Фокусы

Лев Вишня
(полный разбор поэтического цикла «Блуждания» проведенный самим автором)

Причина, которая побудила меня написать эту статью заключается в одном диспуте, который прошел в ноябре месяце этого года. Я выставил на диспут одну миниатюрку из числа вошедший в «Блуждания» и мне заявили, что она не соответствует ни какой известной современной филологии (есть такая наука), поэтической форме. Диспут прошел весьма нервно, и заставил меня задуматься самого. Результатом моих размышлений и стала вот эта короткая статья, посвященная разбору «Блужданий» просто с точки зрения теории стиха.
Итак, прежде всего, «Блуждания» – цикл из 31 текста самых разных форм, самого разного содержания, объединенных одной темой: описание себя любимого, точнее собственных блужданий в такой-то текущий момент времени (январь 2002 года). Первоначально никакого интереса у меня этот цикл не вызывал, более того, само название «Блуждания» появилось позже (первоначально было «Пятая тетрадь»). Я делал ставку на «Песни», но ставка не сработала. Самое любопытное, в том, что я даже не подозревал, что половина текстов «Блужданий» оказывается противоречит теории стиха, а точнее корректирует ее таким образом, что заставляют немножко задуматься всех тех забавных персонажей, которые называют себя филологами. Причем то, что казалось мне объяснимым и понятным, в действительности не оказалось таким для остальных.

Итак, 31 текст, из которых: 4 миниатюры, 2 сверх миниатюры, одна небольшая поэма, один верлибр (или нечто похожее на верлибр), несколько стихотворений в прозе все остальное как правило относиться к тому пространству, которая наука филология пока не дала еще определений «что это» и «зачем это». Поскольку к концу текста статьи некоторая часть научной публики вполне может либо тронуться умом сама, либо определить уже меня в разряд сумасшедших, я поберегу ее нервы и начну с самым простых по форме текстов присутствующих в данном цикле.

1. Итак, что мы знаем о песне? Песенный текст должен ложиться на ноты, идти с определенными паузами, темп стиха должен соответствовать темпу музыки. Как всего этого добиться проще всего? Проще всего включить саму музыку в текст:
«…Помойка – подъезд. Снова – помойка…
Баранины кость или дерьмо чье-то гложет,
Слюна течет с бородатого подбородка,
Тоскливая мудрость в глазах течет тоже…» – Помните у Михалкова: «шаг, остановка, еще – остановка, Вот до балкона добрался он ловко» - какое это открытие в стихосложении, какой чудовищный и напряженный ритм! Вот я подозреваю, что никто никогда не задумывался почему «Пробитое тело на землю сползло, Товарищ в первые покинул седло…» можно продекламировать как нормальный амфибрахий, а вот в песенном исполнении, уже поз музыку, как чистый и ритмичный ударник! Что дает нам совмещение белых и размерных строк в одном куплете (строфе): а дает загрузку музыки прямо в текст стихотворения:
«…Люблю я женскую поэзию,
Пожалуй, больше чем «мужскую».
О женщины, женщины, женщины, женщины!
Я вас готов читать любую!» - Маяковский напрасно дробил строки, половина его стихов нормальные и размерные, а я даже не дробя строки создаю ударник путем перемешивания размерных и белых строк. Все просто.

2. Танка:
В хоку траектория ритма такова: 3-7-3. Не люблю математику. Она не укладываться в моей несчастной башке. Как создать хоку, не по форме, а по духу содержания? Надо почувствовать себя японцем.
«Ночь цепляет огнями витрин.
Льющийся свет магазинных окон
Автомобиль пролетает… Город.» - нельзя забывать, что любое хоку пишется иероглифами. А стало быть, слова должны звучать как иероглифы – отстранено друг от друга, словно соприкасаясь в тексте, озвучивая друг друга, но не смешиваясь в одну цельно произносимую строку. Одно слово – один иероглиф – все просто.

3. Как вам вот такая строфа?

«Тайная доктрина»
«Роза мира»
«Оружие победы»
«Экономикс»
«Улисс»
«История древнего Рима»
«Властелин колец»
«Повесть о Гендзи»

Но если скажете, что это сложно написано я удивлюсь. Это написано элементарно. Но переставить строки не удается – теряется форма, текст становиться нескладным и неладным. Как это сделано – сам не знаю! Просто сделал и все.
Итак, строфа не определяемая наукой стихосложения – все просто!

4. А теперь рок-н-ролл. Помните «Роллинг Стоунс» – и их хит? Но там все размеряно и не важно какому панку какую строку читать. У меня поинтересней: каждую строку своим голосом читает тот, кому она посвящается. Как-то раз я наткнулся на сборник уральской поэзии и когда прочитал его до конца, то сотворил это:
«В последнее время поэты мрут как мухи.
Один с балконы сошел, - другой сошел с ума…
Вот
какое
веселое
    время
     старуха
проруха!
Выживания конкурс объявлен с выбыванием навсегда.

Я вот держусь еще, как ни странно, - сам удивляюсь.
Время: «прямо как бабочка с цветка на цветок скользит»
В голове моей бегают прежние тараканы,
А еще не забудьте! Чума 21-го – СПИД…

Веселуха гулящая баба по жизни бредуха!
Вжиг – туда, вжиг – сюда, вжиг – на небо, вжиг – в землю (ХАНА!)
И такая промозглая «вдоску» уральская скука…!!!
Ожиданье ХАНЫ для себя и для всех ХАНЫ навсегда.»

Итак каждый поэт читает свою строку в своем стиле (моя собственная - №6). А так идут с верху вниз: Рыжьев, Ройзман, Еременко, Тягунов, Конецкий… а завершает Илья Кормильцев в стиле «Она читала жизнь как роман, а он оказался повестью».
Вот так они и спели. Все 12 включая меня. А что получилось: смотрите сами.

5. А что если дуэтом споют не современные авторы, а скажем два классика, и скажем два таких классика творчество которых опровергает друг друга, например В. Хлебников и Б. Пастернак?
«Бутылка пива на столе,
Расслабились мышцы в сахарной пудре,
Устал до отупения в душе,
И выпил крови незабудки.» – нечетные повторяя образную стилистику оппонента поет Хлебников, четные аналогично поет Пастернак. Неплохо спели правда?
(терпите господа филологи, это еще только начало)

6. Что будет если совместить Льюиса Керолла и скажем… Владимира Маяковского?
У одного партийный суровый речетатив трибуна возвышающегося над толпой, а у другого веселый и жизнерадостный «Бармаглот» который поет среди хрикливо варкающихся шорек:

«Развлечения»

«Народ ликует – оттрублена голова!
Бах в корзину, из-под гильотины.
Нож по горлу – нет врага!
Народ ликует! Народ ликует!

А на планете Унда гульгины
Наслаждаются кагоном смеси сугэ.
Погружаются в Горон и ищут эгова
И Лабанахана видуется в Рэ»

Вот вам полное совмещение стилистики футуризма (краснокожей паспартины) со стилистикой «Алисы в стране чудес» – все просто.

7. Известно, что хороший ударник нельзя сделать по формуле 4-3-4-3
Я сделал, ничего трудного:
«С кленов срывает ветер одежды.
Дождь создает сон
Ольга идет походкой легкой
Крахатулька моя идет!»

Кто скажет, что это не ударник, пусть сначала отрубит мне голову.

8. Как сделать ритм бешеннейшим, просто сшибающим с ног? Его надо разогнать, разогнать как нейтрино в синхофазатроне.

«Время»

Я качаюсь в маленькой люльке,
Пью медленно молоко
Я чувствую дыхание солнца
Мне очень тепло.
Значимость, значимость, значимость, значимость!
Я важный господин.
Мне улыбаются, меня гладят
Я главный властелин!
Хлоп! И нету всего этого
Уже шлепают и кричат
Год прошел – целая вечность
Для всех человеко-детят!
Хлоп! И я уже маленький лишний,
Я обуза, зло…
Хлоп! И надо убить чтобы выжить.
Хлоп! и я никто…

Время в утробе, время в люльке -
Праздник тирана для остальных.
Все остальное - боль и страданье,
В котором уже привыкаешь жить.

Последние строки нормальные и вполне ритмичные, но читаться буквально как ударные. Почему? Потому что перед ними шли с перепадом ударные, да так, что повышался ритм буквально в каждой четвертой строке.
Все просто!

9. Что мы знаем об эпитафии? Стихотворение из одной строки.
Я решил сделать интересней:

Доберман
черный хулиган
ночной демон
графитовый ангел
прыгающий
грациозен
стальные зубы
обласканные слюною
черной головою
прыжок из подвала
черного добермана!

Симпатичный получился песик!

Доберман - черный хулиган, ночной демон, графитовый ангел, прыгающий грациозен.
Стальные зубы, обласканные слюною, черной головою - прыжок из подвала черного добермана!
Правда, получились две эпитафии, но, недавно копаясь в черновиках, нашел эпитафию из 47 слов, так что это еще не предел.

10. Рифма вещь веселая. Больше всего обожаю те рифмы, которые звучат не на конце строк, а именно посередине, да и вообще где угодно. Пусть все рифмуется как захочет, и где захочет:

«Один. Одинокий манок
Фиолетовый цветок. Одинок.
Неживой и полумертвый
Полоумный или тертый
Но растертый в порошок.»

11. Но как отобразить настроение, если оно сложное и уникальное, если буквально все в душе пронизано какими-то полуощутимыми сентенциями?
Надо каждому настроению задать свою уникальную строку со своим уникальным ритмом.

«Предчувствие»

Город спит.
Спокойно тихо,
колышется снег,
я вижу рассвет
за тысячи километров.
Через четыре часа
свет зальет
мои окна
ласково, нежно
когда я засну
устав наконец.

Можно свернуть в одну строку, а можно представить и в таком виде. В каждой строке свой собственный ритм. Давайте уясним это правило на будущее.

12. Сколько слов может быть в стихотворении? Лучше всего если будет только одно:

«Конец»

Цен…
нок…
Перед такой лаконичностью даже хокку отдыхает.

А вот финал в стиле Корнея Чуковского уважаемые господа филологи посвящаю вам.

Маленькие, маленькие
Слезки крокодила
Съел Фому крокодил,
Целиком проглотил.
Настроенье убиенья
Крохотные слезы
Голова из пасти зверя
Задает вопросы:
«… - Я не верю, сомневаюсь,
подвергаю, рассуждаю,
ерунда, анализ мой,
быть не может – бред какой!»
Крокодил чуть не заплакал
В животе его тепло
Много места рассужденьям
«О наличие сего».

Вот я и есть такой крокодил. Притом самый натуральный. Вы говорите, что этого не может быть, а я в ответ могу только пролить немножко крокодильих слез, ибо в поэзии
МОЖЕТЬ БЫТЬ ВСЕ!

PS: любите музу.