Эстетика небрежности. Проблемы поэтики Вознесенского

Фаддей Булгарин
Эстетика небрежности.
(Проблемы поэтики Вознесенского).

                Когда поэта далеко заводит речь,
                Тогда поэтом можно пренебречь.

                Частная коллекция афоризмов




                Андрей Андреевич, разрешите представиться…

                Общее место.

1

Это я откопал шампанское из-под снегопада в саду.

2

Вознесенский вообще очень открытый для пародии поэт. Очень. С легкостью необыкновенной, небрежно, можно накропать текст узнаваемо вознесенского стиля. Вознесенский, несомненно, создал свой стиль, свою поэтику, свою эстетику. Которая его победила. Он остался её заложником. А поскольку ни выхода наружу, ни особых просторов для внутреннего развития у неё не было – то так и развивается неизменный шейный платок на груди мальчика шестидесятника. Как раскрашенный и перевёрнутый пионерский галстук. 

3

Поэзия, по идее, должна воздействовать на чувства. Хотя, ничего она не должна, но всё-таки о чувствах. К примеру, о чувстве меры.
Писатель Сергей Довлатов подарил писателю Михаилу Веллеру ножик. Хороший, швейцарский. Я сам два таких потерял. Писатель Михаил Веллер написал повесть «Ножик Серёжи Довлатова».  Писатель Михаил Веллер подарил Дмитрию Быкову, тоже писателю, пистолет. Что может помешать «тоже писателю» Дмитрию Быкову написать повесть «Пистолет Миши Веллера»? Чувство меры. Чувство соразмеренности.

После маяковского «Александр Сергеевич, разрешите представиться…» идея носилась в воздухе. Но вообще-то в воздухе много всякого носится. А поэт на то и поэт, чтобы хватать из воздуха не всё подряд – там 70% азота – инертного, не нужного человеку газа.
Любой подарок, который делает Михаил Веллер – идея подвешенная в воздух. Если к примеру Быков возьмёт и напишет «Пистолет», как Вознесенский написал «Владимир Владимирович, разрешите представиться…», то идея, витавшая в воздухе будет взята из воздуха и положена на тарелочку с голубой каёмочкой, которую так отчётливо представлял себе Остап Бендер. И уже любой получивший от Быкова подарок будет бредить «Зажигалкой», «Автоматом», «Пулемётом», «Гаубицей» Димы Быкова. Но это возможность, вероятность.
Каждый, кто открывает книгу Вознесенского, может сказать «Андрей Андреевич, разрешите представиться» - имеет право.

4

Вознесенский инфантилен. Как ребёнок, тянущий в рот всё что попадётся под руку, он тащит в свои стихи всякое новое слово. Вот тебе и ветер виртуальный, и девочка с пирсингом и тинэйджер с пейджером, и интернет на палочке. Как старательный школьник, совершающий первые шаги на поэтическом поприще: прошли Египет – в стихах пирамиды. Африку – жирафы. Иудаизм – обрезание.
Экстравертность к тому же страшная. Казалось бы – должно быть что-то и внутри – ан нет – всё снаружи. 90% поверхности.

Жесткая форма стихотворения – ритм и рифма подразумевают вечный компромисс между фонетикой и семантикой. Мне кажется, что в случае с Вознесенским картина болезни следующая: сначала семантика брала верх над фонетикой. Сложился стиль. Небрежный до узнаваемости. После формирования стиля фонетика стала брать верх над семантикой. Процесс был длительным. Но в последней поэме «Ру Поэма» фонетика победила окончательно. Не выходя за установленные прежде семантикой рамки.
            Хорошо ступать на грабли!
            Считываю на ветру
            смысл кардиограммы - дабл ю -
            www.ru.

            Я люблю три дабл ю ru,
            www - три струга Рюрика?
            и гармошка ввечеру?
            33 коровы? - вру! -
            три короны и секьюрити -
            ЦРУ и ГРУ.
            …
            www.зарубежье.ru
            www.группировка.ru
            www.трубадуры.ru
            "Раздолблю!" - вопит дура ru.      
            …
            www.Гор.Пушк.б-тека.ru
            www.русская рулетка.ru
            www."Курск".ru
            Или скурвились гуру?

И так далее. Поэма длинна. Рифм на «ру» - много. Такое ощущение, что тут поработала несложная программка, типа «стихоплюй». Принцип действия прост: генерируется словарь, в котором каждому слову ставиться в соответствие его фонетический портрет
например: «гуру»  - «/_» - программа понимает, что в данном слове два слога и первый – ударный. Расширить информацию о части речи, спряжении, склонении и т.п.
После этого задаётся размер – к примеру четырёхстопный ямб «_/_/_/_/», попросите рифмовать на «ру» - через минуту много – две вы получите шедевр. Или не шедевр. Тут уж как повезёт. Это немного зависит от словаря и алгоритма. Всё это известно уже лет сорок и интересует только фанатиков искусственного интеллекта, всё ещё верящих, что если машина обыграла Каспарова, то она обыграет и Пушкина. Но ближе к телу.
Если говорить об архитектуре поэмы, то она такова. Поэма состоит из трёх посвящений, десяти чатов, загадочной части под названием «off», и эпилога. Фундаментом будем считать посвящения.

Первое посвящение – сайту. Соответственно: «Моссад», висят, ад, фасад.

           Я вновь благодарю Тебя, Всевышний,
           что в сатанинский рай, точнее, в ад -
           мне стало душно в комнате - я вышел
           в Твой сайт.

Затруднюсь с оценкой теологичекой позици автора (в конце концов это их с Богом личное дело), но в общепринятом жаргоне не говорят «вышел в сайт», говорят (извините за каламбур) «пошёл на…», «зашёл на…»
Блажен, кто посетил сей сайт в его минуты роковые.

Второе посвящение

          Тебя не сберегли.
          Я в душу соберу
          седьмую часть земли
          с названьем кратким - ru...

Россия как пазл. А вообще, мне кто-нибудь объяснит, почему это посвящение?

Третье посвящение

- RU, КУДА НЕСЕШЬСЯ ТЫ? ДАЙ ОТВЕТ!
- В INTERNET!

Если говорить о специфике внутренней литературной жизни сети (а она сугубо внутренняя, более того, литература и (воспользуемся уже общепринятым термином) сетература мало пересекаются. В основном в тех точках, где профессия программиста совпала с серьёзным занятием литературой. Так вот, внутри сети очень любят повторять: «Отучаемся говорить за всех». Здесь это к месту.
Когда довольна непритязательная хохма («прозаический шеф журнала начинает писать стихи») выносится в посвящение, т.е. декларируется как нечто имеющее значение, невольно задумываешься. Говорить о том, что «ru» несётся в интернет, можно только не выходя из интернета, и/или, извините, за пределы садового кольца.
Вся остальная часть «шестой части суши» по-прежнему не в курсе относительно маршрута.
Принцип «чем случайней, тем вернее» не срабатывает. В который раз.

Чаты.

Вот где богатство замысла. Чат – диалог всех со всеми. Полифония, которая не снилась ни Бахтину ни Достоевскому. Реплики, не имеющие смысла вне контекста десятка других реплик, которые так же в контексте. Вот она «дурная бесконечность диалога» в полный рост. (Кстати, если говорить о предшественниках идеи сайтов, то нужно снова вспомнить Маяковского – окна РОСТА – те же сайты, только без нынешнего технического обеспечения).
Увы. Эффект обманутого ожидания. То, что названо чатами является либо это «вставным» стихотворением как бы в тему (никого отношения собственно к интернету, кроме лексем они не имеют), либо обыгрыванием на протяжении всего чата ОДНОГО (!) формального приёма. Та же дурная бесконечность. Но диалога никакого. Даже монолога нет. Только приём и вязальная машинка, которая должна навязать какое-то количество строк используя данный приём. Вернее фонетический ход. В вязании есть такой термин: «ленивые узоры». Смысл их в том, что смотрятся на вещи они красиво как узор, а вяжутся очень просто. В то время как настоящий, без дураков в несколько ниток (полифоничный, если угодно), узор вязать очень сложно. Самое ужасное в этом сравнении то, что алгоритм работы компьютерной программы для генерации таких ленивых узоров до странности напоминает ту часть алгоритма «стихоплюя», где под заданную размер и созданную для него морфологическую конструкцию подбираются слова из словаря.
Но подробнее о чатах.

Чат первый.

            Только выбегу поутру,
            с горки с выгибом посмотрю:
            за Рублевским шоссе - ru,
            и в брусничном бору - ru...

            Коррумпированная ru,
            поруганная моя ru,
            рулевая моя ru
            с кликом Врубеля в миру!
 
            Хорошо ступать на грабли!
            Считываю на ветру
            смысл кардиограммы - дабл ю -
            www.ru.

Прием прост – собираются тезариус из слов содержащих «ру», потом выстраиваются в не противоречивый текст.

Чат второй.

Вставная новела о хакере и хакерше.

Государствами правят кухарки.
Молодые бегут в интернет.
В заколдованной доблести хакера,
в тайне смеха - позорного нет.

Да и доблести особенной нет. Как и колдовства. Романтизация образа хакера, пришедшая, видимо, из голливудских шедевров выглядит как-то не комильфо. Хакер – это человек взламывающий лицензионное программное обеспечение, взламывающий банки данных, крадущий номера кредитных карточек. Благородных разбойников системы «Робин Гуд» вроде тех, которые взломали чеченский сайт и поместили на главную страницу фотографию Лермонтова в голубом берете и надпись «Здесь был Миша» гораздо меньше, чем принято думать. Все благородные и здравомыслящие довольно быстро остепеняются и находят себе работу в сфере защиты информации от себе подобных.

Чат третий

Тоже вставная новела, может быть наиболее органичная во всей поэме. Хотя завершение её страдает всем набором пороков, которые так любят разбирать оппоненты на различного калибра заседаниях ЛИТО.
Где теперь ты, юноша чокнутый?
Кто сегодня - дожди комет?
Интерьеры терра инкогнита
называются Internet.
Семантика снова продана с молотка в угоду фонетике. Даже не хочется задумываться, что значат «дожди комет» и «интерьеры терра инкогнита». Ничего не значат. Написалось так.


Чат четвёртый. (без ру).

Нечто вроде отрицания чата первого. В смысле приёма. Берётся тезариус от него же, вернее его подмножество – те слова, которые при исключении «ру» будут иметь смысл в русском языке. История сбежавшей буквы.

Я без Тебя, как без ru.

На Венере безрукавка,

без ru - Кафка!..

Нигде так не во...ют, как у нас

...блевское шоссе

мне и ...бля
 не накопили строчки

...салка на ветвях сидит
Я ж оперу говорила

"своя ...башка ближе к телу" (Мария-Антуанетта)
Я - па...с. Одинокий.

Почем "Мерседес-Бенц"? А просто - ...бенс?
...ина - девушка моей мечты

Все восхищены ...бином Ньютона
ТВ и т...п.

Неиспользованные слова (по Ожегову): руда, рулада, рулет, рутина, ручей.
И это только слова начинающиеся на «ру»…
Дурная бесконечность, чуть-чуть ограниченная языком.


Чат пятый
Малоинтересен из-за своей притянутости за файлы к основной теме поэмы.
Здесь всего одна рифма на «ру» - маляру.

Чат шестой.
Тоже «вставная новела» о драке в Челябинске.

Но конец его заслуживает рассмотрения:
- Ты куда несешься, ru?
Тпру!..
Либо автор хочет перечеркнуть всё, что он сказал выше (остановить впадение России в интернет), но дальнейшее действие поэмы опровергает эту мысль. Быть может, тогда эти слова никак не связаны с третьим посвящением, и сами по себе, и автор всей стране, ничтоже сумняшеся, говорит: «стой, мёртвая»? Или же здесь верно наше предположение о том, что автору это по барабану. Он там, куда его завела фонетика.

Чат седьмой.

Отличается от чата первого только тем, что к уже привычному «ру» (Индюк стонет по двору:/перед казнью: "www.ru") эксплуатируется слог «Нет»:

НЕТипично Скуратов одет.
КиНЕТических скелетов - нет.
Нас Кио киНЕТ,
Maskino киНЕТ,
мякина киНЕТ,
Госкино киНЕТ,
НЕТленки НЕТ.

«Свет Сванидзе, молчи, не надо». В том смысле, что как Манилове было передано саха«ру», так в Вознесенском гражданственности. Происходит инфляция гражданского пафоса. Хотя – тут же шаг в сторону: «Я – гражданин соединенных чатов». То есть как бы и нет меня.


off

Если считать посвящения за фундамент, чаты за стены, то это должно быть перекрытием. Но как я не стараюсь, я не могу себе представить это здание. Оно рассыпается на отдельные фразочки, хохмочки для служебного пользования (не в смысле лечения). Видимо, кроме читателя должен был стараться и автор.
На больших сложно организованных сайтах существуют карты сайта. Карту, схему этой поэмы я представить себе не могу. Это фрагменты, которые трудно связать воедино, пазлом буду!

5

Вознесенский, повторюсь, экставертен. Поэты стадионов привыкли к вниманию. И, чтобы внимание поддержать, они прибегает к методам нелитературным, внелитературным, малолитературным.
Они снимают кино, ведут телепередачи, заканчивают литературный институт. И всё это очень искренне и не по делу.

Всё это написано не со зла, а от разочарования. В детстве я очень любил Андрея Андреевича. Я не ожидал, что моя зрелость и его (не могу подобрать правильного слова… «старость»?) будут чреваты такой неприятной переменой отношения…