Всё-то вам шуточки

Павел Самсонов.Публицистика
Господа, запомните раз и навсегда, мыслительный процесс полезен, особенно когда ни о чём серьёзном и сказать не собираешься, и в голову, естественно, не берёшь, чем может грозить самая легкомысленная острота. Не подходить к процессу шутки основательно, значит обречь себя на непредсказуемые последствия. Шесть конкурсантов, неосторожно пошутивших с автором этих строк, я надеюсь, ещё долго будут вспоминать, во что это им вылилось. Но давайте по порядку…
Если вы предполагаете, что в Чикаго по-прежнему идут свинцовые дожди и щупальца организованной преступности проникли по самые не хочу, появление жизнерадостного чикагца  из Киева Гены Сергиенко опровергнет ваши самые ужасные заблуждения.
Пробегая, как он сам выразился, мимо, Гена «бросил» на мой монитор малюсенький стишок, из уже давно зовущихся в народе «гариками», наивно считая, что представ этаким губерманоидом, избежит заслуженной расплаты за … Сейчас найдём за что! Четыре строчки –  слишком мало для свидетельских показаний, но вполне достаточно для смертного приговора.

Тенденция коснулась многих стран,
Глаза щекочет едкой правды дым -
С годами телевизора экран
Становится всё больше голубым.

Над чем же смеётся автор? Будучи представителями одного поколения, мы с Геной прекрасно помним те времена, когда экран иначе как голубым не назывался, видимо в память о первых КВН-ах (не путать с шоу Саши Маслякова, речь идёт о марке телевизора, которая дала имя и своему более знаменитому тёзке), и слово «голубой» никаких ассоциаций не вызывал, по крайней мере анекдот о Штирлице и голубых елях в народе ещё не ходил, впрочем как и сам Штирлиц. Однако тенденция, о которой идёт речь, касается появления на современном телевидении якобы непреклонно возрастающего количества представителей сексменьшинств. Автор явно совершает грубую ошибку, полагая, что какое-либо отношение к выше обозначенной группе может быть причиной для смеха. Зато попытка поскалить зубы над чьей-то «голубизной», ровно как и «розовизной», почти наверняка станет поводом для привлечения к уголовной ответственности. Американский гражданин ( либо человек, обладающий правом на проживание в Соединённых Штатах ) знает, что в демократической стране такими вещами не шутят,  и я вправе выдвинуть обвинение в половой дискриминации. Но и этого мало, ведь по сути всё, о чём пишет гражданин Сергиенко – ложь и клевета! Простенькая аллитерация «едкой правды дым», напоминающая мне мишипридворовский «Тыгыдым», не скроет своей слезоточивостью от зоркого глаза прокурора, что, в сущности, настоящая тенденция в России совершенно иная. И её можно заметить, не вооружаясь спецоборудованием, нажав на любую из кнопок вашего «ящика». Ну-ка, что у нас по программе? «Свобода слова»? Тьфу, опять Савик! «Аншлаг»? Всё ясно! «Культурная революция»? Ну как же без них! Кино? Слава Богу, Света Крючкова! И Карцев с Гафтом… Вот, господа, о какой тенденции нужно говорить ежедневно и еженощно, а ещё лучше, как с ней бороться. Нет, я понимаю, что у них в Чикаге нет всяких там радзинских и вульфов и вполне может заботить что-то другое, но нас, истинных патриотов Отечества, на мякине не проведёшь.
И мы будем бороться за чистоту поэзии до последней её капли.
*
Игорь Кинг – серьёзный автор. Пишет подолгу, основательно и кропотливо. Поскольку знаю его лично, всё время удивляюсь, почему его язык поразительно обыкновенной длины и нигде, кроме форумов, не выступает. Ведь только с высунутым наружу, для правильного термообмена, кончиком языка можно писать так долго и безнадёжно… Кто сказал бездарно? Я не говорил.
Стишок «***** и всё» - позапрошлогодний, к тому же читанный - перечитанный. Скорее всего Игоря заботило насколько за эти годы смягчилась моя душа, а значит и мнение о данном произведении.
С годами, Игорь, всё черствеет. Запомни эту тенденцию, уж здесь-то ни слова вымысла. Не знаю, сколько лет жизни отняла у тебя именно эта «нетленка», если год, то выходит по полторы строчки в месяц. Недурно. Хороший пример для молодых.

Тягучий, тоскливый, лиловый,
Струится как медленный яд,
Безжизненный, тусклый... и словно
Тоскою обугленный взгляд.
И шелестом листьев, на душу
Мне, плача, ложится печаль.
Я всё понимаю. Послушай...
Мне жаль. Очень жаль. Просто жаль.

Несложно подсчитать, что на 33 слова, включая предлоги и союзы, приходятся восемь прилагательных (причём все в первом четверостишии), и три раза повторяется слово «жаль» (все в последней строке).
В течение бесконечной первой «части» ( а это, если вы помните, полгода каторжного труда ) читатель с огромным напряжением улавливает, что с таким упорством пытается описать сочинитель. Здесь тебе и цветообозначение, и описание состояния агрегатного, и метафизического, и контекстуальная принадлежность, и эмоционально-символические оттенки. Выясняется –  речь идёт о взгляде.
Восемь (повторюсь) прилагательных, одно из них однокоренное с фигурирующей в 4-й строке «тоской», два сравнения, из которых одно «тоскою обугленный» бьёт своей претенциозностью прямо в пах, не много ли для начала? Тем более, что для завершения этой увертюры не остаётся необходимого стратегического простора – те же 4 строки ( хотя за полгода всякое на ум приходит, спросите у пожизненных заключённых ).
Скрупулёзные раздумья на пользу пошли до такой степени, что недостаток слов автор возмещает избытком запятых. Да-да, Игорь, в логике тебе не откажешь, если взгляд полон тоски, да что там полон – обуглен ею так, что в пору готовить «аль а эш» ( попытаюсь пренебречь струящимся где-то ядом, ты ж его для понта выдавил, а не дабы потравить всех на фиг, да?), то ничего, кроме печали на душу лечь не может, плача, а возможно и содрогаясь. Ошибочка вышла, Игорь. Я смеялся. Долго. Потому и отнёс этот виршик к чисто юмористическим.
Мне жаль. Очень жаль. Просто жаль, если такая забавная шутка ускользнёт от чьих-то глаз.
*
Ещё один мой земляк и знакомец Юрий Портной шутит принципиально безобидно.

НЕПАЛ

Колись мені, ні сіло і ні впало,
На думку спало іхать до Непалу.
Це дуже небезпечний шиз і шал,
Коли єврею мариться Непал.

І ось уже я мрію, як я йду
По Леніна проспекту в Катманду,
Як я виходжу з іхнього кіна,
Як напиваюсь іхнього вина...

Не палку я жадаю обіймати,
Не пальцем я для неі хочу стати.
І винісши тягар такого тесту,
Залишусь біля піку Евересту!

Для незнающих украинский язык – фабула.
Наш лиргерой, почему-то еврей, видимо всё тот же сон, жаждет побывать в далёком славном Непале. После коротких, как и сам стишок, приключений он решает стать невозвращенцем, что уже само по себе смешно – оказаться невозвращенцем в Непале, даже если замешаны дела амурные.
 Фабула в таком варианте не годится и на подстрочник, потому что ни коим образом не передаёт прелестную мелодичность украинского языка и тем более не может служить штангенциркулем для измерения плоскости шуток. Всё бы ничего, метрические стишки Юра всегда щёлкает, как орешки, но моё внимание остановила дата написания. 1985 год. Я попытался вспомнить, когда же впервые услышал шутку о «не пальцем и не палкой» и что-то у меня не состыковалось. То ли Юра и является автором этой знаменитой хохмы, а значит и претендентом на соответствующие почести, то ли автором он не является и его пренебрежение элементарными  этическими нормами, а попутно, даже если он непальский, уголовным кодексом, меня не может не насторожить. Остаётся предполагать, что факты насторожат и уважаемого мной до сих пор автора, и он не замедлит прояснить ситуацию… до суда.
*
В то время, как гражданин Портной перенёс нас в переломный 85-ый год, адепт стиля Трубецкого-Ляписа Алексей В.Чесноков пошёл дальше. По-видимому, в смутном 79-ом, лично мне ничем не запомнившимся, кроме первого курортного романа, нашему автору было лет шестнадцать от силы, иначе чем можно объяснить столь бросающуюся на амбразуру глаз разницу в уровне юмора Лёши тамошнего и Лёши тутошнего?
Назвав свою мини-эпопею « Аскет (1979)», юный поэт поневоле становится рабом сквозной рифмы:

Я странный, особенный малый,
В Союзе таких больше нет.
По жизни идет не за славой
Нормальный советский аскет.

Вокруг меня море соблазнов,
Которыми полнится свет.
Но вместо вина — кружку кваса
Хлебает непьющий аскет.

Меня не возьмет вражья сила,
И сеть задушевных бесед.
Безмолвен я, словно могила.
Я — патриотичный аскет.

"Путь к сердцу лежит сквозь желудок"
Как будто бы пара котлет
Смогла б помутить мой рассудок.
Вот как бы не так, я — аскет.

Порой демон шепчет на ухо:
Пиши мадригал иль сонет.
Но рифмы тверды, слово сухо,
Иначе нельзя мне — аскет.

Вот так, в одиночестве гордом
Потянутся бусинки лет.
Всю жизнь, день за днем, год за годом,
Я горд. Я один. Я аскет.

Но осень с дождливой погодой,
Фонтанки лазурные воды
Сольются в единый букет.
И будет кропать свои оды
Немного раскисший аскет

А после кончины, на камне,
Который укроет скелет,
Распишутся внуки в честь давних,
Тех лет, незабвенных и славных:
"Лежит настоящий аскет"

А чего там, аскет – поэт – брюнет – корнет – привет – кабриолет – … и так до бесконечности, единственный казус в стройном логическом ряду – опущено собственное имя аскета. Нисколько не сомневаюсь, что звали его Гаврилой и лучшим началом было бы «Гаврила как-то стал аскетом…»
*
Если вас всю жизнь интересовал вопрос «как шутят в Долгопрудном?», спешу сбить девятый вал нетерпения, в Долгопрудном шутки той же свежести, что и на остальной территории одной шестой…

ХРОНОС

Последний мамонт (гипотеза возникновения стихиризма)

Земля замерзала. Забитый в ознобе
Последний из мамонтов плюхнулся в грязь,
И предки людей позабыли о злобе,
Застывшее мясо терзали, смеясь.

Затем, завершив свой обед грандиозный,
Пустились в развязный безудержный пляс...
Незримая муза запела про звёзды -
Поэзия в праздной душе родилась.

Стихи загрузили мозги до оргазма
И преобразили звериную жизнь.
Возникла болезнь. Оказалась заразной.
Потомки её назовут стихиризм.

Над прозой безликой нависла угроза -
Последний из мамонтов сдох не зазря -
Зато кто-то сможет воспеть виртуозно,
Как зреет закат, розовеет заря.

Всегда, когда речь вдруг заводят о болезнях, я непонятным образом возбуждаюсь. А если ещё и о венерических!
Остаётся только поставить диагноз. Значит так: в результате загрузки мозгов до оргазма возникла болезнь…заразная… Не знаю, о каких потомках и стихиризме говорит ХРОНОС, очевидно потомки эти куда более далёкие, у нас эта ерунда называется менинговаскулярным сифилисом. Что и говорить, в точности описания симптомов автору не откажешь. Сколько уже было гипотез по поводу исчезновения величественных животных, но столь смелой я ещё не встречал. Кому могло прийти в голову, что они вымерли… ну от этого? Мне бы похвалить автора, но как-то не поднимается… рука, видимо уже поражённая стихиризмом.
Жаль мамонтов-то, почти как кингову печаль… даже если всё это не зазря.

Бесспорным лидером сегодняшнего хит-парада стал ЦХО. В отличие от предшественника, его заинтересовали близкие родственники мамонтов слоны.

Повалю я слона на скаку (весенне-драматическое)

Повалю я слона на скаку
На березово-алой аллее,
Хобот в трубку сверну и смогу
Получить три улыбки газели!

Три священных улыбки как сон,
Только это так песенно мало,
Я слона подкую. Слышишь стон?
Это Волга слоновья взрыдала!

Подкую всех блошистых слонов,
И за каждого – ровно три счастья,
Где достать, - я спрошу у волхвов, -
Этих прытких ушастых всевластных?

Я слона обуздал на ходу,
Три момента - и сердце так сжалось,
Растворилось, услышав беду.
Я упал, но улыбка осталась!

Уже с первой строки автор позиционирует себя, как апологета великомужского шовинизма и махрового врага феминизма, цинично высмеивая некрасовскую женщину, мол коня-то ладно, а слона – фигушки… Но даже если предположить, что автор как раз по этой части силён, вряд ли то же самое можно сказать о его поэтической сверхидее.
Стихотворение – фантазия, стихотворение – сон обязывает к совершенно определённому стилю и настраивает на специфическую волну, погружаясь в которую находишь своеобразные образы или коллективные проформы мифологического, возможно даже инопланетного происхождения, которое и сам автор подчас не в силах объяснить. Поэтому попытаемся простить «поэту» его берёзово-алую аллею, если только не предположить, что в алый цвет её окрасил сам антифеминист, попавший под слона. Это ли, что другое заставило «давить лыбу» случившихся в тамошних грёзах газелей, экстравагантные (а какими они ещё могут быть) экивоки не ошеломляют и в столь милой подаче. Что за священные улыбки и чего там песенно мало? Намёки на древних египтян, считавших газель священной зверюгой? трёх священных коров всесильного учения, которое всегда верно? Дальнейший ход событий проясняет мне недалёкому, что речь идёт о чём-то близком к центону, то бишь стихотворению, сложенном из «заготовок», заимствованных из разных произведений одного или даже нескольких авторов. Его сочиняют так, чтобы получился неожиданный и смешной стихотворный текст… Для примера, если кто-то никогда не встречал подобных произведений ранее:
Лысый с белой бородою, (Никитин)
Старый русский великан (Лермонтов)
С догарессой молодою (Пушкин)
Упадает на диван (Некрасов)

Но Цхо идёт дальше, стремясь быть с классиками предельно вась-вась и самоуверенно полагая, что чуть их подправив и усугубив, добьётся невиданного результата.
И добивается?
Увы, с каждой новой строкой автор попросту вязнет в непосильной задаче и вступает заодно, пусть по-прежнему бессознательно, в конфликт с законом. Вряд ли он в курсе, что любой сонник трактует подковку коня как дурную примету. А если не конь, а слон?! Да при таком варианте нашим героем заинтересуются уже активисты Гринписа, поскольку если лошадей подковывают для предупреждения травм конечностей, то делать то же самое слону – значит эти самые травмы нанести, так как на слоновьей подошве, под кожей, имеется особая желеобразная пружинящая масса, делающая поступь симпатичных тяжеловесов практически бесшумной. В принципе, подковать слона можно, но операция эта нецелесообразна и в лучшем случае принесёт осуществившему её немалый штраф. Рассуждая о возможных невзгодах обаятельных великанов и потревожившего их Цхо, я скорее сквозь пальцы погляжу на «блошистость слонов». Да хоть мандавошкость, тем более, что стоны идут уже по всей Волге.
Какими же нелепыми, смешными, уродливыми и негигиеничными выглядят попытки приспособить чужой гений к своим псевдосакральным нуждам после чтения других строк, куда более волшебных:

Маг, простерт над миром брений,
В млечной ленте - голова.
Знаки поздних поколений
Счастье дольнего волхва
(А.Блок)

Эх, господа - господа! Спрашивай у волхвов - не спрашивай, одалживай у классиков - не одалживай, да всё в прах.
Разве что улыбка останется.



P.S. Материалы, носящие криминальный оттенок, в соответствующие органы пока не переданы.