Христианская поэзия

Николай Переяслов
Николай ПЕРЕЯСЛОВ

ГОЛУБИНАЯ КНИГА

Словно неба выдохи глубинные,
проплывали тучи, и из них —
выпадала Книга Голубиная,
во сто крат огромнее всех книг.

И сходились люди православные
поглазеть на дивный её вид,
и просил Владимир, князь прославленный:
“Гой еси, великий царь Давид!

Ты открой нам Книгу эту чудную
да прочти всю правду из неё
про судьбу России многотрудную
да про наше русское житьё!”

И на Русь пришедший меж каликами,
царь Давид в ответ ему сказал:
“Книга ся — воистину великая,
не писец — Господь её писал!

Не прочесть, хоть и силён я в грамоте,
мне сей Книги до скончанья дней.
Но — хотите? — расскажу по памяти
те ответы, что таятся в ней.

Говорите, вас томит незнание
тайны: как вы все произошли?
То — Господь вам дал Своё дыхание,
перед тем слепив вас из земли.

Весь сей мир вокруг — творенье Божие,
оттого в нем лад и красота.
Ветер — это Дух Его, а дождики —
это слёзки нашего Христа...”

И спросил Владимир, князь прославленный:
“Гой еси, скажи нам, царь Давид,
кто царей всех прочих православнее?
Где земля, что тверже всех стоит?”

И премудрый, помолчав, как водится,
отвечал Владимиру на то:
“Русь — есть Дом Пречистой Богородицы,
ну, а Дом сей защищает — кто?

Белый царь... Вот он и есть — всех избранней.
Ну, а тверже в мире те места,
где, в сугробах утопая избами,
люди чтут распятого Христа.

Каждый храм здесь больше почитаемый,
чем весь город Иерусалим,
где Христос, прилюдно распинаемый,
на кресте грех мира искупил...”

И спросил Владимир у премудрого:
“Гой еси, умнейший! Разреши
страшный сон, что выпал мне под утро
и, как камень, лег на дно души.

Будто зверь со стороны восточной
да со зверем с южной стороны
бились так, что шерсть летела клочьями
у обоих с кровью из спины!”

И, главой тяжелою качая,
молвил царь Владимиру в ответ:
“То не зверь со зверем повстречались —
это Кривда с Правдой делят свет.

Кривда Правду чуть не одолела,
та едва спаслась на небесах,
ну, а Кривда на земле осела —
в наших долах, сёлах и лесах.

Оттого-то стало днем, как ночью,
всяк солжет, о чем ни попроси,
и всё зыбче под ногами почва
на Святой — вчера еще — Руси.

Тянет Кривда тропку по-над бездною!
Но — поднимешь очи к облакам:
льется светом Царствие Небесное...
Там — Господь. И Правда наша — там!”


ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ

Во славном Иерусалиме
жил царь с царицей, а при них —
росли три дочери, и с ними —
Егорий, сын (почти жених).

Казалось: вот уж рай родителям!
Но жизнь — грустнее, чем стихи.
И пал под ноги победителям
священный город за грехи.

И враг Господний — царь Демьянище —
берет всех жителей в полон.
И, измываясь, басурманище,
Егорию вещает он:

“Коль примешь веру ты латинскую,
то будешь жив, а нет — так нет...”
А юноша — речет в ответ:
“Сам веруй в веру сатанинскую!”

“Ах, так!” — Демьянище вспылил
и повелел его подвергнуть
мученью адскому: пилить,
пока не бросит свою веру.

Увы, увы, напрасный труд —
пытать того, кто вверен Богу:
Егорья пилы не берут,
палач и тот устал немного.

Тогда Демьянище велит
терзать его иною пыткой:
топтать, колоть, в огонь валить...
Ну, а Егорий — вновь с улыбкой!

И вновь твердит: “Не изменю
я славной вере христианской.
Пытай хоть сорок раз на дню —
не сманишь верой басурманской!”

(И видя, что не победить
ему Егория, Демьянище
решил его захоронить
на тридцать лет в огромной ямище...)

Ах, тридцать лет! — Почти все дни,
что нам даны для жизней смертных.
Но что тому, кому они —
лишь повод для молитв усердных?

Они — прошли. И, сдунув груз
камней, закрывших щель острожью,
к нему явилась Матерь Божья
и — повела его на Русь.

И он — пошел. И где лесам
велел расти, там — по веленью —
взмывали кроны к небесам,
его окутывая тенью.

И где велел бежать реке,
там — пробивали землю воды
и мчались к морю налегке,
питая влагою природу.

А где земля была ровней,
чем стол, велел ей стать горою
и ставил церковку на ней
для поминания героев...

Вот так и шел, даруя весть,
что есть Господь, что правда есть,
неся сквозь бездорожье
святую веру Божью.

Вот так и шел, пока вдали
среди полей покатых
не встали, как из-под земли,
Демьянища палаты...

“Не ждал?” — он подмигнул божку
и, вынув саблю острую,
снес басурманищу башку,
покрытую коростою.

Сорвал замки со скоб дверных
и вывел из острога
своих сестер и всех других,
томившихся без Бога...


ИЕРУСАЛИМСКИЙ СВИТОК

Во святом Ерусалиме-городе
в день, когда Христос из гроба встал,
из седьмого неба в страшном грохоте
тяжкий камень с просверком упал.

Так и врос бы в землю, где был найден он,
ибо сдвинуть не хватило б сил,
да распался по молитвам надвое,
как орех, что кто-то раскусил.

И оттуда перед перехожими,
что испуг осилили едва,
на траву легло посланье Божие —
так, чтоб каждый мог прочесть слова:

“Оглянитесь, чада Мои бедные!
Оторвите губы от вина!
Разве вам не видно, что последние
на Земле настали времена?

Ведь от вас и надо для спасения —
в среду пост да в пятницу держать,
да хоть день в неделю — в Воскресение —
не пахать, не сеять, не сажать,
а молить защиты от погибели...

Знайте, чада, что воскресный труд —
никому не увеличит прибыли
и его плоды — вотще умрут!

Не забудьте также: перед Пасхою
будет Пост Великий — для того,
чтоб любой, кто ждет Суда с опаскою,
от греха очистил естество.

Не живите, знаясь лишь с утробою,
удержитесь от впаденья в страсть,
распрощайтесь в эти дни со злобою
и молитесь, чтобы не пропасть!

А случись, что времячко протикало,
ну, а вы забыли про Меня,
то хотя бы с Четверга Великого
поговейте три последних дня.

И учтите: с каждой фразой ложною —
убывает к вам моя любовь,
с каждым “матом” — Матерь ваша Божия
от тоски кусает губы в кровь...

Как же Мне простить вас, греховодники?
Отнесусь к вам — так, как вы — к врагу:
иссушу колодцы ваши водные,
ваши нивы тучные сожгу.

Вы ведь столько в жизни напроказили,
что придется — хочешь или нет —
не добром, а карами да казнями
заниматься до скончанья лет!

Не грешите ж, чада Мои! Радуйтесь
светлой Пасхе, льющейся с небес
в ваши души золотою радугой.
Славословьте все: “Христос воскрес!”

И да будьте в этот день воздержанны,
чтоб не мог возвеселиться бес,
совращеньем ближнего утешенный,
когда все поют: “Христос воскрес!”

(...Небеса поют: “Христос воскрес!”
Мертвецы встают: “Христос воскрес!”
Райский сад шумит: “Христос воскрес!”
Вторит ад: “Воистину воскрес...”)

Не забудьте ж: без благословения —
нет ни в чем добра, куда ни кинь.
Возносите к небу ваше пение
в честь Творца. И знайте: путь К СПАСЕНИЮ
вам открылся только что... Аминь!”


СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ
МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА
(фрагмент)

I. Вступление

1.
Это “Слово” — о Законе Моисея
и об Истине, нам даденной в Христе,
что явилась в мир, всё бренное отсеяв,
и простерла Благодать на земли все.

Слава нашему Владимиру-Крестителю,
указавшему Руси тропу любви!
Если чем-то и сильны мы, то — молитвою.
Господи! Благослови...

2.

Благословенен Бог, явясь Израилю,
дабы людей Своих избавить от оков
бесовской тьмы и слепоты незнания,
тянувшихся с языческих веков.

Сперва Он путь дал Авраама племени
и на скрижалях начертал Закон,
чтобы дожить с ним без греха до времени,
покуда в мир направит Сына Он,
крещеньем в Духе и Благою Вестью
спасая всех от справедливой мести...

Так воспоем и дружно воздадим мы
хвалу Тому,
Кого поют и славят серафимы
и все, кто ненавидит мрак и тьму!

И да поймут — и те, кто в склепах стынут,
и те, кто жив,
что это Он с нас — в ипостаси Сына —
снял грех наш, на Себя переложив.

Ему подвластны и душа и плоть.
И кто еще силён, как наш Господь?..

3.

...Не просто так — от делать нечего —
Он жизнь Законом подытоживал,
а чтоб отвыкло человечество
от многобожия.

Народ — сосуд, его легко
испортить скверной или ложью.
Чтоб принял он, как молоко,
крещенье Божье —
отмыт быть должен в водах он
от старых пятен.
И Богом даденный Закон —
лишь подготовка
к Благодати...

II. Притча об Агари и Сарре

Рабыня Агарь родила Аврааму
сына.
Был стар Авраам
и нуждался в помощнике
сильном.

А Сарра его — родила малыша
с свободною кровью,
чтоб к старости лет Авраама душа
согрелась любовью.

Когда же подрос сын Агари и стал
стеснять сына Сарры,
его Авраам от себя отослал,
чтоб не было свары.

            (...Вот так же и Бог: дав народу Закон,
            как старшего брата,
            его отодвинул впоследствии Он,
            явив Благодать нам.)

И так, как луну растворяет рассвет
на утренней сини,
Закон — сын рабыни — померк, видя свет
свободного Сына:
ИИСУСА ХРИСТА...

III. “Пойте Богу песнь новую...”

И Закон, и Благодать — дети Божьи.
Младшему над старшим стать — разве можно?
Но Господь предвосхитил участь братьев
и Закон былой — затмил Благодатью...

Рек Исайя: “Новый гимн пойте Богу —
по просторам по другим, до дорогам,
по неведомым морям, рекам синим,
ибо Он сказал: Меня — в мир несите!”

Славен Иерусалим, но отныне —
по всем землям вострубим Бога имя,
воспоём, встречая век, песню нашу:
“Славься, Богочеловек, смерть поправший!

Ты, Христос, грядущий Спас, славься, славься!
Помяни молитвой нас в Своём Царстве.
Чтоб, живущие во мгле наших будней,
мы познали на Земле вещий путь Твой.

Чтобы нам не впасть в искус на погибель,
помяни нас, Иисус, помоги нам...”

IV. “Кто есть Спаситель”

Кто есть Спаситель? Бог иль человек?
Ответы ищет мир не первый век...

Как человек — Он в мир пришел из чрева.
Как Бог — оставил неврежденной Деву.

Как человек — был выкупан водой.
Как Бог — омыт Рождественской звездой.

Как человек — нуждался в сне и хлебе.
Как Бог — ветрам повелевал на небе.

Как все — ходил креститься в Иордан.
Как Богу — знак Ему был свыше дан.

Как человек — держал Он пост в пустыне.
Но искушаем был — о Божьем Сыне!..

Как просто друг — о Лазаре грустил.
Как Бог — его из мертвых воскресил.

Как человек — в Иерусалим Он въехал,
но — как за Богом! — мчалась слава эхом.

И, отдав плоть — для смертного венца,
как Бог — воскрес Он, восхвалив Отца!

Зря фарисеи слух о Нём скрывали...
Не волей смертных пишутся скрижали...


МОЛИТВА ГОСПОДУ НАШЕМУ
ИИСУСУ ХРИСТУ

Услышь мою молитву, Милосердный
и Милостивый Боже: Ты за нас —
взошел на крест, свершая подвиг смертный,
спустился в ад — и мир для рая спас.

Спаси ж меня, воздай и мне по вере!
Ведь Ты сказал нам: “Верящий в Меня —
спасётся этой верою от смерти
и не узнает адского огня.”

Коль это так, коль вера — путь е спасенью,
я — верую в Тебя, Спаситель мой.
И, принимая обо мне решенье,
суди меня теперь — по ней одной.

Нет добрых дел, нет подвигов за мною,
одна лишь вера светит над судьбой,
мне освещая странствие земное
да с сатаной ведя заклятый бой.

Я — был рабом его. И только вера
меня исторгла из его оков.
Позволь же послужить теперь без меры
Тебе: отныне — и во век веков!..


АКРОАЛФАВИТ

     Первоучителям словенским Кириллу и Мефодию

А для чего нам надо столько букв?
Болтать по фене? Сочинять частушки?
Великий Боже, не сочти за бунт
Горячий гул горенья в наших душах!

Даруй нам милость, ниспошли талант:
Единым словом — Ёмким, нелукавым —
Жизнь огранять, как чистый бриллиант,
Запечатлять и заключать в оправу.

И защити нас от нападок зла,
Которым мир наш бренный переполнен.
Лишь перед Словом отступает мгла,
Мир уступая во владенья полдня.

Ну так возможно ль не воспеть в веках
Отца, и Сына, и Святого Духа?..
Прими сей труд. Послушай, как в стихах
Рокочут рифмы, торопя друг друга.

(Стиль слабоват, конечно, ибо нам —
Твоё величье выразить нет мочи.
Ум — ограничен. Он, словно Адам,
Фактически низвергнут в сумрак ночи,
Хоть и рожден был волею Отца
Царить над миром по подобью Божью...)

Чем же отмыть нам черствые сердца,
Шесть тысяч лет питаемЫе ложью?

Щемит душа; сЪедает алфавит
Экзема язв тоталЬного распада.
Юлой крутясь, Земля плывет в крови...

Явись нам, Слово! Хоть за миг — до ада!