Из дневника и переписки с друзьями, 71

Виталий Иванов.Подборки
Весь вопрос в том, насколько «сверх»? Если чуть-чуть – талант, больше – гений. А дальше – что? Иное качество, нам неизвестное. Я думаю, - искусственный интеллект.
Самое страшное, что все нарождающееся новое не сразу приходит к мысли о необходимости в сущем мире всех ступеней лестницы развития. Человек не может жить в пустоте - без природы, мира неорганического. Каждый должен заполнять свою нишу, и этика отношений должна быть для всех одинакова, в том числе и для тех, кто нас ниже. На каком-то этапе люди забыли об этом, и вот результат…
Все худшее происходит оттого, что кто-то начинает считать себя «сверх». Люди – сверхживотные, и вот - ужасы цивилизации. Если бы мы не считали себя чем-то отдельным от мира, этого не было бы. Пусть выше, но вместе со всеми!
Не хотелось бы, чтоб сверхчеловек – а он возникнет однажды – повел бы себя, как сверхживотное.

Но ведь умозрение-то возникает на базе эмпирики. Сначала эмпирика, потом умозрение. Какое умозрение у младенца? Он пробует, учится на ошибках, собственных и чужих, и на базе эмпирики создает пространство для умозрения.
Эмпирика – умозрение – эмпирика – умозрение… И так в бесконечной вселенной может быть - без конца! Не для одного индивида, конечно, - для Разума, сообщества индивидов.
А для одного – в течение жизни. Иначе никак. Ни эмпирика, ни умозрение друг без друга не могут прожить и дня. И это буквально!

Все действительно нужное миру, однажды возникнув, не исчезает уже никогда, восходя выше и выше по ступеням лестницы эволюции. Это можно сказать о когда-то впервые возникших элементарных частицах, атомах, молекулах, телах, жизни и Разуме…

Мир проявляет свое к себе отношение через имеющиеся в нем отношения. Конкретно, это все в мире связи – физические, химические, биологические, социальные… Каковы эти связи и, в первую очередь, высшие взаимосвязи – разумные, осуществляемые через центры мировой воли в лице человека и общества, таково и отношение мира к себе.
Мир, создав жизнь, природу, людей, с полной очевидностью выражает свое к себе отношение. Он себя любит и не жалеет. Он жаждет развития!

«Русские - люди крайностей»
http://www.proza.ru:8004/2002/07/03-64
Вы слишком большое значение придали моей художественной миниатюре о России и крайностях. Мне так кажется, для постоянного участника дискуссий на сайте, несколько месяцев общающегося со мной, должно было б быть очевидным, что это фрагмент чего-то намного большего и, во всяком случае, не ядро моей философии.
Да, Россия велика в своих крайностях. А серединку мы обустроим.
Умеренная жизнь рождает умеренные мысли и чувства. У каждого свой выбор… Но, уверяю вас, резать я лично никого не собираюсь, так же, как подставлять под нож свое горло. И других вовсе не агитирую. Наоборот!
По теме "склок" я ничего не утверждаю, не интересуюсь ей вообще. Тем более в неконкретном, постановочном плане.

О жизни после смерти думаю следующее: оставь – и останешься!
А о смерти после никчемной жизни: не оставил – и не остался!
Жизнь не так мала, она – ровно на одного человека. Однако в бесконечной вселенной Разум, в лице череды смертных людей, может осуществлять познание и развитие в пространстве и времени – не ограничено!

Думаю, мы живем до Ошибки. А к Ошибке может привести нас все что угодно и, в первую очередь, отсутствие желания понять, для чего же мы призваны в мир. Понять человечеству - по большому счету, а в частности и в отдельности - каждому. Причем каждому ответ нужно находить свой и самостоятельно.
Я лично думаю, в бесконечной вселенной познание и развитие может быть бесконечным. Да, мы появились недавно и в любой момент можем исчезнуть. А можем и не исчезнуть… Немножко устал уже говорить, на мой взгляд, очевидную вещь. Грустно, что хорошие люди, не знаю почему, упорно отказываются от оптимистического взгляда на мир, на собственное бытие, на все, собственно…
Да, каждый смертен из нас. Ну, так и что же, после нас хоть потоп? И это весь ответ, который может дать разум? Наш!
Эх! Что же так настойчиво мы себя загоняем в тупик неверия ни во что и сдаемся перед тьмой бесконечности вместо того, чтобы попробовать дальше и дальше освещать ее своим разумом? Находя в этом смысл жизни и счастье, пусть и не вечное для одного человека…
Представьте себе весь ужас «вечного счастья». Это - бессмыслица! Ни одно «я» ничего вечного выдержать не способно по природе своей. А Природа и Разум – могут! По крайней мере, естественный срок их бытия не соизмерим со сроком жизни одного «я». А возможно для множества возникающих и исчезающих «я» нет временных ограничений - так же, как нет их для атомов, тел, звездных систем в своей совокупности. Одни исчезают, другие рождаются… И так может быть – без конца!

Я не отделяю части от Целого и не противопоставляю одно другому. Человек – мировая цель, но цель движущаяся, развивающаяся вместе с Единым. Каждый человек самоценен, не только для себя или, наоборот, только для всех. Нет, - и для себя, и для всех!

Может быть, молитвы лучше до неба достают, чем проклятия? Или нет?
Лучшая молитва Богу – вдохновенье и труд.

«На дне сияющей реки»
http://www.stihi.ru/2004/03/27-383
Есть такие образы, которые на всю жизнь… были и остаются для нас – идеальными. Увы, иногда мы бежим от нашей любви, искренних чувств дружеских и кладем их как бы на дно сияющей реки… памяти. И лучшие друзья уходят от нас в «темный лес»… Или мы сами уходим от них… Покидаем себя…
Но, что же, только – грустить? Жизнь продолжается. Будем жить нынешним и радоваться сегодня друзьям и любимым, не повторяя страшных ошибок юности.

Печаль всегда с нами… И радость - всегда.
Пока живы, мы для себя как бы вечны в каждом мгновении. А может быть, и после смерти - кто знает? – останутся после нас радости и печали в строчках каких-нибудь…

Благодарю за доверие. Но я не критик, развернутые рецензии никому не даю. Для меня это как-то трудно всегда… Ей богу! Не потому что люблю только собственные творения, но, наверное, потому что объяснять стихи, на мой взгляд, невозможно и бесполезно. Каждому свое понимание дается с рождения, техники можно несколько подучить, но поэзии не научишь.
Да, я читал ваши стихи, не все. В них есть чувство живое… Не скажу, что читал внимательно и серьезно оценивал. Очень много авторов в интернете, вы сами знаете – тоже ведь не на одном сайте. Рад, кстати, встретить вас был на Стихире.
Хорошо. Сколько времени у нас есть? Я посмотрю, но у меня очень заполненный график сейчас. Новая работа, новые трудности. Для стихов почти времени нет. Своих даже. Начинается дачный сезон… А вот в понедельник у меня авторское выступление в зале Публичной библиотеки, надо готовиться…
Неделю дадите? Раньше не обещаю, как получится…

Добрых слов и хороших стихов всегда не хватает.

Время поправит, без нашей помощи. А впрочем, мы только и делаем, что ему помогаем. Вместо того, чтоб мешать…

«Птичка моя».
Аисты – удивительнейшие птицы!
Как-то несколько лет назад мы с женой были в верховьях Волги, на небольшом хуторе, полу заброшенном. У нее корни оттуда.
Одна женщина с хутора подобрала раненного аистенка и выхаживала всю зиму. А весной выпустила. Так он два раза к ней возвращался – осенью, перед тем, как улетать на юг несколько кругов сделал, опустился, подошел к ней, курлыкал и обнял крыльями!
На следующий год вернулся и тоже сделал несколько кругов, уже вместе с подругой, и опять опускался, подходил к ней и опять обнимал крыльями...
«Птичка моя» - вот как эта женщина называла своего аистенка.
Это фактическая история!
Там есть башня давно неработающей водокачки, и на ней гнездо аистов. Однажды вечером я вышел из дома и долго смотрел на аистов, родителей и птенцов. А они глядели в другую сторону, на заходящее солнце. И вдруг мысленно попросил их повернуться ко мне… Просто подумал, что мы, в общем, тут все не чужие, в этом глухом местечке… Сказал, мысленно, что люблю их. Люблю! И что же? Они тут же повернулись ко мне. В тот же момент! Сначала один большой аист, наверно, глава семейства, потом второй, и все остальные… Была полная тишина, ни звука. Никаких посторонних причин… Я не верю в подобные совпадения! Они именно услышали, что я сказал им в мыслях своих. И я услышал ответ…
Вот так вот.
Удивительная природа… Если бы - не страшная картина запустения, мертвых, заброшенных деревень - сердца, середины России!..

Каждая из звезд в бесконечной вселенной дарит кому-нибудь вдохновение. А вдохновение зажигает новые звезды. Случается, творческий человек соединяется со своею звездой, и получается автор-Звезда, композитор, певец, художник – Звезда.
Мне до своей звездочки далеко еще. Но я ее давно вижу…

Вот некоторые мысли, возникшие у меня по ходу прочтения и самые общие рекомендации, которых я сам стараюсь придерживаться.
По технике. Есть несколько общих правил.
1. Правильные ударения. Лучше не употреблять мОи, мЕня, кОгда и прочее.
2. В стихах с полными рифмами рифмы должны быть полноценными!
3. А вообще-то у вас довольно легкий язык, как правило, правильные ударения рифмы и фразы. И мысли. Чересчур правильные! Но это, может, и хорошо. Главное, чтобы они были – своими.
В поэзии нет авторитетов. Точнее, каждый может им стать. Для непоэтов, конечно, -. приложив некоторые усилия…
Не бойтесь выражать себя самым естественным языком, пусть даже вам самим представляется сказанное наивным. Лучше наив, чем литературщина и банальность. Они никому не нужны.
И самое главное. Пишите так, как сердце подсказывает. Не слушайте никого, кроме себя. Только так человек становится и остается самим собою. Прислушиваться необходимо, конечно, но… если ваше личное мнение не совпадает, выбирайте - свое. Однозначно! Иначе, никогда никем вы не станете.
Оценки современников не стоят почти ничего. Что останется никому знать не дано. Кроме, может быть, самого автора…
На мой взгляд, останется – искренность…
Ничего больше не надо делать, только писать собственные стихи. Я имею в виду, оправдываться и объясняться не надо - бессмысленно и бесполезно. Это я говорю по своему опыту.
4. И еще могу сказать, только бесконечная работа… над тем, чтобы выявить до конца что ты хочешь сказать и как… Я лично по большинству своих стихов не удовлетворен до сих пор, хотя некоторые из них написаны лет 30 назад. Главное – не испортить! Но нужно и можно работать… Почему – нет? Все это глубоко личное, общие рекомендации невозможны…
И еще… Поэты возраста не имеют. Стихи – вне времени. Жив или нет, есть Поэзия или нет - вот и все. Остальное не важно. Мы бываем слабы, не находя понимания… Чем талантливее человек, тем ему жить больнее. Тут ничего не поделаешь… Надо это ясно осознавать, тогда станет несколько легче. В общем, надо держаться.
Обо всем надо иметь свое мнение, какое бы оно ни было. И именно его высказывать, прежде всего. Мнение - сердца и подсознания. Иначе ничего не получится.
5. Если вы не уверены, что стихотворение получилось, это говорит только о том, что оно не проявлено до конца. Ни одна строчка, мысль, мелодия не возникают случайно. Но в процессе их осознания, пока они откуда-то из наших глубин возникают, бывает, и очень часто, вкрадываются шумы посторонние. Всякие. Их надо отбрасывать, выявлять подлинное - мысль, мелодию, картинку… На это, бывает, уходят годы. Не надо бояться этого и ничего не надо выбрасывать, а без конца переделывать, пока вдруг не увидишь, что нашел именно то, что хотел сказать, пусть даже и 50 лет назад!
Иногда, конечно, и сразу записывается все правильно, без искажений. Но, по моему опыту, крайне редко.

Слава богу, ни сами мы и никто, никогда не достанет до дна души нашей – омута, где черти водятся, края волшебного леса, не вычерпает колодца бездонного… не достигнет пределов неба, у которого нет твердых границ, и любой птице хватает сил подняться в него – на свою высоту. Человек может - выше, но все равно никогда не найднт ничего окончательного, потому что его просто нет.
Чудесно, что всегда остается тайна и недосказанность…

Не испортить первоначальный текст, живую Поэзию, технической правкой очень непросто. Буду соизмерять.
Считаю, тем не менее правильным выставлять и такие тексты, недоработанные окончательно. Любые произведения вообще окончательно складываются лишь после смерти их автора.
А понимать… да, понимают не все и не всё, и всё никто понимать не может.

«Золотая струя» как-то не очень звучит, на мой, может, уже несколько испорченный возрастом слух, двусмысленно.
«Золото» - неистребимый цвет стихов моей юности. Знали бы Вы, сколько пеняли меня за него разные мэтры и сколько золота выкинул я из стихотворений. Теперь очень насторожено к нему отношусь. И «струя» - не поэтическое какое-то слово. А сочетание… вообще не годится.

Я не буду «заводить клонов, чтобы кто-то пробовал меня узнавать» - не люблю искусственных экспериментов. И мне не надо прятаться под какими-то масками. На мой взгляд, достаточно жить, как получается и не придумывать чего-то искусственного. В мире хватает безумия и без того, чтобы еще специально друг друга запутывать.
Одно из положений моей жизненной философии состоит в том, что ничего никому не надо доказывать и доказать невозможно. Разве что - убедить. Но лучше всего, когда каждый сам принимает решение. Поэтому творцу требуется одно – иметь возможность свободно выставлять свое творчество на открытый рынок дел и идей. Люди сами выберут то, что им нужно. Все остальное – бессмысленно.