Тело и мировая душа

Ольга Чернорицкая
 Тело  вряд ли можно относить исключительно к материальному. Арто и Деррида, изучавшие дискурс танца и театра, с этим бы никогда не согласились. Они скорее каждый орган по отдельности и произведение в своей статичности и завершенности определили бы как мертвую материю, но вот тело в целом? - никогда. Он думал о том, что все должно рассыпаться, видя, что как падает столбик его экскрементов. Что же заставляет тело человека, которое по сути есть та же материя, держаться в стоячем положении? И тут он понял, что тело есть не совокупность органов, не сборка его - оно вообще противоположно органам, каждое из которых полое и в каждом из которых - убыток. Совокупность органов в стоячее положение не поставишь, оно не способно танцевать. И мир, способный танцевать - это не совокупность, не сборка. Это нечто противоположное тому, из чего он собран.

Да и самые отъявленные материалисты и дарвинисты вам скажут, что тело человека стало именно таковым благодаря душевной работе, происходящей в течение многих поколений.

То же самое и с душой. Из совокупности всех наших душ (мировых органов) не построишь единое духовное пространство. Оно не есть сборка, простое сложение тети Нади и пигмея. Такая совокупность не способна двигаться, развиваться, совершенствоваться в течение многих эпох. Такая простая математическая совокупность - это тот самый столбик дерьма, который рассыпался в горшке у Арто.

У Гегеля это объясняется сложнее. Приведу всего лишь одну метафору: души взаимно проникают друг в друга, не приходя в соприкосновение.