L esseis - 2. Занимательная психология феномен ассоциативного ис

Эл К
Ассоциативное искусство, в моей интерпретации — это не столько культурологическое, сколько психологическое понятие, имеющее прямую взаимосвязь с филологией и психолингвистикой. В моих разработках не ставится задачи охарактеризовать со всех сторон данный феномен — для этого требуется глубокое междисциплинарное исследование. На данном этапе я считаю достаточным лишь поставить проблему и очертить границы исследования, слишком неопределённые — как из-за недостаточности теоретических обобщений в данной области, так и из-за постоянных изменений в сфере культуры.

Говоря об ассоциативном искусстве, я, однако, имею в виду только литературу (чаще всего — поэзию), поскольку глубинные процессы психики, на мой взгляд, действуют на личность одинаково и в других сферах искусства. Тем более, что рабочее определение ассоциативного искусства, выбранное мной, достаточно широко: под ассоциативным искусством мной понимаются те стили и направления искусства, в которых главным системообразующим элементом является свободный поток ассоциаций, причём, произведения ассоциативного искусства никогда не подвергаются авторами рациональному рассмотрению и объясняются исключительно интропсихическими причинами (например, инсайтом) или сакральными причинами (в широком смысле слова).

Отсюда следует, что ассоциативное искусство имеет корни в психоаналитических техниках «свободных ассоциаций» и «потока сознания», являющихся, по сути, типичными проективными тестами (впервые подобные техники, насколько я знаю, были разработаны ещё в конце XIX века английским психофизиологом Фрэнсисом Гальтоном). Более того, ассоциативное искусство имеет главное значение именно для становления личности, так как на определённом возрастном этапе является не только «обкаткой» умения пользоваться знаковыми системами, но и проявлением личностного роста. Таким образом, она имеет и диагносцирующий, и терапевтический характер.

Конечно, ассоциативизм в искусстве был всегда — но лишь сейчас, похоже, занял главенствующие позиции. В этом росте ассоциативному методу, похоже, «помог» пост-модернизм. Виной всему — стремление к диффузии культурных пластов, заложенное в самой сути пост-модерна. Но, поскольку силам разрушения обязательно должны соответствовать силы притяжения, вопрос о связи элементов, по-видимому, является главным в современном искусстве. Ассоциативизм стал самым простым и естественным разрешением этой проблемы.

Хотя это утверждение, на первый взгляд, довольно спорно, мне не встретилось ни одной характеристики пост-подернизма, которая однозначно опровергала бы данное предположение — видимо, отчасти из-за неопределённости самого понятия пост-модернизма. Это обстоятельство позволило мне включить сугубо психологическую категорию в контекст культуры, завершив, таким образом, создание рабочей гипотезы.