1992 год. Мысли о вечном

Виталий Иванов.Подборки
Почему "красота спасет мир…"
--------------------------------

"Красота спасет мир", - сказал Достоевский и задал загадку. Но нет аксиомы, которой не хотелось бы найти доказательства. Почему, собственно, красота?
Я попробую дать ответ.

Красота внутренне присуща живому и вообще всему жизненному, начиная от атома и заканчивая вселенной, и мы не можем противиться тому, что глубоко заложено в нас бесконечной историей мира, ведь мы - его часть.

С возрастанием мощи цивилизации усиливается стремление высших мировых иерархий к развитию, но и к хаосу - тоже. Сколько человек уничтожил, сколько создал! И то, что может перевесить и перевешивает чашу весов, на одной стороне которых тяга к развитию, на другой к хаосу, - красота. Она спасет мир! Потому что в хаосе разрушаемой природы, в однобокой, бездушно-механической цивилизации нет красоты. Без красоты же нет жизни. И, может быть, вообще никакое развитие невозможно вне красоты, включая и неживую материю. Что некрасиво – не жизненно, не дает своего продолжения; все, что некрасиво - тупик.
Красота - обобщенный, интуитивный критерий истинности пути развития, данный человеку природой.

Красотой проверяется новое. Если оно красиво, значит необходимо и дОлжно, и будет жить. Недаром в нашем сознании, от рождения, заложена внутренняя потребность прекрасного и подсознательные его критерии. Красота - естественность жизни, здоровость ее, знак верности эволюции. Все, что некрасиво, - болезнь и смерть. И смерть не отдельного организма, являющаяся неизбежной необходимостью, а смерть многих в результате вырождения значительных участков природы, цивилизации.

Независимо от способа создания нашего мира - создал ли его бог или случай - никто не может отрицать, что красота живет в мире, как единственно возможная его форма. Не будет ее, не будет и мира. И развивающееся человечество не может не считаться с законами мироздания, выстроенного до него!

О совершенном
--------------------------------


Окончательного совершенства не существует, как не существует предела у бесконечного. Есть совершенство относительное - некоторых объектов или явлений к объектам или явлениям, отстоящим от первых в пространстве и времени на конечные величины.

Что-то может быть совершеннее только по отношенью к чему-то. Состояние вещей не может замереть в неподвижности – «совершенстве» или «несовершенстве» своем. И, если положить, что развитие бесконечно, что же, относить совершенное тоже в бесконечность и вечность?

Нет, мир наш совершенен и несовершенен всегда! Никакое поколение, ни один человек не удалены бесконечно от совершенного; думать так было бы слишком грустно и, конечно, неправильно. Каждый может идти по пути совершенства все дальше, постоянно искать и находить новое; но разве будет он совершенным в час своей смерти?

Всю свою жизнь мы движемся к совершенному и не можем достичь его. И, чем меньше используем данные нам от природы возможности, тем не совершеннее представляется этот мир и сами мы дальше от совершенства.

Все, что нам представляется несовершенным, желаем мы изменять, что и ведет к развитию мира. Людям свойственно быть недовольными существующим порядком вещей, начиная от невкусной еды или грязи на улицах и заканчивая общественным строем или отсутствием возможности слетать на другую звезду.

Чем лучше человек развит, тем больше видит он недостатков в себе и в окружающем мире, сильнее желает исправить их и активнее исправляет. Потому человек - движитель развития, а не наблюдатель независящего от него совершенства или несовершенства.

Осознанная неудовлетворенность - высшее мироощущение, позволившее подняться нам над природой, тоже стремящейся к совершенству, но бессознательно.

Нет совершенного в статике. Совершенно то, что движется к совершенству, постоянно развивая о нем свои представления.

Необходимое зло
--------------------------------

Зло "господствует" на Земле потому лишь, что добро обычно не замечают. Люди интересуются больше злом, чем добром, находя его, часто бессознательно для себя, более значимым для выживания.

Но так ли? Не есть ли зло - лишь отсутствие необходимого для жизни добра? Отсутствие привычного сразу заметно, а когда оно есть, его не замечаешь. Добро - привычный и необходимый для жизни порядок вещей; зло - нарушение этого порядка. Преодоление зла - путь к добру, восстановлению нормальных условий существования.

Но есть и другой путь - приспособления к злу. Организм привыкает, приспосабливается к новым, первоначально для него опасным условиям, и потом, иногда, уже даже не может без этих условий существовать. Тогда то, что всегда было злом, становится вдруг добром, а отсутствие этого зла - злом.

В приспособлении к злу, преодолении зла, ограничении и контролируемом использовании его на благо человека - путь развития, расширение диапазонов среды (все более сложная среда), пригодных и необходимых для существования все более сложных структур.

Второю причиною кажущегося господства зла является то, что каждый мысленно собирает и примеряет зло, распределенное между всеми, на себя одного. На самом деле, относительно среднего человека, зла гораздо меньше добра, добро превалирует и стратегически побеждает. Это очевидно, потому хотя бы, что большинство людей доживает до старости и умирает более-менее естественной смертью.

Самые добропорядочные и благополучные люди в разговорах, книгах и фильмах между темами зла и добра предпочитают темы о зле, потому что касание зла волнует гораздо больше любого добра. Ощущение опасности по силе и остроте ни с чем не сравнимо. И это понятно, потому что в организме задействованы все резервы. Оно ни с чем не сравнимо по наслаждению. Мы наслаждаемся, когда органы наши работают, и именно теми органами, которые находятся в работающем состоянии. Конечно, далеко не все желают испытать зло в реальности, но даже последний трус и лентяй вряд ли откажет себе в удовольствии испытать его понарошку, как играющее на нервах, но безопасное зрелище или чтиво.

И все же грустно, когда никто или почти никто не хочет (не может?) замечать многочисленные примеры добра; но каждый выискивает зло, чтобы обратить на него внимание всех, отчего создается ложное впечатление, что мы живем среди максимы зла.

Зло - это тренинг. Чем изощреннее, разнообразнее зло, тем в лучшей физической и духовной форме находится человек. Конечно, если зло не переступает грань максимальных потенциальных возможностей человека, конкретного общества, человечества. Тогда – упадок и смерть. Зло уже не бодрит, не развивает, но отбирает в борьбе с ним все силы, или сразу бьет наповал.

Зло мобилизует. В экстремальных ситуациях люди раскрывают возможности, которые никто даже не подозревал в них. Недаром в переломные времена, смуты и революции появляется так много гениев.

Зло остается в памяти, так как всегда вызывает сильные ощущения. Добро же обычно дает ощущения слабые или же вообще не приносит никаких ощущений, потому оно запоминается реже.

Нет, конечно, запоминается и добро. Но лишь потому что, жизнь наша проистекает далеко не в оптимальных условиях существования, и слишком часто добро для нас - праздник. Самые необыкновенные для нас праздники мы и запоминаем. А праздник всей нашей жизни многие принимают за "серые будни, насмешку, цепь невыносимых страданий, физических и духовных"… Надо ли объяснять, насколько такое понимание не отвечает действительному положению дел, что оно – неправильное субъективное восприятие ленивого, недоразвитого сознания?

Утрируя, можно даже сказать, что абсолютное отсутствие зла, идеальные для человека условия – ни что иное, как полное отсутствие раздражителей, а значит, и ощущений, что-то типа нирваны. Именно поэтому все впечатления от добра, если они уж не слишком редки, сливаются у человека в одно.

Для многих, увы, все добрые дела скучны и похожи одно на другое. А каждое зло для человека невдумчивого - оригинально. Но это не потому, что объективно зло более разнообразно, но потому, что неприятно его воздействие и от этого виднее нюансы.

Что будет, если исчезнет зло в том смысле, в каком люди его понимают? Зло по отношению к ним. Другое понимание, увы, пока редко встречается… Ответ очевиден. Человечество быстро выродится.
Наверное, поэтому, когда нет внешнего к человечеству зла, люди сами его изобретают и производят, как будто специально усердствуя в обманах и убийствах друг друга.

В этом, возможно, проявляется объективная необходимость и неизбежность зла вообще в мире и среди человечества в частности. Здесь, видимо, срабатывает внутренне присущий сложным формам материи закон самосохранения за счет поддержания активной своей составляющей в надлежащей "спортивной форме".

Полное отсутствие зла означает отсутствие необходимости борьбы за существование. И не только в крайней форме войны, но и как конкуренции в идеях, экономике, искусстве и прочем.

Без зла, очевидно, невозможно существование ни человечества, ни природы, ни жизни. Т.е. полное отсутствие зла, может быть, - наибольшее зло.

Так правильно ли наше понимание зла? Что, если зло, как мы его понимаем, не зло для нас, но добро - в глобальном, стратегическом смысле? Верна ли вообще наша точка отсчета добра и зла, когда мы в центр Вселенной ставим себя, человека и человечество?

О счастье и о страдании
--------------------------------

Многие думают, что тяжело умирать, но жить – намного труднее!..

Великие идеи доставляют великие радости развитому уму, но, в той же мере, доставляют они и страдания; первое из них - одиночество.

Чем больше человек развивает собственное сознание, особенно, если делает это в каком-нибудь новом, неизвестном никому направлении, сильнее отрывается от остальных, тем все больше страдает, и страдания его тем мучительнее. Потому что, разбираясь в себе, он все яснее видит несовершенство внутреннего своего идеального мира. Но это второе, не главное, здесь можно работать и исправлять. Первое, главное, - отличие от других, отличие свое от несовершенного мира вокруг; несовершенство внешнего мира даже по отношению к созданию своему несовершенному, т.е. именно, даже по отношению к несовершенству собственного сознания.
Неодолимая, ясно видно - неодолимая! пропасть лежит между красотою задуманного, мыслимого, строящегося храма внутреннего своего мира и обычностью, обыденностью мира сущего, среднего человека, тем паче - убогостью, нищетой, глупостью и от всего этого злобою человека наинижайшего. А все это, среднее и наинижайшее, и составляет большинство на земле.

Страдание, в высшем, конечно, понимании этого слова, т.е. не физическое страдание, когда тебе прищемили палец или болит зуб, страдание духовное - есть осознание закономерности вечного существования в мире зла и добра, неизбежности того низкого, что ты видишь вокруг, и необходимости бытия в этом мире. Который, просто обязан, – улучшить! Но… соизмеряя силы свои, считаясь с желаниями других, ничего никому не навязывая.

Лишь глупец надеется развивать себя, избегая страданий и неудач. Новое приходит только при освоении неизвестного, которое набивает нам шишки, физические и духовные.

Способности человека равно делятся между плюсом и минусом. Умеренная жизнь рождает умеренные мысли и чувства.
Чем счастливее человек, тем глубже может он ощущать страдания. Потому что они - наша плата за счастье.

Сколь многие веруют и желают веровать в сказки! А счастливы - только те, кто их сочиняет. Но и в таком счастье половина – страдание.

Тот, кто совершил много зла в прошлом, никогда не может быть вполне счастлив. Но если он будет строить правильно свое будущее, все же и к нему придут минуты настоящего счастья. И в печали кроется радость, и в страдании искреннем - наслаждение!
Истинные ощущения возможны только при правильном движении в будущее. Неверное направление дает искажения мыслей и ощущений. Чем не правильнее направление из прошлого в будущее, чем оно дальше от созидания мира, а следовательно, и от нашего саморазвития, совершенствования; тем дальше окажутся наши мысли и ощущения от истины объективной, и полнее будет владеть нами иллюзия. Нам даже не дано будет знать мимо чего мы проходим!

Там, где люди на пути истинном, - меньше погибает младенцев.

Христос страдал больше всех. Но не только на кресте и, может быть, даже меньше всего на кресте, а страдал Он в течение всей своей жизни. Именно поэтому Он больше всех был человеком и больше всех - Богом. Но Он не смог пронести свой груз до естественного конца.
Жертва не в смерти, не в прекращающей страдания смерти не выдержавшего ноши слабого, жертва - в мучительной жизни.
Потому что жить - больно! Больно!!.. Среди сумасшедшего несовершенства этого мира, который мы можем улучшить лишь на малую толику, пройти всю жизнь до конца, творя в меру сил своих лучшее, наталкиваясь повсюду почти на равнодушие и непонимание ближних, которым, если дано страдать меньше, то и меньше видеть дано. Не только - грязь и несовершенство, но и красоту мира.
Живи! Живи, мучаясь!..
По мукам своим обретаем мы счастье. Кто не знает труда и страданий, не испытает радости достижений, полноты бытия. Лишь тот, кто много и глубоко страдал, может ощутить в полной мере и счастье. Те же, кто, не выдержав, уходят из жизни, - слабы. Они не смогли достичь счастья, потому что, на пути к нему испугались соразмерной ему силы страданий.
Будем! Будем, сколько возможно. И нам – воздастся! Счастья - за труд и подвиг и, конечно же, горя - за неудачи, ошибки. В этом вся жизнь наша. Страдая и находя счастье, мы создаем ее сами.

Страдание более всего личностно. Только через него мы осознаем себя в мире как личности, и, одновременно, через него мы постигаем и всеединство. Потому что страдают все.
Не избегать страданий, а через собственное страдание возвыситься до ощущения страданий целого мира. Тогда перестать замечать свои и помогать всем и всему - вот Путь человека, который становится прекраснейшим лицом Бога.

Не стройте стен и перегородок, ограждающих вас от людей. Для великого духа не существует границ. Если вам знакомо то, что непонятно другим, пусть вам будет понятно то, что знакомо всем. Иначе, чем вы будете отличаться от тех, кто судит, не ведая?..
Живите среди людей; в этом – все. Награда, благодарность и подвиг.

О добре и зле
--------------------------------

Среди людей нет зла абсолютного, как нет абсолютного зла нигде во вселенной. Любое зло ограничено в пространстве, времени и в числе субъектов, по отношению к которым оно является таковым.

Добро и зло вечны. Вранья не должно быть - вот к чему надо стремиться!
Все страдания и зло на земле от лжи. Человек делает добро миру и сам добивается счастья, только будучи искренним.

Исчезновение "зла" относительно нас адекватно исчезновению и "добра". Абсолютное уничтожение зла - абсолютное зло.

Не столько ли вокруг нас "бесовского", сколько "божественного"? "Силы добра и зла" уравновешивают друг друга повсюду, может быть, только вместе и сохраняя наш мир в некоем подобии статус-кво.
И только там, где в результате последовательного длинного ряда случайностей, "побеждает" добро или зло, соответственно, происходит развитие или разрушение мира.
Только разум способен направлять случайные течения зла и добра, сознательно руководить процессом мировой эволюции, оберегая лучшее от катастрофы. Сами по себе "силы добра и зла" бессознательны и бессмысленны.
Если и побеждает что в мире, то это не зло, не добро - побеждает Разум, осознающий себя и свое назначение. Он не должен стремиться уничтожить зло вообще, но бороться с крайними неуправляемыми его проявлениями.

О любви
--------------------------------

Ничего нет прекраснее здорового, умного, талантливого человека, так как человек - субъект (объект, имеющий "я") наивысшей формы и содержания из всего созданного материей.
Поэтому неудивительно, что нет ничего выше любви одного человека к другому, как любви наивысшего к наивысшему. И в этом чувстве, в таком его понимании - а оно, думаю, недалеко от истинного - нет разницы между любовью двух человек одного или разного пола.
К этому прекрасному чувству может добавиться эротическое влечение. Оно подарено нам природой как триумфальное наслаждение тела. Которое, конечно, нормально – отвратительно оно только, когда мы сами себе его таковым представляем. По собственному ли нездоровью или же недомыслию, или по уверению других нездоровых людей, глупцов или лгунов.
В любви между людьми разного пола к двум этим чувствам обычно прибавляется еще и радость родителей - радость продолжения рода, которая представляет собою не всегда осознанную надежду естественного бессмертия.
Эти три любви: к прекрасному - любовь к более совершенным, чем прочие формам, эрос и воплощенная вера в бессмертие, вместе - все счастье, которое могут взаимно ощутить и осознать люди. В разных своих сочетаниях они присутствуют у каждого человека, являя собою конкретную нашу любовь.

Любовью иногда называют еще желание власти, желание обладания. Но желать власти можно над многим, неодушевленным и одушевленным. В том числе, конечно, над женщиной. Тем более, что здесь власть получить легче, чем над многим другим, так как желание это может быть обоюдным. Но разве это любовь?
Прекрасным владеть нельзя. Такая "власть" эфемерна. С прекрасным можно быть рядом. Получать от него, если способен понять, и дарить ему, если есть что прибавить.

В любви человек касается вечного. Через любовь, зачиная детей своих в Акте Творения, мы прикасаемся к создаваемой из поколения в поколение, протянутой через миллионы и миллиарды лет бессмертной ленте наипрекраснейшего, что есть во Вселенной. Вот почему, любя, мы ощущаем волнение ни с чем не сравнимое, ведь в любви мы физически, материально, а не идеально соединяемся с вечным.
На самом деле, мы живем среди вечного каждый миг нашей жизни, только редко сие понимаем. И когда Христос говорил о любви, Он, думаю, и имел в виду именно распространение этого ощущения причастности к вечному на всю жизнь человека – не только на счастливое сочетание с женщиной, а на каждый миг нашего бытия. Не простого существования, а непрерывного созидания в общении с вечным - всем тем, что вокруг нас.

Любовь - лучшая сторона жизни, а жизнь – подарена нам для творчества. И величайшее счастье творить вместе с человеком, которого больше всего в жизни полюбишь. Это означает творить вместе с самым совершенным по нашему внутреннему ощущению существом.

Любить мир отвлеченно нельзя. Это - обман себя и других. Любовь проверяется действием. Но попробуйте-ка всех любить действенно - что вам все скажут на это?!

Проповедь безоглядной любви к ближнему искусственна. Такая любовь ничего не имеет общего с реальностью и сколько-нибудь вероятной возможностью подобной реальности. Она преступна, потому что, требуя от человека невозможного, заставляет его лгать.
Но нет ничего подлее обмана в любви!

О свободе
--------------------------------

Государственная власть, установленные правила жизни, состояние экономики - все это, как погода, которая может быть плохою или хорошей. На нее практически невозможно влиять. Но ее нельзя не учитывать. Однако разве свобода человека ассоциируется с тем, какая сегодня погода на улице?
Если зима и холодно, мы - "совершенно свободно" – надеваем пальто, включаем отопление; когда жарко - мы раздеваемся.
Погода, действующая власть, экономика, устройство атома – это некоторые из бесчисленного количества необходимостей, среди которых каждое "я" строит свободу свою. Для того чтобы изобрести и предложить новые необходимости.

В компьютере детали расположены не свободно (не случайно), но необходимо, таким образом, чтобы имелись условия его работы - уникальные возможности материи проявить себя. Умение пользоваться компьютером открывает новые горизонты свободы деятельности и творчества. Но эта свобода зависит не только от умения работать на нем человека, но и от наличия самого компьютера. Если человек не имеет возможности купить компьютер, результат умения - только то, что несвобода его увеличивается.
Если человек разобьет молотком свой компьютер, он освободится от него; и это – проявление освобождения духа от власти конкретной вещи, наличия определенного материального окружения. Однако тем самым он лишает себя тех возможностей, которые компьютер предоставляет в проявлении способностей личности.
Так что есть свобода, как не ограничение разумом стихийных желаний случайного, ради целенаправленного совершения все более сложной деятельности во все более сложной среде?

Свободен тот, кто не ищет власти, вступающей в противоречие с какими-либо объектами или субъектами, т.е. не хочет властвовать над другими, но, соизмеряясь со всем окружающим миром, естественно проявляет то, что подсказывают ему разум и сердце.

Общество может ограничивать человека. Но никто не может сделать человека свободным, кроме него самого.

Никто разумный никогда не считал себя в полной мере свободным. Свобода - светоч, сколько не стремятся к которому, видят - лишь в удалении. На высших ступенях развития она становится все желаннее и в представлении нашем растет, но фактически остается неизменной в размерах, потому что отодвигается дальше.
Свобода - вечно растущий и удаляющийся от нас идеал.

Свободный человек свободен, прежде всего, от иллюзий, принятых большинством.

Разве свобода в том, чтобы владеть всем и всеми? Она в том, чтобы распоряжаться собою, достигая необходимого среди сущих и создаваемых нами, новых необходимостей.

Никогда не обретет желанного несвободный. Свободный имеет все. Стань свободным, избавившись от желания ограничивать свободу других.

По-настоящему свободным можно быть только в мире, где ограничения множественны и соразмерны друг с другом и с нашими собственными возможностями.

Нет границ даже и у камней, придумывают их люди. Но если одни назначают пределы, другие их охраняют, а третьи - проходят и переходят через любые границы!

Насколько можем мы быть свободными в рамках того, что понятно нам? Вот что определяет нашу свободу.

От осознания необходимости самоограничений, невозможности реализации всего мыслимого происходит бесконечная человеческая тоска. Пример - полет птицы, который можно представить, но нельзя в полной мере осуществить.

Свобода - это не отсутствие желаний, но минимизация зависимости от чужих мнений.

Свобода и ложь несовместимы. Ложь - явленная зависимость от другого.

Нет таких ситуаций, в которых нельзя сделать еще хоть что-нибудь. Кто знает все собственные возможности? Самым большим ограничением "я" является не внешний к нему, но внутренний мир.
Разорвите цепи свои и станьте свободными. Тогда найдутся возможности новые, неведомые нам раньше. И то, что казалось препятствием неодолимым, окажется пугалом для ребенка, стеной из бумаги, тонкой лужей воды, которую можно перейти, не промочив даже сандалий…

Объединяет весь мир и ведет за собою всех "я", достигшее наивысшей свободы!

Что такое общественная собственность
--------------------------------

Организм - это тело, сознание и душа или, по-иному, инстанция, "я". Неживое тело - то же, что организм без души. Например, магнитная лента. Она материальна, на ней может быть или не быть записано что-нибудь идеальное; но у нее нет своего "я".
Если считать, что душа (или инстанция) - собственник, а тело и сознание - собственность; т.е. организм - собственность, несущая в себе собственника, или собственник, являющийся сам своей собственностью; что тогда есть тело неживое, т.е. тело без души? - Это тело, не имеющее внутри себя собственника, тело без "я". Собственностью оно может быть только извне. В то время как живое тело - собственность, несущая в себе собственника, - собственность изнутри. Одновременно она может быть и собственностью извне.
Любое тело одновременно может быть собственностью многих, но только собственностью разного рода. Так и происходит всегда, т.к. любое материальное структурное образование - промежуточная матрешка, вне и внутри которой неизвестное ей число матрешек больших и меньших. Так вкладываются одно в другое и отношения между иерархическими структурами, собственностями и собственниками.
Теоретически одно тело может быть одновременно собственностью нескольких индивидов и на одном иерархическом уровне собственности. Именно тогда это тело - общественная собственность. По сути, это почти то же, что и тело, имеющее как бы несколько равноправных душ (инстанций). Ведь, когда душа внутри тела, она руководит изнутри; а когда душа или воля извне - она руководит, пользуется своею собственностью извне. Формально, в плане владения и распоряжения, какая разница - внутри хозяин или во вне, главное он - хозяин!
Теперь представьте себе, что в одном теле сразу сидит несколько хозяев, т.е. несколько «я». - Вот вам общественная собственность!

О богатых и бедных
--------------------------------

В "борьбе за социальную справедливость", "защите униженных и оскорбленных" есть что-то воистину унижающее человеческое достоинство, что-то искусственное, ненастоящее. Возможно ли что-то подобное в свободном мире природы? До чего же дошел царь ее, человек! За него нужно бороться, ему надобно помогать как немощному, ущербному, несмышленому!

Свое достоинство каждый может защитить только сам. Разве сильный, свободно мыслящий человек будет сетовать на несправедливости общества? Он будет делать то, что считает необходимым и возможным для себя в этом обществе.

Материальное неравенство было всегда, есть и будет. Вопрос в том, как это разделение происходит; тот ли богат, кто достоин, и не заслуживает ли большего бедный?

Надо беспокоиться не о бедных и обездоленных, а о том, чтобы не было лжи в мире, а была б искренность и свободное развитие сильных, дееспособных людей. Не будет лжи - не будет и бедности. Если же наворовавший без меры пожертвует малую толику бедному, - разве от этого окажется меньше бедных? Здесь ли корень, в этом спасение?
Надо лечить причину, а не одевать розовые очки на следствие.

Не лгите себе что вы бедны оттого, что кто-то богат. Думать так - все равно что злиться на то, что ты глуп, и винить в этом умных. Вы хотите, чтобы умнее вас людей не было?

Лучше быть нищим у храма, чем богачом среди пустыни и ужаса.

Умные и богатые живут в будущем.

Путь
--------------------------------

Природа в отрочестве, конечно, была неопытна и неловка, со стороны могла казаться ужасной - так же, как представляется нам сегодня сплошной цепью ошибок, переполнивших океан пролитой крови, история человеческой цивилизации. Природа не вписывалась в выстраданную за миллиарды лет, качественно относительно неизменную к темпам ее развития, устоявшуюся красоту неорганического мира.
Теперь мы говорим о совершенстве природы, в смысле некоторой ее как бы законченности, завершенности по сравнению со стремительно развивающейся цивилизацией человека. Но не идем ли мы через ошибки людей и народов, кровь, ненависть, грязь и мерзость к новому совершенству, уже человеческому - совершенству на новом уровне? И мы достигнем его!
Но, когда мы его почти что достигнем, изнутри цивилизации, так же, как раньше она сама из природы, явится нечто новое, столь же ужасное в неопытности, несуразности, недоделанности, так же желающее своего стремительного развития, совершенствования, несмотря на весь окружающий мир, в том числе уже - человечество. Как раньше человечество вырастало, игнорируя и убивая природу, пока не поняло, что весь мир, цивилизация и природа - одно.
Человечество и природа достигнут гармонии. А новое нечто будет противостоять им, считая себя высшим смыслом всего. Именно по причине своей юной неопытности, необходимости утвердиться, найти себя и свое место в мире, который, как оно будет считать, враждебен ему. И мир действительно будет враждебен!
Затем, постепенно, наступит гармония природы, цивилизации и этого третьего, неизвестного нам сегодня. Тогда родится четвертое, и все повторится с начала.
И так может быть - без конца!.. Каждый раз устоявшаяся, проверенная временем красота будет бороться с народившимся новым ужасом, вбирая, перерабатывая, приручая его. А новое будет бороться со старым, завоевывая место себе. Пока все опять не найдут некое компромиссное общее, которое и назовут все прекрасным, прекрасным на новом уровне. Именно потому, что оно всех устроит. Опять же - почти что всех!..

О красоте
--------------------------------

Красота - гармония внутреннего идеального мира с воспринимаемым, разума - со Вселенной, природою, цивилизацией.

Мы тянемся к красоте, прекрасным явлениям и объектам, как к наиболее оптимальным, жизнеспособным формам, обретенным материей. Таким образом несовершенные формы неосознанно желают принять формы более совершенные.
Красота, как наиболее удачное воплощение, найденное материей, обещает бессмертие, наглядно собою являя нам его возможность осуществленную.

Красота дает радость соприкосновения с вечным. Она говорит нам: "И вы можете оказаться за пределами времени. Будьте естественны, не лгите и не вредите себе, тогда… даже смерть ваша будет легка, а жизнь - лучшей частью жизни Вселенной!"

Все части единого мира, имеющие в себе "я", несут равную ответственность перед сущим.

Если хотим, чтобы мир был прекрасен, мы сами стремиться должны к совершенному. Потому как мир наш един, но он состоит из взаимосвязанных в единстве частей. И для того, чтобы было прекрасно Целое, должна стать прекрасною каждая осознавшая себя его часть.

Мир - твой! Ты в нем хозяин вместе со всеми сущими "я".
Мир это ты - одно из бесчисленных его "я".

О познании и развитии
--------------------------------

Бесконечная вселенная непогрешима. Но каждой отдельной части ее дано ошибаться, искать и иногда, может быть, находить Истину. Такими частями являются, например: атом, человек, система звезды или Вселенная, пределы которой очерчивает объединяющий ее Разум.
Непогрешимо только вечное и бесконечное - то, что не имеет границ.

Самые разные религии и философии нацеливают людей на познание мира. Но почему же только познание? Разве не нужно развитие? Кто и как будет осуществлять его дальше?

"Я не знаю иного наслаждения, как познавать." (Петрарка)
Но почему же только познание? Познание и развитие, творчество - две равные ценности, которые всегда вместе. Они дополняют и непрерывно расширяют пространство друг другу, а человеку дают все новые наслаждения работы ума.

Развитие заключается не в том, что исчезают "зло" и "тьма", а остаются "добро" и "свет", и не в том, что "плохие" человеческие стремления, чувства и мысли перерастают в "хорошие". Но в том, что становится разнообразнее все, даже белое и черное множат оттенки и смыслы, и все время появляется новое – зло и добро, невообразимые, невозможные раньше чувства, мысли, объекты, связи материальные и идеальные…
Переход от хаотического движения материальных образований, участков материи друг относительно друга ко все более сложным, многообразным, упорядоченным, детализированным его формам и дальше, к движению сознательному во все больших масштабах: планета, звезда, галактика, Вселенная – это развитие.

Абсолютное знание об объекте - знание, позволяющее разложить данный объект до субстанции, не имеющей материальной структуры, и из нее создать его снова.

Только ограниченные натуры могут считать, что они достигли истины абсолютной. Но там, где им видится истина, они достигают предела возможного - для себя.
Пространство познания и развития не имеет границ!

В мире не так много нового, сколько непознанного и тайного для каждого конкретного человека.

Вселенная (с маленькой буквы) непрерывна, едина и бесконечна; и бог един и вездесущ.
Никто не знает, что вселенная представляет из себя целиком, в своей совокупности; и никто не может сказать что такое есть бог, потому как часть не может знать целого.
То же и с основаниями вселенной и бога. Никто не знает и никогда не узнает их основания, потому как часть не может знать основания целого, а следовательно, и основания себя.
Такое рассуждение говорит нам о том, что бог и вселенная это – одно.

Знание и умение
--------------------------------

Важно - не знать, а мочь. Знание и умение - отнюдь не одно и то же. Можно уметь и не знать "как", или думать, что знаешь многое, и не мочь ничего.
Возрастание наших знаний относительно и условно - как конечное сравнивать с бесконечным? Достоверность их ограничивается нашим опытом, происходящим в рамках необходимого, за которое заглянуть нам не дано.
Как много мы знаем на самом деле, каждый человек в отдельности и все человечество? - Мудрецы говорят: почти ничего. Может быть, и не суть в этом знании? Кто помнит о тех, кто знал много? В истории остаются лишь те, кто что-либо смог. Необыкновенное. Оставил свой след…
Не является ли история мира, природы, цивилизации не накоплением знания, как привыкли мы думать, а совершенствованием умения? Это совсем другой взгляд. Бессмысленно отрицать нарастание умения природы, а потом человека в течение эволюции.
То же логично предположить и по отношению к неживой материи во Вселенной до появления жизни. Таким образом, развитие заключается в возрастании умения у материи само организовываться во все более сложные и оптимальные структуры. Ясно, что, само организовываясь, материя не всегда знает, как она это делает.
Что в новых знаниях, которые каждый раз, с прошествием некоторого времени, оказываются лишь очередным заблуждением? Не знать важно, а мочь. Екклесиаст говорил: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь." На это отвечу я: лишь умение никогда не доставляет разочарования человеку! Потому что, чем больше мы узнаем, тем все более понимаем, как мало известно нам. И, наоборот, новое умение, приобретенный навык, открывшаяся способность что-либо мочь приносят пользу, доставляют удовольствие человеку, даже без знания "как".

Конечно же, это не означает, что знания совсем бесполезны. Всему свое место. Умения первичны, знания же вторичны. Они развились на их базе, как продолжение умений, новый их уровень - необходимый банк данных.
Невозможно каждому перепробовать все умения натурально и уметь все. Но каждый может, обратясь к знаниям, научиться выбранному умению. Важно не отрывать одно от другого.

Одни верят лишь в то, что узнают сами, и всегда ищут узнать еще. Другие же знают лишь то, во что учат их верить, и знать не хотят ничего больше. Увы, сколь много последних!

О жизни и смерти
--------------------------------

Человек ценит жизнь свою ровно настолько, насколько задействованы его внутренние возможности. По цене своей жизни он оценивает и все окружающее. И правильно оценивает в той мере, насколько привык быть дееспособным, принимать жизненно важные решения самостоятельно.

Человеческая жизнь не так мала, она - ровно на одного человека.

Каждое "я" считает себя смыслом Вселенной.

На весах истории разум одного перевешивает неразумие миллиардов.

Тяжело жить со знанием. Но как умирать, не оставив его?!..

Напрасно те, кому не дано ощущать, ищут смысл там, где воплощено великое Чувство!

Птицы поют - кого славят? Они благодарят за то, что призваны в этот мир. Хотя и им суждено умереть…
Не слишком ли многого мы хотим? Нам подарена жизнь, но этого кажется мало. Мы желаем бессмертия. Но бессмертие просто так уже не дается. К нему прикасается только тот, кто осознает бесконечную ценность подарка и всею жизнью своею - благодарит.

На чужую жизнь посягают те, кто не достоин своей.

Во мне стадо мое.

Кто разделяет, тот смертен.

Достоин жребия своего тот, кто не поверил себе: он – никто.

Только всей жизнью своей и, конечно, не смертью, пребывая среди людей, а не уходя куда-то от них, можно "спасать", "искупать грехи" и "благодетельствовать" человечество.

Сила и мощь не там, где люди верят в одного Бога, а там, где они верят друг в друга.

О смысле жизни
--------------------------------

У всего есть свой смысл. Смысл есть в жизни каждого человека. Но он - не для нас, не относительно нас, и не может быть открыт нами полностью. Смысл любой части – в функционировании, движении и развитии Целого. Через изменение этого Целого, развитие его изменяется и развивается и органичная его часть.
Изменяя мир, мы изменяем себя; изменяя себя - меняем весь мир. И, так как только у человека есть разум, только человек может делать это разумно.
Сознательное развитие мира - наше назначение во Вселенной.

Все, что смертно, не имеет смысла относительно себя самое. Но все, что рождается в мире, имеет свой смысл во Вселенной.

Не ищите смысл собственной жизни как для обособленного от всего индивида - такого смысла никогда найти не удастся. То, что нам дано "я", не должно вводить в заблуждение, приводящее к безрассудству гордыни. "Я" - только один из бесконечного количества сущих и возможных атрибутов материи, которая создает «я» для собственных целей, а не эгоистичных амбиций самого «я». Причем, создает бесчисленное множество смертных «я»…

Наше "я" ищет для себя смысл. Весь смысл - в вопросе его, в котором содержится и ответ. Неоспоримым фактом вопроса индивид выделяет себя из Вселенной, ища цель и смысл для себя. Тем самым он выявляет свое назначение - спрашивать и отвечать, отвечать, чтобы снова спрашивать… И так – без конца! В бесконечной вселенной процесс познания и развития может быть бесконечным! В максимальном продлении этого процесса заинтересован сам индивид и Вселенная, породившая индивида.

Человеческая жизнь имеет смысл не для отдельного человека, а для Вселенной, и до тех пор, пока человек оправдывает в ней свое назначение – познавать и развивать мир.

Не заботься об имени, но о деле своем, оставь – и останешься!

О гениальности
--------------------------------

Гений - как звезда. То, что звезда одна среди пустоты и камней и другие звезды так далеко от нее, не означает, что она не будет светить. Она – светит! И освещает вокруг себя все.
Так и гений… Даже после смерти свет от него распространяется – дальше, и дальше… И живет вечно!

Люди обитают среди людей… Гению не дано жить среди гениев.

Большую часть жизни творческий человек проводит один, внутри собственного сознания.
Мера таланта, увы, соответствует мере нашего одиночества.

Гения убивают все. Лучшие - создают гения.

Талант - это внутренняя свобода, свободный полет!..

Талант раним и требует особого, столь же исключительного, как и он сам, к себе отношения. Он того стоит и отдаст много больше, если другие не будут ограничивать его общими мерками.
Но, увы, люди обыкновенные могут дать гению только обыкновенное. Это надобно понимать…
И что-то действительно важное, обычно, создают именно те, кто понимает сие и не ищет иной награды, кроме счастия творчества.

Для того, чтобы создать нечто стоящее, необходимо страдание, через которое только и происходит подлинное рождение и разрыв пуповины. Непрекращающееся нравственное страдание - ангел-хранитель гения, оберегающий духовное рождение человека, происходящее всю его жизнь.
Бесстрастие, холодность, бездушие - бесплодны.

Разум, исключительный по возможностям в сравнении со своими собратьями, несет перед всем, что его создало, исключительную ответственность!

О творческом начале
--------------------------------

Мы настолько обленились, отвыкли сами мыслить и чувствовать, что предпочитаем читать книги и смотреть телевизор, т.е. жить чужою, кем-то уже прожитой жизнью, а не делать свою. Мы боимся? Мы не способны? Кто же мы - мертвяки?
Как мертвецы, высовывающиеся из замшелых могил, чтобы подглядывать за живыми, смотрим мы из наших убогих убежищ в окна книг, телевизоров, радио, чтобы бесконечную скуку и пустоту, которые уже само естество наше, разнообразить, украсить жизнью чужою, пусть даже вымыслом, опять же – чужим!.. Мы не способны сами не только активно жить, но даже пассивно фантазировать что-нибудь.
Где же подлинное? В этом замкнутом круговороте неизвестно кем и когда прожитых жизней, к которым с течением времени прибавляется так мало нового, мы - пресытившиеся своей ролью артисты, пересказывающие друг другу давным-давно поставленный, кажется, на вечные времена нехитрый спектакль, и мы же - равнодушные его зрители. Как мало людей пытаются изменить вечный сценарий! Как мало тех, кто ищет себя, кто находит! И в неживой, и в живой материи так мало воистину творческого!
Тем не менее, иного, кроме как нас самих и того, что нас окружает, нам не дано. Рассчитывать мы можем только на собственное творчество, творческое начало находить лишь через себя.
Все, что вокруг нас, - среда, в которой мы себя проявляем. И если сами мы будем мертвыми, все вокруг нас окажется мертвым. Если же будем жить своей жизнью, весь мир для нас станет живой.
Своим творчеством мы оживляем весь мир!
Чем меньше творим, тем слабее мы ощущаем жизнь и творчество мира. Что может узреть камень, неодушевленное тело? Растения и животные в какой-то мере уже творят, и, соответственно, в этой же мере осознают окружающий мир. Они сами его создают - осознают - в меру творческих потенций своих. И глубже, дальше, многообразнее, сложнее всех видит мир человек творческий.
Поэтому людям безынициативным, обыкновенным жизнь представляется скучным театром марионеток. Для гения и творца Вселенная и все, что в ней есть, и, конечно же, прежде всего, человек каждый - бесконечный и драгоценный мир, открытый к познанию и сотворчеству.

Свои цели всегда истинны, чужие же - ложны. Найти свои цели - вот в чем задача каждого "я".

Мечта
--------------------------------

У каждого человека есть собственная Мечта, осознанная или же неосознанная. Именно ей он и отличается от других. Это вершина развития мира внутреннего, главная идея всей жизни; то, для осуществления чего в мире внешнем каждый готов употребить все свои силы, задействовать все данные ему от природы способности и приобретенные в жизни умения.
Мечта - это любимое детище, она глубоко индивидуальна, а следовательно, максимально отличает данного человека от остальных, всего уже существующего; максимально может дополнить, развить, улучшить, украсить уже существующее. Мечта - концентрация потенциальных возможностей, квинтэссенция личности; то, что в случае воплощения в жизнь оставит наибольший и лучший след во Вселенной.
Что, если раскрепостить эти потенциалы, не только не мешать, наоборот, помогать их реализации - настолько, насколько вообще это осуществимо в конкретных условиях? Не навязывать человеку образ мыслей, идеологию, веру, профессию, рабочее место… Наоборот, идти от личности, инициативы, всячески помогать ей реализоваться, а не употреблять власть.
К чему это приведет?
1. Счастью человека, который реализует собственную Мечту. Ведь процесс реализации в жизнь Мечты и есть - счастье.
2. Общество получит максимум из того, на что способен каждый человек от рождения. Потому что никто никогда не трудится так, как трудятся, воплощая в жизнь собственную Мечту.
 3. Максимально возможное развитие получит Вселенная, т.к. главным творческим началом ее ныне становится человек. Реализуя свою Мечту, мы исполняем заданную нам миром и Богом Миссию.

Определение Мечты и ее осуществление - исторически значимая реализация личности.

Философия любви
--------------------------------

Что такое философия? Древние говорили: она - любовь к мудрости. Но что же есть мудрость? Может быть, - философия любви? А что тогда такое любовь? Разве она - не естественная мудрость природы и не философия лучших, прозревающих истинные цели Всевышнего и сознательно исполняющих их словом и делом, продолжая вечный, никогда не прекращающийся Акт Созидания?
Так все ставится на места свои ищущим Разумом череды смертных людей, постепенно открывающих и создающих себя, Вселенную, Бога…

Итак.
Философия – любовь к мудрости.
Мудрость – философия любви.
Любовь – мудрость природы и философия лучших.

Нет правды и нет силы в той мысли, которая не освящена чувством. Не срезонирует она в другом человеке, не вызовет в нем ответного чувства и мысли, не подвигнет на великое дело.

Люди могут создать бесчисленное множество самых разнообразных философских и религиозных систем. Но истинную ценность имеют лишь те, которые помогают жить человеку и служат развитию мира.

Не удивительно ли сознавать, что мы можем дать миру вечность, направляя его?!..