Диего де ланда майя и христос

Д.Лавров
ДЕЛА  ДИЕГО  ДЕ ЛАНДЫ,  ЕПИСКОПА   ЮКАТАНА.

..На   протяжении  многих   дней   в   город   Мани,   бывшую  столицу
могущественной династии Тутуль  Ши  (Юкатан),  свозили со  всей  страны произведения
древнего  искусства  народа  майя. Особенно отвратительными казались испанцам изображения Пернатого Змея  --  Кецалькоатля.  Свозили  и  огромное количество книг.  Маленькие,
похожие на гармошки. На каждой странице книги -- удивительные знаки, рядом
с  ними рисунки --  уроды с  выпученными глазами,  фантастические звериные
морды,  птицы.
……………………………………………
   Монах (Диего де Ланда, францисканец) склоняется над столом и записывает:
   "Эти  люди употребляли также определенные знаки или буквы, которыми они
записывали  в  своих  книгах  свои  древние  дела и свои науки. Мы нашли у них большое количество книг с этими буквами, и, так как в них не было ничего, в чем не имелось бы суеверия и лжи демона, мы их все сожгли; это их удивительно огорчило и причинило им страдание".
После  смерти  Диего  де  Ланда  осталось … "Сообщение о делах в Юкатане".
Что вдохновляло слепого в своем фанатизме францисканца,  когда он писал это сочинение?  Желание оправдаться?  Перед кем?  Может, перед собственной совестью...  Но,  вероятно,  ему и в голову не приходило,  что книге его  суждено будет пережить.  века и  в  будущем помочь изучению той культуры, которую он некогда безжалостно уничтожил.
                Паола Утевская. «Слов драгоценные клады»


Когда Диего де Ланда,
Фанатик веры Христовой,
Одной лишь горящей веткой
У майя историю отнял,
Думал ли он, несчастный,
Что он в истории будет
Выше стоять  Герострата,
Выше Нерона-тирана?

Первый сжег храм Артемиды,
Второй сжег город, и только…
Куда им тягаться с де Ландой,
Что выжег не храм, не город,
А выжег память народа
О их богах и героях,
О предках, о их культуре,
Что тысячи лет хранилась!
……………………………….

… Много недель в город Мани
Испанцы свозили книги,
В которых история майя
Записана способом тайным,
С помощью знаков бесовских.
И мерзких богов их статУи
С книгами вместе лежали,
Аутодафе ожидая.

Все эти дни в город Мани
Со всей страны приходили
По горным обрывистым тропам
Десятки тысяч индейцев.
Молча они стояли
На узеньких улочках Мани,
Жались к стенам, смотрели,
И всё молчали, молчали…

Вышел на площадь де Ланда.
Монахи поют молитвы,
Пеньем святым отгоняя
Духов богов индейских.
Колоколов удары
Глушат пытаемых крики;
Падают глухо, как стоны,
В толпы индейцев молчащих.

Факел берёт де Ланда,
Рука не дрожит нисколько!
Взмах – и пламя взметнулось
Над целой горой книг и статуй.
Молча стоит францисканец,
Молча стоят индейцы.
Их там десятки тысяч,
Испанцев – лишь малая горстка…

Спокойно уходит де Ланда.
Он сделал святое дело!
Будет вера Христова
Навеки дана индейцам.
Хотя бы даже и силой…
Майя, всё так же молча,
Всю ночь у костра стояли.
А утром пустым был город.

Даже брат Франсиско Тораль,
Епископ всего Юкатана,
Вынужден был де Ланду
Арестовать, и отправить,
За власти своей превышенье,
Домой, в Испанию, в ссылку,
На суд святых отцов церкви.
И церковь его оправдала!

Так почему же де Ланда,
Юкатана новый епископ,
Сидит по ночам, в своей келье,
Пишет своё «Сообщение
О делах в Юкатане»?
Зачем он, сжегший все книги,
Пишет историю майя
Так, как её он запомнил?

Зачем он вновь вспоминает
Всё, что он знает о майя,
О их обычаях, жизни,
О их богах и героях,
О предках, о их культуре.
Может, замучила совесть?
Или ему голос Бога
Велел исправить ошибку?


А может, он снова видит
Ряды неподвижных индейцев,
Бесстрастное лиц выраженье,
Как у их идолов древних,
Блеск чёрных глаз раскосых,
И это молчанье… Молчанье!!!
Их были десятки тысяч,
А нас, испанцев, две сотни…

Никто не узнает причины
Того, что седой де Ланда
Всё пишет и пишет упорно,
Ночами сидит, вспоминает…
Это его «Сообщение…» -
- единственное, что осталось
От всей истории майя,
Которую он уничтожил.

Индейцы тогда смолчали,
Молчат они и поныне.
Только остатки тех знаний,
Тех мифов, легенд и гимнов,
Передаются изустно
Все эти долгие годы.
Передают их тайно,
Как дон Хуан - Кастанеде…

А надписи древних храмов
С трудом, но читают сегодня…
                20.02.03