Большойразговорпафос

Вл.Шилин
       П А Ф О С

В чём же различие между стихами (зарифмованным содержанием)
и поэзией?
Я уже говорил, что в поэзии автор оставляет частицу своей души. А как это проявляется на практике?
Есть такое прекрасное по своему значению слово – ПАФОС.
Что оно значит? – СТРАСТНОЕ ВООДУШЕВЛЕНИЕ, ПОДЪЁМ. 

Такое чувство известно каждому азартному человеку. Читая стихи, можно всегда почувствовать, как, с каким настроением писал их автор. Тут совсем недостаточно или даже просто не нужно таких слов как:  «ах, ох, как прекрасно, чудесно!» Это слишком примитивное понимание и выражение восторга. Если бы всё дело заключалось только в них, то стихи с пафосом писать было бы очень просто для любого графомана.

Восторг в стихах таится гораздо глубже, но чувствуется сразу!
Конечно, ОН заключается в словах, вернее в особом подборе слов. Но не только в этом. Сначала автор должен быть очарован, взволнован той картиной, которую собирается показать читателям. Только так и только после этого необходимо создавать стихотворение, творить.
Пафос – прежде всего, состояние души самого поэта.

К сожалению, большинство современных поэтов-профессионалов страдает именно отсутствием в их стихах пафоса. Пафос рождается только в восторженной душе человека, В такие моменты к нему приходят самые нужные слова, наиболее яркие образы, самые неожиданные повороты в развитии сюжета. Ещё раз вспомним, как написана вакхическая песня Пушкина. Там, что ни строчка, то пафос.
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь вакхальны припевы!
Да здравствую нежные девы
И юные жёны, любившие нас!

Смотрите, сколько восклицаний! Кажется, автор сам захлёбывается от охватившего его восторга. Он еле успевает произносить эти слова! Читаешь стихи, и хочется смеяться от восторга. Душа кипит от неожиданно охватившей её радости. Стихи буквально завораживают. Какая удивительная власть слова одного человека над сознанием другого! Восторг автора незаметно, но властно захватывает читателя, подчиняет его настроение своим чувствам. Такие стихи невозможно написать, не испытав лично подлинного восторга.

Но не каждое стихотворение насквозь пронизано восторгом.
У Пушкина есть стихотворение к Чаадаеву. Вначале оно проникнуто лёгкой грустью:
Любви, надежды, тихой славы
Не долго нежил нас обман,
Умчались юные забавы
Как сон, как утренний туман.

Однако самые выразительные строки отнесены к концу стихотворения и они уже не говорят о грусти - это живой напор и воодушевление!
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Посмотрите, если в первом стихотворении восклицания встречаются чуть ли не на каждой строке, то здесь всего два восклицания, но КАК они значительны! Именно эти строки и создают ПАФОС всего пушкинского произведения не в меньшей степени, чем каждая строка "Вакхической песни".

Пафос может выражать не только восторг, но и гнев, и скорбь.
Именно скорбью пронизаны стихи Некрасова, написанные им на смерть Добролюбова:
Природа-мать когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни ….

Здесь нет восклицательных знаков, но как многозначительны эти строки, невольно заставляющие нас глубоко задуматься о  том, чего недосказал автор, что могло бы быть, не будь Добролюбова. Додумывать это Некрасов предоставляет каждому читателю самостоятельно. Вот ещё один пример того, как может проявляться пафос в поэзии. Грустные строки не обескураживают читателя, не повергают его в уныние и бездеятельность. Наоборот, они вызывают чувство протеста против той жизни, которая привела к гибели такого человека как Добролюбов. Такие строки прожигают душу до слёз, их невозможно читать равнодушно. 

Но пафос может возникнуть и от простого… да нет, от ПОЭТИЧЕСКОГО созерцания природы. Да разве можно наблюдать природу равнодушно, бесстрастно? 
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Вроде бы обычное описание осени, ничего нового нет: жёлтая листва, первые заморозки… Но вчитайтесь внимательно в каждую строку, в каждое слово, вдумайтесь в каждое сравнение. Листья не просто жёлтые, они лежат большой грудой, как хорошо взбитая постель. И вот такие яркие сравнения создают мажорную гамму чувств, – вы понимаете, как прекрасна нарисованная автором картина. Воздух бодрит усталого человека, лёд кажется сахаром, а земля напоминает ковёр – всё это заставляет видеть описанное, чувствовать вкус и запах. Перед нами не фотография природы, а пробуждение души, вызванное пейзажем.

Если СТИХИ ПУШКИНА СПЛОШЬ ПРОНИЗАНЫ ПАФОСОМ, сплошь покрыты восклицаниями,
то у Некрасова сам ПАФОС ВОЗНИКАЕТ НЕ НА СТРАНИЦАХ СТИХА, А В ДУШЕ ЧИТАТЕЛЯ.
Слова стихов только помогают его зарождению, вот в чём удивительная, неисчерпаемая сила таланта! Его умение владеть словом, а через слово управлять душой читателя.
Две стороны пафоса – две стороны таланта их авторов.

Безусловно, Пушкин также владел силой создания естественного пафоса в душе читателя. 
Разве нас не восхищает детски бесхитростное письмо Татьяны? Искренность её слов завораживает читателя, покоряет. Но пафос способен не только вызывать радостные или горькие чувства. Он может прекрасно умиротворять душу, располагать её к раздумью, к философским размышлениям. Такие стихи можно найти у Пушкина, ими полны элегии Баратынского и такого рода строки не оставляют читателя равнодушным. Задача каждого автора сообщить душе определённое настроение, родить определённые мысли, всколыхнуть чувства.

А как научиться управлять душами людей?
Талант и только талант подскажет многое. Собственные впечатления всегда ярче любой фантазии. Поэт умеет даже выдуманные события показать так, словно он был их свидетелем, а может быть, их участником.
Пафосом нельзя специально наделять каждое произведение, он должен быть естественным, вытекать из всего содержания стихов. Гнев не должен переходить в злобу, ругань. Радость не должна быть бездумной, пустой. Всему необходима своя мера, везде ум должен помогать душе. 

Вспомним к примеру, стихи Симонова посвящённые Суркову. Там он описывает военные дороги. В тексте нигде не упоминается о фашистах, но стихи пронизаны ненавистью к ним! Там не встретишь восклицательных предложений, но гнев так и сквозит из каждой строки.
Нас пули с тобою пока ещё милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

За одни вот такие строки можно низко-низко поклониться талантливому русскому поэту. А ведь он говорит очень простые, обыденные вещи.  Но мы понимаем, КОГДА они были сказаны, ЧТО стоит за ними, и это наполняет нашу душу гордостью и ненавистью одновременно! Гордостью за поэта, сумевшего так написать, и ненавистью к врагу. Вас постепенно захватывает описание военной дороги, по которой идёт автор, а именно из такого описания возникает весь последующий пафос.

А вот вам пример из заключительных строк современного стихотворения, посмотрите, какими словами пытается автор вызвать пафос в душе читателя:
Они вступают на порог,
Привстаньте, горожане!
Шофёры северных дорог
Заходят, уважайте!
Здесь автор призывает уважать не самих людей, а их профессию. Он не зря подчёркивает, что это шофёры северных дорог. А разве шофёры, честно работающие в других местах, не заслуживают такого же уважения? Людей уважают не за профессию, а за отношение к делу, и поэт должен тонко чувствовать такие вещи. А если он этого не улавливает, то появляется ложный пафос. Этого надо всегда избегать.

Пафос может появляться не только в серьёзных стихах, но в иронической поэзии.
Перечитайте стихи Некрасова «Колыбельная песня» (подражание Лермонтову):
По губернии раздался
     всем отрадный клик:
Твой отец под суд попался –
     явных тьма улик.

Но отец твой – плут известный –
     знает роль свою.
Спи, пострел, покуда честный!
     баюшки, баю,
Пафос всегда, безошибочно указывает, на чьей стороне стоит автор. Это особенно ясно видно из приведённого стихотворения.

Приведённые примеры ясно показывают, что пафос одно из важнейших поэтических средств воздействия на чувства читателя. Если все остальные художественные приёмы и средства стихотворного мастерства могут применяться в стихах зависимости от множества элементов их составляющих, то пафос в стихах должен присутствовать ВСЕГДА!