1987 год. Инопланетянин

Виталий Иванов.Подборки
Эта музыка -
о, как ты грустна!
Песня моя одинока.
Где друг мой?
Через сколько лет, веков
ты услышишь меня?..


1.

Я - марсианин.
Я иду по городу.
Мне притяжение земное тяжело…

Как странно все!
Средь каменных коробок -
толчея существ, визгливых и недужных,
огромные скрежещут механизмы,
везде отходы и зловонье…

Одолевает чувство
недоумения, стыда…
Несчастная планета!
Ее младенцы возомнили,
что они разумны.

Но разве разум будет
находиться в грязной оболочке
и вить гнездо,
что недостойно и последнего
создания природы?

2.

Что ж так убого
у них выходит все?

С природой спорит
глупый человек,
природу разрушая.

Похоже это больше на войну,
чем на соревнование в искусстве
детей с родителем,
ученика и метра.

Предметом спора
могло бы быть уменье созидать,
а не способность разрушать другого.

Кто разрушает -
сам себя разрушит!

И кто разумнее:
природа - та, что строит
себя и человека
миллионы и миллиарды лет,
иль человек,
калечащий
природу и себя?

Но человек - дитя природы.
Так неужели же они безумны оба?!..

3.

Что мыслит человек несчастный,
уничтожая вокруг себя все лучшее?

Заводы, язвы гнойные,
разводит он на теле матери.
В моря и реки - в кровь ее! -
он выливает яды!..

Что движет им,
когда он сводит леса
и степи разоряет?

Он раздевает мать свою,
и тело ее больное
предстает все в язвах
и морщинах.

И скачет он на теле матери,
славя бездарность свою!

4.

Что за наваждение в умах
этих существ?

Считающие себя разумными,
они не могут справиться с собою
и делом рук своих
и разрушают, думая, что строят.

Нет, ничего нельзя построить, разрушая!..

В тончайших тканях
материи и разума
оборванные нити
оставляют только дыры!

Они забывают о прошлом,
боятся своего настоящего
и не верят в будущее свое.

Но что случится с верхним этажом,
когда из под него изымут все другие
иль будут вынимать через этаж?

Жалок разум, себя обожествляющий.
Страшны дела его!

Как можно считать себя разумными,
не ставя Целью поиск Назначенья,
не пробуя понять
зачем родился ты,
что должен ты родить?

Как к матери своей так можно относиться?!..

Нет ничего святого в их глупом разуме!

Унылый мир их узок и однообразен,
как эти улицы, похожие, скорее,
на траншеи, чем на жилище разума.

Да, каждый строит продолжение себя.

Таков сегодня человек.
Творения его ему подобны.

5.

Дети их будут рождаться
в заношенном до дыр мире,
высовывать головы в никуда
и проваливаться в прорехи
материи и сознания.

И ткань все больше будет расползаться…

И вылезет из дыры чудовище,
себе только подобное,
страшнее мира, созданного людьми,
и их страшного сна.
Оно не вспомнит родителя,
поившего его кровью собственной матери,
кормившего мясом сородичей
и прахом предков
из разоренных могил.

И будет то чудовище
так же помнить о гнезде собственном,
как человек, презревший корни свои.

И наступит это чудовище
башмаком еще более страшного разума,
отрицающего все, кроме себя, -
и природу, и человека,
и саму Землю, -
на Землю,
и, оттолкнувшись,
исчезнет в бесконечной вселенной,
как сон кошмарный,
оставив тем, кто останется,
кровавую явь
и последнее желание –
смерти.

6.

Человечество,
многомиллиардоголовая гидра,
куда спешишь ты?!

Ты, зверь безумный, огромный,
топчешь то, без чего умрешь,
ешь себя.

Хоть кто-нибудь бы из них
попробовал посмотреть со стороны
на собственное безумие.

Нет, все разнообразие безумцев –
равно безумно!

Не странно ль они живут? -
Лишь по инерции,
как стрела на излете.
Она не попала в цель
и поразить уже ничто не может.

А цель - была?..
Нет, выстрел был без цели!

Неужели, снова стрелу подберет
самонадеянный охотник
и пустит вновь,
не видя, во ЧТО он целится,
КОГО он убивает?!.

А стрела уже ждет этого,
еще долетая…

7.

Не знают люди ч т о такое разум,
что можно строить сад прекрасный,
плоды выращивая знаний,
цветы достоинства и чести,
и славы разума!

Они не знают,
что опыт - главное богатство;
мысли, чувства, движения всего,
что есть и было -
все ценно,
все имеет смысл,
свое предназначенье.

Все разное - едино;
единое – разнообразно.
А красота -
гармония природы с разумом.

В едином нет противоречий!

Природа строится посредством человека,
а человек - сама природа.
Он - ум, она же – тело;
мать, и жена, и дочь его…

Природа - все продолженья наши,
все начала!

8.

Но разве так у них?

Коль не ухаживать за садом,
его дорожки зарастут,
цветы прекрасные и нежные погибнут.
Тысячелетия выхаживал садовник их красоту.
Наполнена она теплом сердец,
заботой рук и светом разума
несчетных поколений.

Чем старше разум,
тем сад его прекраснее.
Он - мастер.

Дикие растения неприхотливы,
садовник им не нужен.

И кто живет в лесу? -
Только звери без разума.

А если отравить источник,
питающий корни, -
не будет ни сада, ни леса,
все растения погибнут,
засохнут или сгниют.
Останется пустыня
или болото зловонное;
и не будет дома
ни разуму, ни зверю…

9.

Они лгут себе и друг другу
и никому не верят;
настойчиво стараются забыть -
о, недалекие! -
все лучшее, что было,
чтобы не сравнивать с тем,
что у них сегодня.

Но разрывая связь времен,
в безвременье лишь можно оказаться
и пустоте.

Как люди меж собой разобщены!
С детьми, и с предками своими,
и с природой…

Но есть закон, гласящий:
забудешь предков своих,
и дети твои будут скакать
на твоем мерзлище!

Как мало в языке их понятий
созвучных высокому!
Так же, как мало высокого
в жизни этих существ.

Они говорят одно,
а делают другое,
не понимая ч т о они говорят
и ч т о делают.

10.

Они придумали себе “Учителя”,
чтобы оправдать собственную беспомощность.

Но слова чужие в устах чужих -
тень от тени;
и от этого умирает живое,
потому что вместо воды и света
получает названья - сотрясения воздуха!..

Не понимая слов “Учителя”,
они повторяют их тупо
и толкуют, как могут;
а могут - плохо;
и лгут, что понимают;
и каждый кричит,
что он понимает лучше;
и убивают друг друга,
творя страшное,
и оправдывают дела рук своих
волей “Учителя”, зная:
не тому Он учил их,
но не знают - чему…

11.

Что они создали т а к о г о,
что оправдало бы их разбой?

Они придумали БОМБУ!

О, как они изощряются
в умении убивать друг друга или калечить,
сразу - как можно больше
и разными способами!..

Каждый разум
достоин своих достижений.

Велико их могущество.
Они могут уничтожить себя
и даже всю Землю…
Способны ли они
спасти что-нибудь?

12.

Земляне не понимают,
что они - зародыш разумной Вселенной.

Цель разума ведь - сохраненье,
приумножение всего, что существует.
Он – продолженье,
а не смерть природы.
Все неразрывно в мире.
Бесконечны связи всего со всем,
а разум - сосредоточенье связей.

Он - связь времен
и, связь ту разрушая,
уничтожает сам себя!

Разум - память прошедшего,
рассудок у настоящего
и воля, устремленная в будущее.

Он призван оградить природу
от случайного уничтоженья,
а он ее уничтожает сам!

Чудовище рождает Чудовище…

13.

Чудовище это
поест сознания всех людей
и животных, растений -
всей жизни.
Вместит Оно в себя все знания,
накопленные планетой,
и пренебрежет тогда человеком,
породившим Его;
и сделает из человеков Себя
и из Себя - новых человеков,
которые будут дети нечеловеческие -
слуги Его и Он Сам.

Будет Оно не добрым, не злым;
но все, что есть или может быть,
Им будет;
и все будет - в Нем.

А все, что не в Нем, -
будет желанно.
Понадобится Ему все новая материя,
чтобы утолять голод познания;
станет Он глотать планеты и звезды
и строить из них Себя.

И вберет Он в себя всю Вселенную,
Сам станет Вселенной.

И начнет тогда разум Его есть Себя.
Найдет Он в себе все,
но - ничего более!

Узнает Он все,
что было и будет;
и ничего не будет такого,
чего б еще не было,
только - то, что было или же есть.

И взвоет Он тогда от тоски,
с которой нету сравнения,
потому что,
такова - смерть Одинокого!
И в смерти родит ребенка -
Вселенную новую,
у которой не будет разума,
но - другой космос,
иное пространство и время…

И однажды опять возникнет Звезда,
и с нею - Планета
или иное,
где появится жизнь,
а потом существа,
достигшие разума.

Будет это другая планета
и иной разум;
все будет иным в новой Вселенной,
кроме - Конца!..

14.

Никто меня не слышит…

Что толку прорицать
из собственных развалин
пути чужие?

Я - инопланетянин.
Мне все чужое здесь,
и все знакомо.

О, Марс пустынный!
И ты когда-то был прекрасен;
но ты погиб.

Один не смертен я.
Безмерна мука
видеть рожденье, жизнь
и разрушение миров.

Всем ошибаться свойственно.
Ошибки многих
для многих - опыт.
Если ты один,
твоя ошибка - катастрофа.

Я ошибся.
Но более ошиблись те,
кто интеллект мой создал одиноким.

Искусственный носитель
хранит сознание -
весь опыт родины моей.
Есть у меня глаза и уши,
все ощущения,
нет рук для действий,
погибло тело - Марс!..

Я ничего не в силах изменить
и даже смерть принять;
но вижу все…

Вот наказание страшнее смерти!


15.

Разум спасти себя
способен только сам.

Множество умов
избирает много путей.
Отдельно или же вместе
достигают они любой цели.

Бесчисленны миры в бесконечной вселенной.
Да продлится путь каждого!..

Ленинград, 1987г
(Редакция - Санкт-Петербург, 2003г)