О национальных идеях

Д.Лавров
О НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЯХ.


Наша Россия сейчас, как слепой без поводыря, бродит;
Как человек, потерявший дорогу свою, смысл жизни. 
Нет той ИДЕИ, что делает толпы НАРОДОМ единым.
А без идеи могучим не быть государству любому,
Даже когда одарил его щедро Господь всем, чем может.
Долго ли так нам скитаться, найдём ли мы то, что нам нужно?

Между Востоком и Западом нам суждено находиться,
Разны они, и различие это на нас отразилось.
Наши народы как с Западом связаны были духовно,
Так и с Востоком. Те связи неявны, но стАры и крепки.
Ныне же Запад свою предлагает идею упорно,
Только она, дескать, выведет нас на дорогу прогресса.
.....................................................

Цивилизации Запада юны в сравненьи с Востоком,
Тысяча лет им всего лишь, похожи они на подростка
(Разве что Греция с Римом имели там возраст солидный).
Суть их идеи – свобода и ЛИЧНОСТЬ, права человека.
Там государство должно охранять индивида повсюду,
Даже, случалось, своим же в ущерб интересам порою.

Это, с одной стороны, есть залог ускоренья прогресса,
Ну, а с другой стороны порождает проблемы, которых
Не избежало из них ни одно. Череда войн кровавых,
(То за религию, то за колонии, то за идеи)
Смерчем пройдясь по Европе, сметала одни государства
Чтобы взамен их возникли другие; меняла границы…

Давши невиданный взлёт в постиженьи Природы загадок,
Ставя науки успехи на службу страстям человечьим,
Этот прогресс не коснулся основы – души человека.
Глубже становится пропасть меж властью над царством Природы
И несовершенством сознанья, что тёмным и диким осталось,
Гибелью всем нам грозя, на Земле нашей ныне живущим.
 
Суть  «азиатской» идеи во всех её видах различных
Все же едина: ОБЩИННОСТЬ, служение личности роду,
Клану, стране, государю – как символу власти верховной.
Личность сама по себе не имеет значения вовсе,
И остракизм в таком обществе – худшее из наказаний,
Хуже, чем смертная казнь (и свидетельств тому есть немало).

Эта идея залогом единства была в государствах,
Тех, что возникли за тысячи лет до рожденья Христова
Существовали не то что века, а десятки столетий:
Первым из них был Египет времён фараонов. Шесть тысяч
Лет (а быть может и больше) до римлян прихода стоял он!
И государства Двуречья: Шумер, Вавилон, Ассирия…

Древний Китай, что четыре уж тысячи лет существует,
И в наше время законы общинные чтит повсеместно.
То же в Корее, в Японии. Может быть, это дало им
Силы в себе отыскать вновь из пепла разрух возродиться?
Пусть в новом виде, но всё же общинность себя оправдала.
Но и в России общинность была! Мы ведь жили «всем миром»,

«Миром» пахали, и сеяли,  жали, косили, сражались,
Строили сёла и дивные храмы, виновных судили…
Даже в местах, где рабов-крепостных не бывало вовеки –
Север, Сибирь, Запорожская вольница – жили общиной.
Так почему же сейчас те общинные предков законы
Нам не подходят? Ведь наша ментальность всё той же осталась!
....................................................
Смотрим на Запад умом, а душой тяготеем к Востоку.
Эти два мира сливаются в нас удивительным сплавом,
Что не даёт нам никак отыскать своё место средь прочих
Стран и народов.   Быть может, в том и назначенье России –
Слить воедино в себе всё то лучшее, что в двух системах
Мировоззренья имеется? Очень хотелось бы верить…

Станем ли мы тем народом, который в себе совмещает
Мудрость  Востока, терпение, стойкость в любых испытаньях,
Чувство прекрасного, радость слияния с вечной Природой
С Запада жаждой познанья, к наукам и Музам стремленью,
Страстью к свободе (но и к уваженью законов, конечно).

Может быть ЭТА  идея и даст возрожденье России?

17.06.03