анализ поэтического текста

Николай Пинчук
Николай ПИНЧУК
Анализ поэтического текста
Максимилиан ВОЛОШИН

                *     *     *
Быть чёрною землёй. Раскрыв покорно грудь,
Ослепнуть в пламени сверкающего ока
И чувствовать, как плуг, вонзившийся глубоко
В живую плоть, ведёт священный путь.

Под серым бременем небесного покрова
Пить всеми ранами потоки тёмных вод.
Быть вспаханной землёй... И долго ждать, что вот
В меня сойдёт, во мне распнётся Слово.

Быть Матерью-Землёй. Внимать, как ночью рожь
Шуршит про таинства возврата и возмездья,
И видеть над собой алмазных рун чертёж:
По небу чёрному плывущие созвездья.

Сентябрь, 1906. Богдановщина

Практически все стихотворения Максимилиана Волошина отличаются весьма развитой структурой, высокой семантической плотностью (или семантической нагрузкой на каждый элемент структуры любого - фонетического, морфологического, лексического и др. -  уровня) и монолитной цельностью (т.е. при всём полиморфизме  и полифонизме произведения, оно в целом подчинено единой идее, выражение которой только усиливается от наличия указанных свойств). Поэтому анализировать стихотворения Волошина одновременно и легко, и трудно. Легко - потому что нет необходимости выискивать что-то там, где этого «чего-то» может и не быть; трудно - потому что задача выявить все приёмы, тропы, подтексты и многое другое, и не просто выявить, а увидеть их в единой связи - такая задача близка к задаче объять необъятное. Предлагаемая попытка анализа лишена претензий на полноту.
Уже простое исследование метра и ритмики данного стихотворения сообщает нам много интересного. Произведение написано шестистопным ямбом с цезурой после третьей стопы, и даже последние стихи первой и второй строф, содержащие по пять стоп, при чтении как инородный размер не воспринимаются, хотя смысл в таком сокращении должен быть, и ниже мы попробуем его выяснить. Что же касается шестистопного ямба, разделённого пополам цезурой, то такой размер, на наш взгляд, должен сообщать читателю настроение размышления спокойного, но отнюдь не ленивого - выдержанная практически во всех (кроме пятистопных - там она после второй стопы) стихах цезура, делая ритм более жёстким, создаёт определённое напряжение как в общем настроении, так и в мыслях. Впрочем, это напряжение не имеет цели заставить нас метаться умом, волноваться и т.п. - строгая ритмическая организация текста сохраняет внутреннее равновесие его, а значит и читателя.
Данная организация не ограничена лишь поверхностным соблюдением размера, она проникает глубоко в текст и начинает выполнять семантические функции. Это прекрасно видно, если рассмотреть такую ритмическую характеристику стиха, как совпадение сильной доли стопы и ударного слога. При таком рассмотрении все стихи интересующего нас стихотворения можно разделить на четыре группы по три стиха в каждой.
Группа первая. Ритмический рисунок таков:               
_ _/ _ _  _ _/  _ _/ _ _/ _ _/
Это следующие стихи:
Быть чёрною землёй. Раскрыв покорно грудь
Быть вспаханной землёй... И долго ждать, что вот
Быть Матерью-Землёй. Внимать, как ночью рожь
Группа вторая. Ритмический рисунок
_ _/ _ _/ _ _   _ _/ _ _  _ _/_
Сюда относятся стихи:
Ослепнуть в пламени сверкающего ока
Под серым бременем небесного покрова
По небу чёрному плывущие созвездья

Третья группа посложнее. В ней два пятистопных стиха
_ _/ _ _/ _ _/  _ _/ _ _/
В живую плоть, ведёт священный путь
_ _/ _ _/ _ _/  _ _/ _ _/_
В меня сойдёт, во мне распнётся Слово

и шестистопный
И видеть над собой алмазных рун чертёж
_ _/ _ _/ _ _/  _ _/ _ _/ _ _/
который имеет тот же ритм.

Наконец четвёртая, самая сложная группа, включающая стихи
И чувствовать, как плуг, вонзившийся глубоко
_ _/_ _  _ _/ _ _/ _ _  _ _/_
Пить всеми ранами потоки тёмных вод
_ _/ _ _/_ _  _ _/_  _/_ _/
Шуршит про таинства возврата и возмездья
_ _/ _ _/_ _  _ _/_  _ _ _/_
где ритм хоть и не совпадает «один к одному», но всё же очень схож.

Рассмотрим теперь каждую группу в отдельности. Семантическая общность стихов первой группы наиболее явная. Прежде всего, конечно, бросается в глаза тройная анафора «Быть ... землёй». Причём эту анафору можно рассматривать и как парадигму типа «земля и её состояния», и, учитывая, в каком порядке эти состояния названы - «просто» чёрная земля - вспаханная земля - Мать-Земля - эта же анафора воспринимается как синтагматическое построение, как развитие. Ниже мы уделим внимание этому развитию, а пока отметим, что стихи данного ритма в этом стихотворении говорят прежде всего о земле, следовательно, такой ритм должен ассоциативно обращать нас к теме земли.
А вот ритм второго выделенного нами типа обращает читателя к небесному, поскольку в стихах с данным ритмом фигурируют и «сверкающее око» (Солнце), и «серое бремя небесного покрова», и «по небу чёрному плывущие созвездья». Если можно считать, что тот или иной ритм о чём-то повествует, то в нашем случае первый - о том, что внизу, а второй - о том, что наверху. Вообще же смысловое единство второй ритмической группы прозрачно не менее первой, чего не скажешь о двух оставшихся группах, хотя и там есть что поискать.
Основной признак третьей группы - ударность всех сильных долей. Такие стихи обычно являются главными (на правах наиболее акцентированных, звучных) в своих строфах, да и в целом стихотворении; им как правило «доверяют» наиболее важные сообщения. В этом уже присутствует, хоть и косвенное, семантическое родство. Однако здесь оно не заканчивается. Сопоставив с одной стороны сегменты в живую плоть... и в меня сойдёт... (проникновение!) и, с другой стороны, ведёт священный путь - алмазных рун чертёж (начертание!), увидим, что семантическая связь между тремя данными стихами гораздо шире. А центральным узлом этой связи является Слово. К тому же у читателя, знакомого с Евангелием, возникают развитые ассоциации между первой и второй строфами. Правда, возникает и некоторое смысловое напряжение между христианским Словом и дохристианскими рунами, но дохристианское - не обязательно языческое; руны древнее, чем буквы, как и созвездия древнее христианства - они появились ещё до грехопадения, и в них тоже заключена Премудрость Творца, о чём можно прочесть и в Библии. Так что указанное напряжение стимулирует умственную деятельность читателя, вовсе не разрушая смыслового единства произведения. Но тут мы немного забежали вперёд. Нам надо ещё выяснить смысл «пятистопности» двух стихов рассматриваемой группы. Думается, суть здесь в главенстве, в необходимости акцентировать то, что данные стихи сообщают. Действительно, пятистопный ямб по сравнению с шестистопным более энергичный и торжественный, а смысловая связка ведёт священный путь - во мне распнётся Слово является главным нервом, самой натянутой струной всего стихотворения.
В четвёртой выделенной нами группе первый и второй стихи (увидим это из сопоставления плуг, вонзившийся глубоко - пить всеми ранами...) лежат в одном семантическом поле, хотя и не совпадают по ритму; в то же время третий стих, будучи практически идентичным по ритму второму, вроде бы по смыслу никак не согласуется ни с этим, ни с другим стихами данной группы. Но может быть именно через ритм задаётся связь между вспаханной, напоенной землёй и таинствами возврата и возмездья. Впрочем, последнее утверждение довольно субъективно. Но даже если отбросить его, останется более чем достаточно примеров, показывающих, как ритмическая организация стихотворного текста играет семантическую роль, а точнее - окрашивает, усиливает смысловые связи, спаивая содержание и форму в единое целое.
Теперь обратимся к фонетике. Для начала составим матрицу-схему распределения ударных гласных, а принадлежность того или иного стиха к одной из выделенных нами групп обозначим цифрами. например u - первая группа, G - вторая группа,  C - группа третья и  W - четвёртая. Вот что получается:

о         о   /   ы   о   у      1
е   а         /    а         о     2
у         у   /    и        о      4
у   о  / о        е   у           3

е   е       /   е          о      2
е   а       /   о    о    о      4
а        о  /   о    а    о   1
а   о / е      о    о             3


а        о   /   а   о   о     1
и   а        /   а   и   е     4
и   а   о   /   а   у   о          3
е   о        /   у        е          2

Всего ударных гласных - 57. Из них «о» - 23, почти половина! Из этой почти половины ещё почти половина «о» - 9 - приходится на стихи первой группы, стихи, посвящённые земле. В то же время в этой группе нет ни одного ударного «е», тогда как во второй, обращённой к небу, таковых 6 (из 10 во всём стихотворении), а «о» - только три. Налицо фонетическая иллюстрация к классическому конфликту «земля - небо»: противостояние округлого, посему ограниченного «о» и широкого, практически не имеющего границ «е» (при протяжном произнесении переходящего в «э»). Не забудем притом, что у Волошина это ещё и накладывается на различные ритмы. Наибольшее скопление ударных «о» (10) и «е» (5) имеет место во второй строфе, которую мы выше определили как центральную не только и не столько по расположению, сколько по смыслу - взаимодействие, взаимопроникновение небесного и земного в ней выражено наиболее активно.
Второй по присутствию в тексте ударный звук «а» (12) увеличивает свою частоту от строфы к строфе в строгой геометрической прогрессии 2n (где n – номер строфы): 2 «а» в первой строфе, 4 «а» во второй и 6 - в третьей. Думается, не любовь к математике заставила автора так расположить слова с этим ударным звуком. Кстати, давайте посмотрим, какие именно эти слова в каждой из строф:
1-я строфа                2-я строфа                3-я строфа
(в) пламени                ранами                Матерью
сверкающего                вспаханной                внимать
                ждать                таинства
                (в) меня                возврата
                над
                алмазных

В первой строфе слова с ударным «а» относятся исключительно к небу, тогда как во второй - только к земле. В третьей же два первых слова относятся к земле, два последних - к небу, а таинства возврата - несомненно, слова, связующие эти два полюса. Уже при первом чтении «а» интуитивно воспринимается как некий посредник между «е» и «о» - рассмотрение матрицы подтверждает это ощущение вполне объективно, особенно на примере второго стиха первой строфы и всей строфы второй, в которой кроме трёх указанных звуков больше вообще нет никаких других ударных гласных.
Позволим себе не интерпретировать теперь менее частотные ударными «у», «и» и «ы», а поднимемся на лексический уровень.

И начнём рассмотрение этого уровня с анафоры «Быть ... землёй». Выше уже отмечалось, что называемые в стихотворении состояния земли при данном расположении предполагают развитие. Посмотрим, какие глаголы соответствуют каждому из состояний.

Быть чёрною землёй         -  ослепнуть
                чувствовать

Быть вспаханной землёй  -  пить
                ждать

Быть Матерью-землёй  -  внимать
                видеть

Нужны ли комментарии?!

Заметим, что все девять (включая троекратное «быть») относящихся к земле глаголов даны в инфинитиве, и это тоже неспроста. Инфинитив вообще прелюбопытная форма глагола - он может выражать и неопределённость, и императив; и потенцию, и постоянное, «вечное» действие. В нашем случае, несомненно, мы имеем дело с императивом - на то и отнюдь не гамлетовское «Быть». А вот потенция или постоянное действие - наверное, это каждый читатель вправе трактовать по-своему.
Ещё одна существенная деталь - все эти глаголы (за исключением императивного быть) отражают состояние пассивное по сравнению с глаголами, относящимися к другим действующим лицам: так плуг (вонзившийся глубоко!) - ведёт (священный путь); Слово - сойдёт, распнётся; созвездья - плывут; даже рожь - шуршит, а вот земля - чувствует, пьёт, внимает. Впрочем, Быть Матерью - значит, рожать, но это только подчёркивает женское начало, которое пассивно по сравнению с мужским. Небо - Отец, Земля - Мать; Небо - это Дух, Земля - плоть, Дух  активен - плоть пассивна; Дух оплодотворяет - плоть рождает; наконец, Бог, как абсолютный Дух, всегда активен, всегда проявляет мужское, отцовское отношение к творению - всё это Волошин, знаток многих религиозных и философских концепций, не мог не ведать. Собственно, и об этом тоже он говорит в своём стихотворении, которое мы сейчас рассматриваем...
Но прежде чем перейти к анализу системы образов, разберём ещё два интересных момента на лексическом уровне.
Момент первый. Рожь - не пшеница, не овёс или какой иной злак, а именно рожь - то, что рождено - шуршит, а не поёт, не говорит, не шепчет. Дело здесь не в желании автора добиться физически правдоподобной картинки, а в том, что шуршание нечленораздельно, рожь бессловесна, её речь о таинствах возврата и возмездья - невербальная. Впрочем, «бессловесна» - не значит «бессмысленна», шуршание нечленораздельно только в ракурсе вербального восприятия.
Момент второй касается прилагательного «чёрная» (земля) в первом стихе, «чёрное» (небо) - в последнем. Здесь - зеркальность, отражение вспаханной, оплодотворённой, родившей Земли в звёздном Небе, а точнее - отражение Неба в Земле, ибо творение по образу и подобию Творца, а не наоборот.

Анализ системы образов можно и должно проводить на трёх уровнях. Уровень первый: земля = собственно земле, почве. Этот простейший, не требующий развёрнутого комментария уровень тем не менее является отправной точкой для уровней более высоких - так же, как незамысловатые на первый взгляд евангельские притчи содержат в себе глубокое откровение. Сколь ни банальным будет такое предположение, но вполне возможно, что именно созерцание вспаханного под озимые украинского чернозёма натолкнуло автора на создание этого богатого образами произведения.
Уровень второй: земля = человеческой душе. Прекрасно коррелирует с евангельской символикой, прежде всего с притчей о Сеятеле (см. напр. Мф. 13: 3-8). Быть вспаханной землёй - быть той доброй почвой, попадая на которую зерно приносит многократный плод, делая землю Матерью. Тем паче, что «Сеятель слово сеет». А центральный образ стихотворения - Слово с прописной буквы - в Новом Завете однозначно соответствует Спасителю. Спаситель, Сошедший и Распятый в человеческой душе, в душе верующего - образ, широко распространённый в христианстве ещё со времён апостола Павла.
Уровень третий: земля = всечеловеческой душе, а с нею и совокупной душе всего творения. В этом случае только что указанная роль Слова не отменяется, но расширяется, распространяясь на всё мироздание, а стихотворение окрашивается новым конфликтом. Известно, что языческий, хтонический, чувственный культ Матери-Земли часто противостоял духовному культу Небесного Отца, и победа Высшего над низшим стала возможной лишь благодаря снисхождению, жертве, а через это - духовному оплодотворению. «Истинно говорю вам: если зерно, упавши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода...» Сошедшее и Распятое Слово преображает дремучее материальное естество, и удивлённая Мать-Земля уже не противостоит, а противолежит Небу, внимательно прислушиваясь к зарождающемуся в ней Новому...
Ещё раз подчеркнём, что ни один из трёх описанных уровней не отменяет двух других - все они суть грани единой полифонической доминанты, которой целиком и полностью, на всех своих структурных уровнях, подчинено данное стихотворение Максимилиана Волошина.


15 октября 1999 г.                Владивосток