать яркие, запоминающиеся образы! Такие образы рождаются только тогда, когда в них появляется ОСТРАЯ необходимость, и потому рождаются они редко.

Однако, опасно также и пренебрегать образами. Иными словами, необходимо во всех подробностях иметь представление о ТРОПАХ –образных словах и выражениях. Но употреблять их с умом, по делу. Я веду весь наш разговор к тому, что автор, собираясь писать стихи, обязан точно знать, каким арсеналом выразительных средств обладает искусство поэзии, каких вершин оно достигло, и чем он, автор, может пользоваться.

Поэтическая речь довольно часто использует всевозможные украшения. Но как понимать УКРАШЕНИЕ в стихе? Если посмотреть в словаре, то это означает - придание чему-либо привлекательного вида, вида радующего душу, слух и глаз. В стихах, украшение, прежде всего, радует душу, а потом, через воображение действует на сознание и глаз.

Существует два способа украшения слова.
Первое и самое простое, это использование ТРОПОВ: сравнений, гипербол, эпитетов, метонимий и т.д.
Другой способ – выбор интересного сюжета. Иными словами, украшением поэтического произведения может быть либо форма его, либо содержание. Правда, возможен и такой вариант, когда в одном произведении сочетаются оба эти способа.

Украшением стиха может быть и форма построения строки, строфы. Чаще всего содержание украшает философскую лирику, баллады, то есть такие произведения, где важно содержание. К таким стихам относятся "Думы" Рылеева, "Клеветникам России" Пушкина и другие публицистические вещи. Вспомним хотя бы стихотворение Плещеева:
Вперёд! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
Иногда к таким произведениям можно отнести и любовную лирику.
Снова обратимся к пушкинскому "Я вас любил". Там тоже содержание играет главную роль, именно оно является украшением стихов само по себе.

Важно не просто знать, какие тропы существуют, но и научиться ими пользоваться. А для этого необходимо много читать и анализировать прочитанное.
В стихах Пушкина и его современников можно найти десятки, сотни подобных примеров.
Нужно лишь ВИДЕТЬ стихи не глазами обычного читателя, а как человек, который сам учится писать. То есть следить не только за развитием темы, но и за тем, в КАКОЙ ФОРМЕ это делает автор, ЧЕМ достигается воздействие на вашу душу, выискивать средства, какими для этого пользуется автор.

Особенно важную роль в формировании содержания играла образная речь в поэзии Востока. Основное содержание их произведений – любовная лирика. Страдания от неразделённой любви заполняют книги многих арабских поэтов. Именно поэтому украшения здесь особенно важны. Умение найти свой особенный строй отличает одного восточного поэта от другого.
Вот строки одного из афганских поэтов:
Обезумевшая птица
 в стокольцовой западне…
Брось метаться, полно биться,
 кудри милой снятся мне…

Здесь каждая строка аллегорична. Страдания влюблённого сравниваются со страданиями пойманной в силки птицы…
Чтобы понять образный строй восточной поэзии необходимо хороршо знать историю развития восточной литературы, условия жизни самого народа.
Работа кропотливая, не спорю, но она даёт благотворные результаты!

Искать полезное для себя надо не только в стихах, но и в критических статьях, где разбираются стихи, и в пособиях по риторике. Там не просто указываются отдельные приёмы украшения, но и говорится о причинах их использования. И главное, там делаются выводы, до которых не каждый автор может дойти сам. А выводы эти очень нужны в практике стихосложения. Кроме того, критические статья указывают на ошибки отдельных авторов, что также ускоряет процесс созревания пота-творца, мастера.

Критика нужна не только авторам, но и рядовым читателям, так как помогает выработать хороший вкус, умение правильно выбрать нужную книгу.
Очень важно, уметь брать из критики самое главное. Не смущайтесь тем, что некоторые критики жили задолго до вашего рождения. Советы Белинского, Чернышевского или Добролюбова, не говоря уж о других, менее известных критиках, не устарели и в наше время. О них можно сказать словами Некрасова:
И неподкупный голос мой
Был эхом русского народа…

Белинский с большим уважением и любовью относился к творчеству Гоголя, но когда тот написал вредную, глубоко ошибочную книгу "Избранные места…", то Белинский смело и бескомпромиссно сказал об этом. Я читал и другую точку зрения на «Избранные места» Гоголя. Это не значит, что Белинский ошибался. Нет – в главном он был прав.
Критика для того и существует, чтобы говорить о достоинствах и недостатках прямо, иначе, она теряет своё основное значение. Но любую критику автор всегда должен воспринимать с осторожностью, осознавая, что и критик может ошибаться.
 
Надо стремиться не только создавать новые, свежие образы, но и уметь оживлять уже имеющиеся образы и сравнения.
Это требует большого мастерства.
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждёт уж рифмы РОЗЫ;
На, вот возьми её скорей!
Так умело, ловко обновил наш классик стандартную рифму розы-морозы,
она засверкала новыми красками!

Но ведь поэзия существует не для того только, чтобы давать образы. Каждый образ создаётся или используется, чтобы полнее, ярче передать всё богатство мыслей вкладываемых автором в стихи. Образ помогает читателю зрительно воспринимать содержание, а не просто восхищаться образами как таковыми. Образ не должен отвлекать читателя от содержания, затуманивать смысл. Читая поэзию классиков невольно удивляешься тому, как хорошо они знали поэзию народов мира. У Гёте есть целый цикл стихов, написанных в восточном стиле. Пушкин также писал стихи в подражание античности и Востоку. Он перелагал стихи из Корана.

Писал такие стихи и Тарас Шевченко. А вспомните, как много перенёс в свои поэмы Лермонтов из стихов кавказских горцев. Это и «Колыбельная»:
 Спи младенец мой прекрасный,
 Баюшки-баю.
Тихо светит месяц ясный
В колыбель твою.

И песня Селима из восточной повести «Измаил-бей» :
Месяц плывёт
И тих и спокоен;
А юноша-воин на битву идёт.
Ружьё надевает джигит,
А дева ему говорит:
Мой милый, смелее
Вверяйся ты року,
Молися востоку,
Будь верен пророку,
Любви будь вернее!
Всегда награждён
Кто любит до гроба,
Ни зависть, ни злоба
Ему не закон…