Знание и умение

Виталий Иванов.Миниатюры
Важно - не знать, а мочь. Знание и умение - отнюдь не одно и то же. Можно уметь и не знать "как", или думать, что знаешь многое, и не мочь ничего.
Возрастание наших знаний относительно и условно - как конечное сравнивать с бесконечным? Достоверность их ограничивается нашим опытом, происходящим в рамках необходимого, за которое заглянуть нам не дано.
Как много мы знаем на самом деле, каждый человек в отдельности и все человечество? - Мудрецы говорят: почти ничего. Может быть, и не суть в этом знании? Кто помнит о тех, кто знал много? В истории остаются лишь те, кто что-либо смог. Необыкновенное. Оставил свой след…
Не является ли история мира, природы, цивилизации не накоплением знания, как привыкли мы думать, а совершенствованием умения? Это совсем другой взгляд. Бессмысленно отрицать нарастание умения природы, а потом человека в течение эволюции.
То же логично предположить и по отношению к неживой материи во Вселенной до появления жизни. Таким образом, развитие заключается в возрастании умения у материи само организовываться во все более сложные и оптимальные структуры. Ясно, что, само организовываясь, материя не всегда знает, как она это делает.
Что в новых знаниях, которые каждый раз, с прошествием некоторого времени, оказываются лишь очередным заблуждением? Не знать важно, а мочь. Екклесиаст говорил: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь." На это отвечу я: лишь умение никогда не доставляет разочарования человеку! Потому что, чем больше мы узнаем, тем все более понимаем, как мало известно нам. И, наоборот, новое умение, приобретенный навык, открывшаяся способность что-либо мочь приносят пользу, доставляют удовольствие человеку, даже без знания "как".

Конечно же, это не означает, что знания совсем бесполезны. Всему свое место. Умения первичны, знания же вторичны. Они развились на их базе, как продолжение умений, новый их уровень - необходимый банк данных.
Невозможно каждому перепробовать все умения натурально и уметь все. Но каждый может, обратясь к знаниям, научиться выбранному умению. Важно не отрывать одно от другого.

Одни верят лишь в то, что узнают сами, и всегда ищут узнать еще. Другие же знают лишь то, во что учат их верить, и знать не хотят ничего больше. Увы, сколь много последних!