Синьор Помидор как национальный русский герой Ответ Переяслову-2

Анна Новомлинская
Вы, Николай, умеете, однако,  зажигать дискуссии, заставлять людей вступать в литературоведческие споры. И за это я вам благодарна. Вот даже и нам, людям железного века дали возможность сплотиться, поговорить о проблемах бытия,  раскрыть себя. Я на этом сайте  - три месяца, и вчера первый раз, неожиданно для себя, выступила с критическим материалом. Причем, когда начала его писать, ругала себя страшно -  считала, что мечу бисер перед каким-то поклонником киборгов. А потом расслабилась и получила удовольствие от  работы. И я счастлива, что ошиблась в вас. Вы интересный собеседник. Поэтому принимаю ваше предложение поговорить о ГЕРОЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.
Как я поняла, изучая ваше творчество и рецензии, Вы  - литературный критик старого толка, воспитанный на классическом триединстве, вспоенный молоком Аристотелевой поэтики и взращенный в советское время на ниве соцреализма. Мы принадлежим к разным поколениям. НО! Но мы говорим об одном и том же, только разными словами. И ищем истину совсем рядом, даже локтями толкаемся. Взяли одинаковые торфяные горшочки, намешали туда расейского чернозема и пытаемся посадить помидоры. Только вы отказываетесь от всяких удобрений, кроме старого доброго русского навоза, а мы  добавляем немного чужеземного перегноя и заморских удобрений. «Помидор – говорите вы – российское растение. Идея тут должна быть сугубо русская!». «Да нет же, отвечаем мы, - много лет назад он попал на Русь из Европы»….   История России и Скандинавии поистине связана одним узлом, гордиевым, естессно. Начиная с  Рюрика… Я не буду утверждать, беря пример с  Фоменко, что княгиня Ольга и Кримхильда – одно лицо.  Хотя серьезно думаю на эту тему. Но не будем отвлекаться! Вернемся к нашим героям.
ГЕРОЙ и ВРЕМЯ – два универсальных  образа,  во  взаимоотношениях которых автор может выразить свои предствления о  мире,  об  идеальном  человеке,  о противоречиях и конфликтах ,  которые между ними существуют, и о том, к чему они приведут.
     Для России,  раздираемой  классовыми и идеологическими противоречиями ,  развитие темы "героя  нашего времени" сегодня болезненно и необходимо.  И люди, на самом деле, жаждут ГЕРОЯ.  Но не выдуманного, будничного, а необыкновенного - в котором могла бы воплотиться  идея   обединения   нашей несчастной,   раздробленной и нищающей страны.
Героя,  который  мог  бы  стать  символом национально-патриотического движения.  Вы настаиваете на том, чтобы со  сцены  прозвучала полная патриотизма песня, настоянная на русском эпосе. Ваши воззрения напомнили мне теоретические труды господина Хомякова в сборнике статей «Русская идея» за 18… не помню точно, какой, год. Мы, Николай, говорим об общекультурном европейском пространстве, где было, есть и будет место всяким героям – и Беовульфу, и Добрыне. А вы упорно предлагаете нам зрить в прошлое нашей страны. Ну, славянофил и есть.
Вы  поднимаете важные и бесспорные темы – о необходимости национальной идеи, патриотизма, поисков настоящего героя нашего времени и пр. Я понимаю – в манифесте Железного века вас смутили слова «новый романтизм». Вы, наверное, думали, что откроете файл, и вам там сейчас же согреют душу, позовут за собой и предложат портрет нового русского ГЕРОЯ. А там – лишь «поеденные молью» знамена романтизма стараго, европейскаго. Думаю, что даже цитата «Все новое – забытое старое», не согрела бы вашей славянской патриотически настроенной души. А на самом деле – из-за чего копья ломать? И вы не законченный славянофил (см. переводы йеменской поэзии), да и мы не упертые западники.
Николай, уверяю вас - мы любим и уважаем нашу историю, русские литературные памятники, не меньше, чем вы. Признаюсь, 6 лет назад написала статью в «Няню» о том, как прививать детям любовь к родине. Так на странице в интернет-версии журнала до сих пор не умолкает дискуссия. Тема-то животрепещущая. И многие уехавшие из этой страны меня там за мой патриотизм.……. очень осудили. А теперь вот вы здесь – за отсутствие оного….… Забавно…. Вы обвиняете нас в «чуждой российскому читателю образности» и прочих грехах.  Не буду поднимать вопрос – кто такой российский читатель? Не тот ли, что увлечен киборгами и детективами? Так ему извините, национальная идея по барабану…. А  культурному человеку, знакомому не понаслышке с богатейшим наследием общеевропейского прошлого, ему эти образы не так уж и чужды. Уверена в этом. Да зайдите на стихире на любую страницу – почти у каждого найдете не Гамлета, так Фауста. Что же делать – нравится она нам, европейская культура, не чужда-с. Ну, не вдохновляют меня апокрифы, Повесть о Петре и Февронии, моление Даниила Заточника  или былины об Илье Муромце.  Но я и не претендую на создание новой русской идеи. А если и создаю свою идею, то ищу тех, кому она близка.
А проблема героя и времени стоит сейчас, может быть, острее, чем когда бы то ни было. Я искала этого героя. Искала! Зигфрид, Илья Муромец (если хотите), Дон Кихот, Дон Жуан, Фауст. Гамлет. Онегин. Печорин Закружились пестрым калейдоскопом в голове… Кого первого назвать? О ком сказать? Как бы всех не забыть? (См. мой стих «Когда-то тоже жили») Ну, не умею я вовремя остановиться. Поэтому сразу перехожу к 20 веку.  После революции место рефлектирующего интеллигента занимает названный вами представитель рабочего класса Павка Корчагин. 70 лет мускулистый пролетарий в волевым подбородком и однонаправленными мыслями культивировался как герой. (Ну, не интеллигента же в очочках – в ГЕРОИ? Смешно.)
Но вот соцстрой рухнул. Опять настало смутное время. Интеллигент растерянно озирается. Как же? Кто же? Где же теперь взять его, ГЕРОЯ? Народное творчество не растерялось и подсунуло образ нового русского. Не годится!
 Николай Переяслов тоже предложил кандидатуру. Советую всем, кому интересна тема обсуждения, прочитать «Моление о миллениуме». Сегодня я уже не успею, но, если вам интересно, Николай, могу потом поговорить о герое ВАШЕГО романа  на вашей странице...
Признаюсь, я сейчас дописываю пьесу, в которой, как ни странно, ставятся те же вопросы. Хотя я этого не планировала, а просто хотела комедию о работе пресс-отдела в банке написать.  Рабочее название «В ШИК-банке все спокойно». Там у меня герой, в частности,  говорит:
Тяжелые настали времена,
И китчем утешается страна.
Какое на витринах барахло:
Любовные романы, детективы…
Ну почему мне так не повезло?
Так ошибиться веком и страной!

Что ж, в каждом веке -  свой герой
И этим утешаюсь я порой…
А я вот – не утешаюсь. Так как ИСТИННЫМ ГЕРОЕМ НАШЕГО ВРЕМЕНИ - ГОТОВА ПОКЛЯСТЬСЯ! -  СТАЛ КАРЛИК АЛЬБЕРИХ С БИРЖЕВЫМ ПОРТФЕЛЕМ В РУКАХ. Вот, предлагаю вам кандидатуру, которая  совпадает с мнением упоминаемого в предыдущем письме Рихарда Вагнера. Еще раз приведу здесь знакомую вам цитату композитора: "Если  мы вообразим в руках нибелунга вместо золотого кольца биржевой портфель, то получим законченную картину страшного образа современного владыки мира".
А если мы вообразим синьора Помидора как управляющего на службе владыки мира, то получим образ национального русского героя. Не хотела никого обидеть – просто констатирую происходящее в стране и в сознании обывателей, то есть нации, для которой вы, Николай, и предлагаете искать этого самого героя. А народ не хочет быть летчиком, космонавтом или моряком. Он очень, очень хочет быть банкиром, в крайнем случае – актрисой или моделью. Непременно – топ!
Топ! – два геркулесовых столба, перевитых змеиным зигзагом.
Вот он – символ эпохи. Красивый, круглый. Да нет, даже не помидор, а доллар.
Вот он – подлинный герой нашего времени. Владелец сокровищ карлик Альберих.
А ежели меня он как герой не привлекает и я снова возвращаюсь к милому моему сердцу Зигфриду, которому удалось, возродившись из пепла преданий и мифов,  в 19 веке сплотить такую же раздробленную на мелкие княжества Германию?  За что же меня осуждать. Я народу своего героя не навязываю. Да-с. Народ его сам себе уже выбрал. С чем его и проздравляю.
Ах, вы, день-день-день-деньжата. Рублики.
Фунты, евро, доллары да тугрики.
Все ищут ответа: "Где главный идеал?"
Пока ответа нету, копите капитал…

Народное творчество веками формировалось самостоятельно. Народ сам писал свои сказки и сам выбирал себе героев. Конечно, в 20 веке новые средства информации позволили   вбивать им в сознание идеи, необходимые правящим классам. Но даже во времена культа   Сталина оставались люди с незапудренными мозгами. А потом народ стряхнул со своих ног весь этот культ. Точно так же, как позже отряхнулся от  культа героя-пролетария. И теперь он выбрал себе нового героя, которого я обобщенно называю банкиром.
Конечно, ПИСАТЕЛИ И ФИЛОСОФЫ МОГУТ ЛОМАТЬ КОПЬЯ И ПРЕДЛАГАТЬ НАРОДУ БОЛЕЕ ДОСТОЙНОГО ГЕРОЯ.  НО ОНИ МАЛО ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОН ВНЕДРИЛСЯ В НАРОДНОЕ СОЗНАНИЕ. ЭТО МОЖНО КУЛЬТИВИРОВАТЬ ТОЛЬКО НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ, привлекая все средства массовой коммуникации. Как, например, во времена фашистской Германии произошло с тем же Зигфридом? Власти удалось культивировать именно героя, любимого народом по сказкам и преданиям. Именно поэтому он жив, а Павка Корчагин и иже с ним – нет. И любого придуманного и навязанного героя постигнет та же участь.
Лично я не собираюсь навязывать народу никаких героев. И думаю, что мои соратники по железному веку – тоже. Я не самоустраняюсь от проблем страны. Нет. Но я глубоко убеждена, что начинать надо с себя: не кидать мусор на улицах, не ломать веток с деревьев, платить налоги и т.п. – разумеется, это обобщенные образы. Я своего героя нашла, я нашла людей, которые со мной солидарны, я живу и стараюсь самореализовываться.
А вы, Николай, если вам угодно, можете заниматься поисками народного героя. Искать новую формулу типа «Православие-Самодержавие-Народность». Только ответьте: кому это нужно? Ваш герой – тоже не народный, как и мой. Увы. И кстати,  сегодня большая часть СМИ находится не в руках государства, а в Альбериховых, сударь.

P.S. Тем, кому это не интересно, и кто считает, что статья длинноволоса, непричесанна, и ей вообще на сайте о поэзии не место, крепко жму руки и приглашаю прочесть более лаконичное и остроумное письмо первое "Дедушкины маски на маскараде стихиры или эстетика железного века", а также последнее письмо "Николай! Давайте поженимся!" :-)))

P.P.S. Остальных приглашаю почитать комедию "В ШИК-Банке все спокойно": http://www.stihi.ru/2003/04/22-847 (на чтение уходит 1 час, на сцене идет 2 часа).