Три диска для Шевчука

Нубир Хиилам
о концерте ДДТ в Витебске(9 июня 2004г.)

Последний раз ДДТ было у нас 31 мая 1995 года. 9 лет назад. Это был «закат расцвета» русского рока. В моде уже была «Агата Кристи». Еще не пришел «Мумий Тролль, потянувший за собой череду интересных либо откровенно бутафорских коллективов. Еще работает «Программа А». Где-то в этот период на питерском телевидении еженедельно по выходным показывают концерты различных рок- джаз - и экспериментальных команд в прямом эфире. В общем, формат еще не введен, с музыкой все в порядке.
  ДДТ привезло тогда программу «Это все»  основанную на одноименном альбоме 1994 года. Газета «Rock-fuzz» оценила его очень низко:)  До того, в 1992 вышла феноменальная по популярности «Актриса весна». Концертник «Черный Пес Петербург» закрепил статус ДДТ как столпов, не чурающихся экспериментов.  Шевчук стал автором «народных» песен. «Спопсился», как говорили тогда. Продался. Пошел у публики на поводу… Позже, в 1996, была «Любовь». В 1999 был поставлен и записан феноменальный по масштабам «Мир номер ноль», работа иного, более альтернативного, тяжелого, характера. Работа актуальная по звуку, даже модная. «Метель августа» 2000 года смотрелась очень выгодно ввиду своей «облегченности» и новых мотивов в стилистике ДДТ. Это мой любимый альбом. Конец 90-х показал, что ДДТ не утратили свои позиции, не пытаются выехать за счет старых песен, и из всех «стариков» они наиболее востребованы и находятся в отличной форме.
  Две части «Единочества»(2002, 2003) ознаменовали новый этап. Первая часть была заполнена «стихами, начитанными под музыку». Это смотрелось довольно свежо. После ее выхода группу покидает Вадим Курылев. Курылев первоначально был басистом, но постепенно перешел на гитару, и в последних работах все гитарные идеи – его. Идеи интересные, безусловно, но я назвал бы Курылева скорее трудоголиком, чем кладезем какой-либо оригинальности. Но это действенный трудоголизм. Плюс огромная «наслушанность», ориентирование как в истории рока, так и в его новейших тенденциях. Курылев ушел. Но гитарные партии второго «Единочества» в большинстве своем записаны им. В этом смысле я не разделяю мнения о том, что, мол, Курылев ушел и второе «Единочество» слабее. Оно слабее. Но он еще играл в ДДТ.

  И вот второй концерт в Витебске. 2004 год. У ДДТ новый гитарист. Шевчук очень хвалит его в своих интервью. В музыке уже другая эпоха. В «роковом и около» движении прошло время Земфиры, гремят «Ленинград» и «Король и Шут». В «попсе» бабки рубит «Фабрика» Киркоров не актуален. Таково положение вещей.
  Итак, 9 июня. Амфитеатр забит до отказа (В 1995 аншлага не было). Мне кажется, люди соскучились по настоящему. Ведь никогда, за последние лет 15, на телевидении не было такого засилья искусственной музыки. И люди пришли на концерт, потому что это действительно событие для города.
Теперь, собственно, впечатления.

Концерт длился более двух с половиной часов. Отличный драйв, знакомые песни. Много вещей из «Единочеств», две вообще новые. Одну из них – Пропавший без вести» я даже запомнил и она и сейчас крутится в голове. Вторая – бардовского характера, про войну, хорошая. В программе участвовал фольклорный ансамбль «Радуйся». Две девушки, поющие народными голосами. Логично ли это вкрапление в музыкальную канву ДДТ? Безусловно, Шевчуку виднее. Но мне кажется, что, после бешеных экспериментов с фолком и народной манерой пения, в которые кинулись все, кому не лень, еще в 90-х, это 
выглядело опозданием, а кое-где и лубком. Не органично. Новый гитарист смотрелся вполне приемлемо. Но развернуться ему дали только в середине концерта, и было ощущение какой-то боязни. В некоторых вещах так и напрашивался гитарный драйв, а его не было. Между тем, музыкант вполне техничен. Соло из  "В последнюю осень" играл «один в один» Ритм-секция качала сильнейшим образом. Клавишник особенно прилично выглядел в вещах, записанных с его участием. Пел Шевчук великолепно. Т.е. несмотря на все минусы, о которых я сказал, чувство ансамбля было отличным. Дали развернуться знаменитому дяде Мише – саксофонисту и флейтисту ДДТ. Его соло были довольно частыми, он компенсировал отсутствие скрипача Никиты Зайцева, умершего несколько лет назад. Зал встал уже на второй песне (это был «Дождь») Удивительное ощущение единения. Монологи Шевчука (стихи и анекдоты) не были особенно продолжительны, в них не было остроты «политической»: этого хватало в песнях. Думаю, была все же некоторая договоренность с организаторами – политики не касаться. Лишь однажды последовала довольно ироничная благодарность витебскому горисполкому за возможность выступить на «этой святой сцене». Конечно, подразумевался при этом «Славянский базар» с так не любимыми Шевчуком поп-артистами. 

Что запомнилось особенно? Легендарная «Родина» в первую очередь. Здесь дуэт «Радуйся был почти уместен. Ну и сама песня, конечно – великая. Шевчук на концерте посвятил ее Василю Быкову. Спел Шевчук и обе «Осени» В самой знаменитой из них «забыл» слова, потом начал мешать – по строчке из разных куплетов. Своеобразный такой микс вышел. Не понравился мне блок «Фонограммщик» - «Попса». Вкрапление «Белых роз» как минимум не актуально и лишено вкуса, на мой взгляд». Текст «Попсы» декларативен и с таким же успехом может быть сфокусирован на рок-н-ролл. По-новому я воспринял старый хит «Не стреляй» Песня действительно на все времена. Самая сильная вещь со второго«Единочества» - «Ларек» - была сыграна в облегченном виде, и только в коде вступила ритм-секция и утяжеленная гитара, а жутко красивую партию на французском(?)(на альбоме голос чем-то обработан) спели все те же бэк-вокалистки.

Тексты Шевчука по-прежнему сильны. Многие «банальности» смотрятся в его песнях оригинально ввиду своеобразия языка и метафорического ряда. Конечно, в пределах одного текста наблюдаются порой неровности, но это сглаживается песней.

Все же опасаюсь кризиса идей и с некоторой настороженностью жду новый альбом коллектива. Удастся ли группе остаться на уровне собственной актуальности?

…Еще у меня была одна утопичная мысль. Я собирался передать Шевчуку диск со своими песнями на стихи Вениамина Блаженного. Дело в том, что в свое время Шевчук, впечатленный стихами и личностью поэта, сделал о нем фильм, показанный по «Культуре», книжка «Сораспятье» вышла не без участия Шевчука. И часто в своих минских интервью Шевчук вспоминает о том, что был знаком с гением. И я подумал, почему бы не показать свои песни? Мало ли… У меня было три варианта и три диска: передать через журналиста, который будет брать интервью, через телевизионщиков и третий:) Потом нашелся четвертый – в охране работал знакомый, но он сказал, что их близко не подпускают и все под своим контролем держат «ребята из Минска» Ну а телевизионщики тоже снимали издалека. Поэтому, конечно, перспектива попадания диска в руки «самого» довольно сомнительна. И самое-то смешное, что потом тот самый «человек из охраны» сказал, что имел честь получить от Шевчука рукопожатие. Было это, когда все уже разошлись и тот вышел на сцену. То есть, вот он, не состоявшийся мой шанс…
10 июня 2004 

Дополнение от 14 июня:

Диск все-таки передали! Об этом даже написали в витебской газете «Народное слово»
Правда, статью еще не видел. И не знаю, через кого произошла передача. Вот уж не ожидал. Но верил:)

Дополнение от 15 июня

Вот что было написано в газете «Народное слово»:

…За кулисами Юрию Шевчуку вручили диск с записью песен витебского музыканта Михаила Рубина на стихи Вениамина Блаженного. Подарок не случайный. С этого и начался разговор…(далее следует интервью)