L esseis - 1. Сетевая литература творчество или искусство

Эл К
Литературный интернет трудно исследуем: авторов и произведений так много, что попытки изучить его без определённой системы чаще всего приводят к выводу о том, что интернет — это свалка неконкурентноспособной литературы. В то же время зачастую оказывается, что в сетях интернета существуют вполне качественные литературные произведения. И это — тоже результат свободного развития литературной паутины.

Но ещё бывает «интересней», когда Вас обманывают, выдавая за аутентичный продукт корявую имитацию. После этого, как правило, уже ничего не хочется читать, а к редакторским статьям поневоле имеешь стойкое предубеждение.

Тем не менее, как правило, сами литературные сайты демонстрируют то, чем они занимаются. Все они довольно строго делятся на две категории: популярные сайты, где темой общения служит творчество (по сути, «клубы знакомств» с бесконечными рейтингами популярности и бурлящими дискуссиями на темы, далёкие от литературы) и менее посещаемые веб-страницы, посвящённые не столько пользователям сайта, сколько искусству, как таковому. Отличить одну группу сайтов от другой, как правило, не составляет труда (если, конечно, владельцы сайта не занимаются целенаправленным созданием выгодного по каким-то причинам им образа).

Эти и другие проблемы осознания литературного интернета как феномена заставили меня задуматься о некоторых довольно важных вопросах философии и психологии творчества. Плоды трудов пока озаглавлены «L’esseis» («Опыты») — с надеждой, что обсуждение написанного поможет мне привести данные соображения к какой-нибудь более законченной форме.


ТВОРЧЕСТВО И ИСКУССТВО

При анализе проблемы художественной ценности произведения, как правило, довольно быстро становится ясно, что творчество и искусство — не совпадающие понятия. Тогда в чём разница? В том что, искусству всегда присуща художественная ценность, а творчеству — не всегда?

Думаю, взаимосвязь гораздо глубже. Отчасти она коренится и в контексте развития личности — если считать, что это две разные стадии личностного роста.

Итак, что есть творчество? Согласно установившейся терминологии, творчество — это «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». Творчество характеризуется тем, что присутствует у всех людей — в той или иной степени. Даже в точности следования инструкции есть элемент одного из видов творчества — инструментального.

Но что является необходимыми элементами специфики художественного творчества? Считается, что творчество как деятельность предполагает наличие способностей, мотивов, умений; отмечается важная роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной деятельности, действие локальных и общекультурных факторов. Однако, наличия всех элементов деятельности для создания произведения искусства всё же недостаточно: конечно же, можно придумать имитации, но они не «оживут» без чего-то того, что позволяет стать творчеству искусством.

А ведь, если психология творчества занимается творчеством как видом деятельности, то психология искусства изучает «свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на её жизнедеятельность». Это означает, ни больше, ни меньше, что искусство является элементом структуры личности (супер-Эго, по Фрейду). Более того, искусство напрямую соотносится с областью ценностных ориентаций — а, следовательно (согласно пирамиде потребностей А. Маслоу), является, как ни странно, одним из видов самоактуализации личности.

Но если творчество — это деятельность, присущая личности, может показаться, что речь идёт всё-таки о тождественных понятиях (или, в крайнем случае, что творчество без искусства лишено художественной ценности и наоборот). Однако, это не так, поскольку, согласно теории деятельности, деятельность и личность всегда влияют друг на друга. То есть, в нашем случае, Творчество невозможно без Искусства, поскольку Искусство — это мотив Творчества. С другой же стороны, Искусство без Творчества тоже не может существовать, поскольку Творчество — это его инструментарий.

Таким образом, ясно, что художественная ценность произведений зависит от двух факторов: инструментального (в первую очередь, я бы отнёс сюда владение речью, внимание и память — то есть, по Фрейду же, Эго) и ценностного (особенно важны здесь, по моему мнению, инкультурация и социализация — то есть, сфера супер-Эго) — описания же данных групп навыков можно найти в любом учебнике психологии. И хотя данная конструкция не учитывает возможной детализации (отчасти намеренно) — для рабочей гипотезы её вполне хватает.