Светотень

Ирина Диденко
Частичка во Вселенной. "Я" – самость, самоценность, суть вещи.
"Я" – путь, восходящий к звездам.
("Помолчи, мой друг. Я забыла твое Имя... Ты, кем живу...")
Свадебный обряд в Индии прост: жених стучится в дом невесты: "Я – это ты. Ты – это я. Я.Я.Я.
Что же такого в нас обоих? Самость? Общая тайна? Общее зерно?

Распахнув свод души,
Ты летишь на багряную ленту заката,
Где сомкнутся два круга, две веры в одно.
Помолчи, за тебя все расскажет кантата.
И беззвездие выткет тебе полотно.

Бог с ним со всем, какая разница, что бьется в нас духовным пульсом, если Я – это Я, это самое фрейдистское сверх-Я, либо буддистское понятие, либо даже просто христианское совершенно неясное: душа?!
Попытки понять суть природы данного явления чреваты последствиями. Религиозные фанаты и плохо образованные буддисты упрекнут меня в незнании терминов и "непросветленности", философы – в отсутствии стройной системы взглядов на жизнь, психоаналитики поставят диагноз. Мэтры из псевдоэзотерических обществ покопаются в подсознании, а "христиане"-догматики объявят подобные поиски "проявлением сатанинского начала".
...Господи, как росточку-то ведь, – только свет ведь и нужен – светлое, а не это небо в желто-черную полоску пошлости и цинизма. Грязно у нас тут.  И грубо... С неба каплет черный дождь. Сами же от смрада и задыхаемся.

Боже, дай мне глоток чистоты!
В пародийно-изолганном свете
надушенных бумажных цветов...
Что есть жизнь? На рассвете
раскрывается вся пошлость слов,
изошедших любовью в сонете...

...Послушай, я скажу Сути своей и тебе, мой родной, что есть как вторая суть мне: я устала от заученных фраз, от подобострастных взглядов, от стадных инстинктов, от какого-то всеобщего неудовлетворенного тщеславия.
От серости. Немое кино с черно-белой пленки. И мы серы и неинтересны даже самим себе.

Семь тысяч слепцов
на сто тысяч дорог,
разрозненных болью страданий.
Семь строк, семь бессмысленно глохнущих нот.
Семь жизней – на сто воздаяний!

Великое Дерзновение, дарованное нам от рождения. Жаль, проявляется оно в большинстве случаев – только в детстве: быть собой – и не БОЯТЬСЯ, и – не БОЯТЬСЯ быть СОБОЙ. Следовательно, остаться живым. Следовательно, ЖИТЬ.
ЖИТЬ!
По буддистским представлениям, каждый человек рожден с определенной целью. Он Единственен в своем роде, он – Микрокосм, часть Вселенной, и – сам Вселенная.
Господи, мы погибаем, уходя от Себя по черной дороге в перевернутое в лужи небо.
Господи, ну почему Ты нас не слышишь?
"Не оборачивайся! Ах, Орфей, теперь ты потерял ее навсегда. Вот же она, вот: стоит тенью, но нет в ней Эвридики".
Тени, миражи, блуждающие по каменным лабиринтам города. Не зови их, не тормоши за плечи. И погаси свой огонек: светлое пятнышко вносит сумятицу в гармонию сумерек. А нет, так со временем погаснешь сам: здесь воздух пропитан сыростью невылитых слез, невысказанных слов, а глаза затянуты драпировками лжи.
Поверь, живой еще человек, ты не вынесешь этого!
Ты будешь кричать, но крик твой будет отлетать от бетонных стен непонимания гулким эхом. И тогда тебя постигнет отчаяние, и ты растечешься океаном слез, слившись с общей массой, которая поглотит тебя.
...Идет снег. Он заметает грязь и нечистоты. Природа выдумала акт очищения. Весной старая грязь выйдет вновь на поверхность.
Так и мы заметаем ложью наши души, но природа искреннее нас: мы по весне не обнажаем то, что спрятано под покровом тайн.
В Древнем Египте ребенку сразу после рождения предсказывали судьбу. И радовалась, вне зависимости от того, что показал оракул. Ведь человек, по представлениям древних, мог изменить свою жизнь.
Снег забвения заметает наши дороги к Себе... Дороги в Парадиз...

1997-98 гг.