Фаэзия фаэма-триптих с философским обоснованием нового поэтическ

Марина Матвеева
Фаэзия
(фаэма-триптих)
               
                Крымская Муза страшна.
                Но – как есть.
                Без нее гора – вполкрыла.
                Елена Коробкина,
                фаэма-триптих
                «Демерджи»

1.

Фаэзия… На выжатой из сердца
кровинке звуком вычерчена тишь…
Фаэзия… Святая меж гетер… Сад 
Эдемский до божественного «Кыш!»

Фаэзия… Поэзия фантазий.
Фантазия поэзий. Где гора –
крылата. Где невинность безобразий -
под образами в тысячу карат.

О, бармы! Златофондные оклады!
Попытка сути?.. (суть попытки?..)  Лак.
Аллюзии, иллюзии, эллады…
И ладно. Так не просто «просто так».

Но – просто так, луна, зачав от моря,
рождает сны, подбрасывая в на-
ши гнезда.  Ну и где в голодном оре
их слышны песни, видны письмена?

2.

На небе – август, на земле – январь.
…Так летен тонкий пояс Ориона,
Так гибок хвостохобот Скорпиона…
 А ну-ка, жало смертное, ударь!..

У неба – лето, у земли – зима.
Насмешкою над бледно-стылой кожей
Дорог (о, не порань ее, прохожий!) –
Ковра роскошно-душного дурман,

Где мягкий черный ворс засеребрен,
Изоткан, разузорен, проалмажен
И выставлен счастливым на продажу…
Но на земле – злосчастия сезон.

А на земле слой пыли зеркала
Ее покрыл, и негде отразиться
Ни Вероники встрепанной косице,
Ни Лебедя распахнутым крылам…

В парик под гипсом застарелых пудр
Стыдливо прячет год седые клочья…
Густеют августеющие ночи
Предчувствием стеклянно-полых утр…

3.

Вот лучший изо всех сюрреализмов:
сияющие в небе облака.
Под ним Земля, завшивленая жизнью,
уже не кажется больной. Накал
страстей, безумий внутренний излишек
смиряется, почтительно склонясь.

Есть свет и тишина… Есть свет и тиши-
на…
           Это значит, не порвалась связь
души с невыразимым просто болью,
той, что умеет многое сказать,
той, что способна выразить любое –
все. Кроме – этого. Его глаза –
другие.
              Оставляя боли право
на крик, иное право дам глазам:
на свет.
Неограниченный оправой,
неограненный облачный сезам…



Елена Коробкина

Фаэт-Крым
(эссе)

Фаэт-Крым – это удивительный мир, творимый фаэтами.
Кто же они такие, крымские фаэты? Фа[нтасты]-[по]эты - фантастические поэты.
Я расскажу вам о творчестве Марины Матвеевой – фаэта-мистика.
Фаэт Марина проникает в мировую сокровищницу культуры, избирая ее вечные образы-символы, ее кочующие из поколения в поколение темы, тем самым говоря нам, что творческая личность – носитель вечного в искусстве: высокой духовной любви и земной конфликтной страсти, связующихся в одно целое духовными поисками разного и двойственного типа лирических героинь, которые предстают не только в женских образах (как обычно у этого автора), но и в образах природы, дня и ночи, тьмы и света (как в 2 и 3 частях программной для зарождающегося фаэтического направления фаэме ММ «Фаэзия»).
Воображаемый мир, который творит личность в своем земном существовании, оказывается единственной реальностью инобытия души («На небе – август», хоть и «на земле – январь». Для фаэта истина – первое). Личность призвана в жизнь для того, чтобы создать и наполнить некое метафизическое пространство. Человек – творец своего инобытия. Эта глубокая философская мысль прослеживается в эзотерических трудах многих духовных искателей от древности до наших дней.
Итак, фаэт – творец содержимого метафизического пространства. Творчество содружества крымских фаэтов вводит в общее метафизическое пространство (Фаэт-Крым) новые символы и метареалии. Единая метареальность (Фаэт-Крым) начинает звучать полифонически: голос каждого фаэта гармонично созвучен голосам всех. Симфония архетипических реалий, блуждающих снов фаэтов звучит в геокультурном пространстве Крыма.
Фаэт несет в реальность неуловимую духовную гармонию всего живого и истинного с целью очистить и возвысить сознание будничное и заземленное, его задача – донести множеству читателей светлый, тонкотканный образ, отблеск миров духовных, чтобы пробудить отзвук и отклик в душе каждого, стремление к вечно высокому: «Оставляя боли право / на крик, иное право дам глазам: / на свет…».
Фаэт отражает ту некую странную реальность, которую Провидение являет ему во сне («…луна… рождает сны, подбрасывая в на-/ши гнезда…») или в момент творческого озарения. Здесь уже не он творит мир воображаемый – здесь воображение Высшего Существа творит нечто, используя воображение фаэта. Творчество фаэта – служение посредника и переводчика неких общечеловеческих идей, его сознание напряжено и сопряжено с сознанием многовековой культуры. Таково творчество фаэта-метареалиста Валерия Гаевского и многих других, отличие чьих творений от обычной поэзии не может не бросаться в глаза тонкому читателю.
Крымская фантастическая поэзия (Фаэзия) представляется мне неким духовным центром, имя которому – Фаэт-Крым, проходя через который, темное осветляется, мрачное и угрюмое окрашивается в нежные и теплые тона, низкое становится выше. Живой нитью струится фаэзия по метареальности Фаэт-Крым, связуя воедино высокое и низкое, значительное и малозначимое, трансформируя последнее в сознании личности во все более высокие категории, в корне изменяя саму личность.
Таков фаэт, путешественник по метареальности, певец ирреального.
Как легендарный Фаэтон, летит фаэт в высшие сферы метареальности, но горячие лучи духа не сжигают его и не бросают оземь, но, изменив естество, превращают в фаэта духа, в фаэта-мага, властителя огненной стихии. Трансформируясь в мгновенном революционном взлете, Фаэтон превращается в Фаэта-Победителя.

Фаэт Елена Коробкина