Творчество и его оценка

Поэты -Посланники
"Человек либо сходит с ума, либо пишет стихи." - Шекспир

"Любое творчество (картина ли, книга ли...) либо говорит о Боге, либо свидетельствует от лица Его врага. И не важно, какова была официальная тема творения." - Александр Мень


Поскольку немало копий сломано о тему оценки творчества, я решила остановиться на этом вопросе. Прежде всего надо заметить, что постулат "не суди да не судим будешь" работает с таким же успехом здесь, как и во всех других областях, тем более что любое творческое проявление хорошо уже хотя бы тем, что, как правило, отвлекает от дурных проявлений в иных областях.

Далее следует ремарка: "А судьи кто?!", ибо нам ни в коем случае не следует забывать, что поскольку человек субъект, то и мнение его по самой изначальной природе своей в большей степени субъективно, над чем поднимаются немногие, как бы образованы они ни были, потому что это уже вопрос не образования и даже не культуры поведения, а скорее вопрос духовной продвинутости.

Однако каждый человек всё же имеет моральное право высказать своё мнение в приличествующей форме, что является уже вопросом внутренней культуры. Как известно, даже Иосиф Бродский, Человек и Поэт высокого ранга, всегда относился с почтением к любым поэтическим попыткам, никогда не употребляя термина "графоман", потому что для поэта, изливающего душу, это страшное оскорбление. К тому же тут легко и ошибиться даже корифею, как это случилось с Сент-Экзюпери, которого за его шедевр "Маленький Принц" в своё время нарекли "графоманом". Вообще я хочу сказать, что есть уже сформировавшиеся поэты и есть люди, стремящиеся стать поэтами, потому что душа их поёт, чего пока они не могут выразить, поскольку перевод с космического в трёхмерный физический мир очень непрост. И этих вторых нужно не унижать, а тоже поздравить, ибо и те и другие прекрасны. Ну подскажИте им, где надо, подсобите малость, но не сыпьте соль на раны никогда–никогда, ибо это грех!
 
Здесь я хочу остановиться на примере нашего современника маститого режиссёра Романа Виктюка, отношение к которому весьма и весьма неоднозначно. Но какое бы противоречивое восприятие ни вызывала в нас тематика его творчества, всё же то, что он прикоснулся к истоку, отрицать трудно. Приведу некоторые из его изречений:

"Любовь – это не когда люди смотрят друг на друга, а когда они смотрят в одну сторону";
"Природа – настоящий фотограф. Только выдержка у неё больше";
"Если у тебя нет цели, ты становишься мишенью";
"Всё естественное обладает сверхъестественным смыслом";
"Судьба нас учит читать знаки";
"Если есть поцелуй Божеский, то в сны приходят откровения";
"Ничего в мире энергетически не исчезает";
"Душа витает в заоблачных мирах, забывая об уме и теле. Всё начинается там, а потом опрокидывается в нашу реальность".

Ещё не мешает заметить, что в оценке творчества очень многое решает проверка временем, что ни для кого не тайна. Как сказано, "большое видится на расстоянии", не правда ли?! Не останавливаясь на общеизвестных фактах, упомяну здесь малоизвестный, а именно: чёрный квадрат Малевича вначале тоже клеймили позором, а потом придумали шутку, будто бы нашелся тот, кто позировал Малевичу для его квадрата, потому что оказалось, что этот чёрный квадрат, приснившийся Малевичу во сне, явился отпечатком чёрных дыр, обнаруженных наукой позднее. Здесь впору обратиться к известному крылатому выражению кого-то из великих, имени которого я к сожалению не помню, но ценность сказанного от этого никак не падает: "Талант – это тот, кто попадает в цель, в которую никто не попадает, а гений – это тот, кто попадает в цель, которую никто не видит". Так не лучше ли оставить невидимые цели видящим их?!

И всё же мы с вами остановимся на основном критерии оценки любого вида творчества, который я вижу так:
Истинная ценность любого творческого проявления определяется мерой присутствия в нём созидательной энергии, то есть мерой наличия в творчестве Бога. Я думаю, что с этим утверждением вряд ли можно спорить, ибо оно достаточно очевидно даже непосвящённому. И в самом деле, кому нужно творчество, лишенное любви и тепла и способное разрушить нестойкую человеческую психику, примеров чему легион?!

Нет, дорогие мои, не качеством и тем более не количеством использованных творческих приёмов оценивается любое творчество, не их хитросплетением, не интеллектом и умом творца, не образованностью его и осведомлённостью, и даже не талантом его... Мера любви в сердце творящего делает его со-творцом с Создателем и добрым гением вовеки веков и присно, ибо критерием всего в мире является Любовь – единственный материал, задействованный Господом при созидании, материал, из которого созданы мы с вами. Так стоит ли забывать об этом, друзья мои?!


11 января 2005 года