Из дневника и переписки с друзьями, 73

Виталий Иванов.Подборки
Любимая цитата.
"И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли: не так ли дом мой у Бога?"
2 Цар. 23, 4-5.

Основная мысль в следующем. Если человек нашел собственную Мечту и реализовывал ее всю свою жизнь – что может быть любым творчеством в литературе, музыке, архитектуре, инженерии или в другом, – умирая, он видит плоды трудов собственных. Жизнь прошла не напрасно, у нее был свой смысл. Миссия выполнена. Тогда смерть, как бы даже физически ни была тяжела, нравственно все же приемлема, потому что человек оставил в мире себя, лучшее от себя, что-то смог привнести в мир новое, свое именно.
Если же он не нашел себя в жизни, так ничего и не понял – что же он должен был сделать, для чего мир создал его, для какого конкретного дела, и, соответственно, жизнь его оказалась пуста, – нет смерти страшнее, глубже отчаяния…
Вот и все. Какова была жизнь, осознание, таковой будет и смерть… Бессмысленная жизнь заканчивается бессмысленной смертью.

«Научить любви» невозможно. Она сама просыпается в сердце, как все настоящее, неодолимое веление жизни, неповторимое. Да и зачем повторять чью-то любовь? Игра в чью-то любовь – не жизнь, а растрата…
Научить можно сексу, здесь нет проблем.

На кого работают наши спецслужбы? Серьезный вопрос!
И вообще на кого мы работаем все?
Иногда возникают такие мысли, что даже я, человек, смело выходящий за границы обыденного, опасаюсь их развивать.

Не стесняйтесь читать собственные стихи. Пушкин же не боялся, Маяковский, Есенин… И другие отличнейшие поэты. В жизни не хватает звучащего Слова, живой Поэзии. У меня вот сложилась жизнь так, что читал крайне редко. А теперь уже и начинать не удобно, нет навыка, да уже и голоса тоже. Жалею об этом.

Интернет учит нас искренности. Неужели, - лишь виртуальной? Зачем быть в жизни актером? Будьте собой, не пожалеете!
Желаю удачи. Победы. Многих побед!.. У вас есть талант, безусловно, не спрячьте, подарите его народу. Верю в Вас!

Неплохо написано, читается легко. На одном дыхании… если читать по диагонали. А иначе, не получается. Невольно перескакиваешь через строчки. Действительно, как здесь уже отмечалось, затянуто. Причем равномерно по тексту.
Борисом-Игорем Моисеевым не интересовался и мне, честно сказать, не понятны эти проблемы… видимо, одинокой и не очень молодой женщины… влюбившейся почему-то в голубого певца. Странная история, мистическая какая-то.
О любви можно говорить бесконечно, и у каждой любви - свой язык. У вашей героини, действительно, - свой. Значит, она уже любить научилась. С чем, наверное, ее и надо поздравить. А также и автора - с интересной находкой.

Очень обидно, когда тебя никто не понимает. Мне это знакомо… Тем более странно надеяться на понимание «профессиональных философов»… Они созданы совсем не для этого.

Да, меня приняли в Академию «Русского языка и изящных искусств». Спасибо за поздравления.
Я тоже никогда не стремился к наградам. В СП вступил после 30-ти лет творческого пути. Вы абсолютно правы, надо только творить, награды сами найдут героя.
Не придаю случившемуся особенного значения, просто приятно, все же - при жизни.

Всем, кто заходит в комнату жизни, однажды приходится из нее выходить.
Поневоле подумаешь, может, лучше не заходить? Вечно быть в другом месте? Или не быть вообще…
Вопросы – где? как? зачем? почему?.. Много вопросов.
Наверное, все-таки стоит посмотреть, что в этой комнате… А потом, может, в другой, третьей…
Собственно, в какую комнату зайти, решаем не мы. И когда выйти – тоже, скорее всего, что-то другое.

Кто знает заранее, что станет ошибкой, что путем, открывающим новые возможности миру? Материя хочет перепробовать все, и только со временем выясняется, не было правых и виноватых, все в чем-нибудь правы и в чем-нибудь заблуждались… Ошибка – не грех, а путь к истине. Если, конечно, это не путь крови и разрушений. Надо пробовать, но руководствоваться при этом разумом. Дабы максимально повысить вероятность удач и не совершать глупостей очевидных. Разум это и есть - осмысленный опыт в действии.
Человек рожден не только для наслаждений, тем более, потребительских, и - для страданий…. Мы призваны разумно изменять, развивать мир. Совершенство его приносит нам радость, несовершенство – страдание. В мгновения творчества ощущаем мы счастье; ошибаясь, отчаиваемся… Не делая ничего, переживаем тоску смертную.
У каждого собственные страдания. Если бы страдали все одинаково, жить было бы совсем тяжело, неинтересно. Да и жизни бы вовсе не было.
Любые высказывания – лишь часть истины. Категоричность от нее только уводит. Трудно не согласиться и с вашими доводами. Они разумны вполне.

Не хочу придираться к частностям. Все мы грешим нечеткостью формулировок, особенно, на начальном этапе разработки теории, выстраивая систему понятий.
Главное мое несогласие в следующем. Делить бесконечно разнообразный мир на две части – чистых - нечистых, белое – черное, синее – красное, на мой взгляд неправильно. Для всемогущего разума существует намного больше частей! И ни одна из них не призвана в мир напрасно. Тем более, на верхнем уровне иерархии развития, соответствующем человеке.
И почему, собственно, общество должно быть «справедливо устроено»? Не задумывались? Ведь именно из этого вопроса следует верный ответ. Может, «справедливость» не обязательна? Ведь разве она была, хоть где-то, когда-нибудь?..

Зачем? – Самый сложный вопрос в нашей жизни. Если ты свободен – зачем? Зачем делаешь что-то конкретно? Что-то движет тобою? Кто-то? Или ты сам? Но – ЗАЧЕМ?
Птицы поют – зачем? Зачем верим мы в Бога, пишем стихи?..
Я не задумываюсь обычно, когда записываю возникающие в сознании мысли, для чего это делаю. Потому что в момент творения сторонние мысли - мешают.
Если все время думать – «зачем», можно сойти с ума. Однако и бессмысленная жизнь не приносит нам счастья. Нас ведет Бог и Вселенная. И даже не осознавая всего, вряд ли стоит противиться и отвергать то, что проистекает из сердца. Ведь иногда чувствуешь, как будто что-то ведет нас, кто-то нам помогает… Ну, и что же, что мы не знаем, кто – именно или что?

На мой взгляд… например, концепция "греха" плотской любви, принятая в различных религиях и особенно развитая в христианстве, произошла от нарастающего желания животного "человека" окончательно отделиться от прочих животных. Даже, может быть, оторваться от мира материального… Безумное, гордое, возвышенное желание!
Не страх перед миром, а внутренняя потребность духовного роста - вот причина стремления к укрощению плоти. Язычество - религия мира природы; христианство - следующий уровень понимания осознающей себя материи, концепция, подготавливающая космическое сознание.
Но, отделяя людей от всего прочего мира, христианство противопоставило человечество миру. Не только Бога, но и человека противопоставила миру!
Отсюда выросли многие проблемы цивилизации, в том числе, экологические. Надо не лишать себя данного, но стараться прибавлять новое, развиваться, не отделяясь от мира, а вместе с ним.

Свойства атомов и молекул одни и те же у неорганических тел, животных и человека. Животные и материальные стороны так же присутствуют в нас, как везде низшее - в высшем. Бесполезно "отделять душу от тела", "спасать" только душу. Надо развивать и душу, и тело.
Вид животных, называющих себя "люди", возмечтал оставлять в себе только новые, "высшие", "духовные" стороны и избавиться вовсе от "низших", "обыкновенных".
Но это - неисполнимо!..
Такое однобокое понимание несет зло и людям, и миру. Человеческое, духовное - вершина развития жизни, но не ее завершение. Стать человеком означает не оторваться от мира природы, а осознать собственную ответственность за все сущее.

Поэтому к экзаменам надо готовиться… Безусловно! Имея в виду, что жизнь лишь начинается. И кто же за нее будет ответственным, если не мы? И не забывать кровное родство свое, прежде всего, - с ближними, какими бы они не были и чего бы нам это ни стоило.

Человека можно назвать сверхживотным.
Сверхживотное способно преобразовывать мир, несоизмеримо в большей степени, чем просто животное, в качественно иной степени. Но, чтобы это было не случайное изменение и не вредное, необходима внутренняя потребность духовного роста - осознание ответственности, соразмерной масштабам деятельности. Без нее сверхживотное вымрет.
Некоторые говорят о сверхчеловеке. Тогда отчего же не сверхживотное? Представим себе какого-нибудь сверхкомара! Сверхчеловек - наверное, уже все-таки не человек, как сверхкомар, может быть, уже не комар, а "птица" какая-нибудь.
Прежде чем стремиться стать "сверхчеловеками", очень многим надо бы научиться быть просто людьми, дабы не перепрыгивать через ступеньки развития. Человек по отношению к обезьяне - такая же сверхобезьяна, как "сверхчеловек" по отношению к человеку.
Посмотрим на обезьяну, сравним с собою ее... И попробуем представить себе "человека" далекого будущего!
Сверхсебя трудно представить… Но, думаю, развитие будет идти в направлении все больших масштабов целенаправленного воздействия «я» на среду, возможно, качественно иного воздействия. Оно будет считать сферой своего бытия все большие количества все более сложного материального и идеального.

Кроме прав, у каждого из нас есть обязанности. Вопрос в том, насколько согласовывается понимание того и другого, скажем, у иезуитов и простой паствы? Есть ли что-нибудь общее?

Делить общество на классы - пагубная методология, какая бы теоретическая база не подводилась. Абсолютно все люди, так или иначе, - собственники материального и идеального, производят то и другое и участвуют в процессах обмена. Каждый человек в чем-то талантлив и для чего-то призван в наш мир, вносит свой вклад.
Все усилия и надо суммировать. КТИТЕРИЙ ОПТИМАЛЬНОСТИ организации общества, на мой взгляд, – отношение реально используемых людьми возможностей к их общему сущему потенциалу.

В вашей идее проглядывает рациональное зерно, но выудить его не так просто. Смотрели фильм «Весна на Заречной улице»? Там молодой металлург, рабочий, выдвигает теорию улучшения технологического процесса, а потом ему помогает опытный инженер… И процесс, действительно, улучшается! Но это – в кино.
Сводится же ваша идея практически к следующему: надо делиться, но в меру! Именно о конкретной величине этой «меры» и спорят уже сотни веков. А дело совершенно не в этом…

Никогда никому ничего не навязываю, никого не обязываю. Не ограничиваю… Жду этого и от других в отношении лично себя.
А вот когда кто-нибудь меня ограничивает, поневоле приходится предпринимать некие меры, что делать…

Есть ощущение, что кто-то целенаправленно пытается свести мир с ума. И есть хорошие конкретные результаты. Но разве сумасшедшие их заметят?
Возможно, одни пришельцы пытаются разобраться с другими… В нашем сознании. Кто победит? Вряд ли мы узнаем об этом.
Как вы думаете, может, я прав? Ей богу, никому не скажу.

«Справедливость» - не самоцель, жизненная необходимость. Она нужна не только людям и обществу, главное, - миру.
Что же есть «справедливость»? Это такие условия, такая организация, при которой абсолютно каждое «я» может полностью реализовывать все данные ему от природы возможности. Всех своих органов – интеллектуальные, физические, даже и сверхъестественные.
Никакие возможности для развития мира по всем направлениям сферы качеств не должны напрасно пропасть, все, что может осуществиться, должно быть реализовано. В этом и состоит АБСОЛЮТНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – не только по отношению к каждому «я», но в совокупности к миру.
Степень справедливости к одному «я», (например, человеку) надо оценивать отношением реально используемых возможностей к общему потенциалу его возможностей.
То же и с обществом. Степень справедливости общества надо оценивать интегралом используемых возможностей всех его членов к общему потенциалу возможностей.
То же и с миром в целом. Справедливость и оптимальность мирового устройства надо оценивать отношением реально используемых возможностей всех явленных в мир «я» к потенциалу возможностей всех мировых «я». От микроба до первого гения человечества.
Ясно, что каждое «я» и каждое общество может влиять на «справедливость» к себе и в себе. Есть субъективные и объективные факторы. Безусловно, численно выразить наши возможности, реально используемые и потенциальные, очень не просто. Однако есть факторы, очевидно влияющие на «справедливость». И это важно весьма!
В справедливом обществе реализуется больше возможностей его членов, значит, оно быстрей развивается и получает преимущества среди прочих.