Школа рифмы формулы, пропорции, парадоксы, аллитерации

Валерий Вин
     Мои стихи отличаются от многих других наличием ФОРМУЛ (афоризмов, истин, может и общеизвестных, но высказанных кратко, поэтично, по-своему).
     Одна из них – «ПОИСК ЭТО ТО, ЧТО СЛАЩЕ ЛАСК И РАДОСТНЕЙ ДОБЫЧИ».

     Иногда, благодаря наличию в моих стихах ФОРМУЛ-АКСИОМ, упрекаю себя за некую математичность моих стихов –

Решенье сходится с ответом.
Я – математика сама.
Но, может, чтобы стать поэтом,
сойти мне следует с ума,

чтоб, как туманность Андромеды,
где ни созвездия, ни зги,
я был гипнотизер и медиум
и компостировал мозги?                *)

*) Бытовизм слогана “компостировать мозги” снижает цену этого стиха, но, как видите, я сам это понимаю и, очевидно, самый строгий мой критик – я сам.

…Нет, не аморфной, а амфОрной
пусть ляжет мысль в квадрат листа.
МИЛЕЙ МНЕ ФОРМУЛ КРАСОТА,
ЧЕМ БРЕД ПОД МАСКОЙ ХЛОРОФОРМНОЙ. *)
***
*)  Две аллитерации объединены согласными «РФ» и гласной «О»-
«АмФОРа и АМОРФность», «ФОРМула и хлороФОРМ(ный бред)».
Здесь аллитерации – не ради аллитераций, а для того чтобы противопоставить и подчеркнуть родство понятий «ПОРЯДОК – ХАОС», «ФОРМА – БЕСФОРМЕННОСТЬ».    

     Когда аллитерация не самоцель, а служит замыслу, смыслу, только тогда она уместна. Изыскания аллитераций типа «ОБОкрасть ОБОзначившийся в ОБОзримом ОБОде ОБОз» – чушь собачья, или, что культурней – литературщина. 

     Иногда, очень редко, мои формулы перетекают из одного моего стиха в другой. Первый стих, в котором появилась формула «ПОИСКА», написан мною очень рано – лет в 25. Но он послужил основой рождения двух других стихов. Итак первый стих –

Нет лова. Нет. ЧЕлны омраЧЕны.          
Зачем прочны просоленные снасти?
Зачем же плечи, словно валуны,
у рыбака, распахнутого настежь               

мохнатой грудью солнцу и ветрам.          *)
Добычи жаждут жилистые сети.
Нет лова. Нет. Удача – не сестра,
но на ее капризы ты не сетуй.

Пусть в днище бросит бешенство волна,  *)
пусть в парусах ярятся свист и пенье,
прочней чем снасти, должен быть канат
название которому – терпенье.

Но лова нет и ноет трюм пустой.                *)
Загривок твой багров от силы бычьей.
Пусть лова нет, НО ПОИСК – ЭТО ТО,
ЧТО СЛАЩЕ ЛАСК И РАДОСТНЕЙ ДОБЫЧИ.

*) Это – ОБРАЗЫ, (это поэзия) если нет возражений у читателя по этому поводу

НаСТАнет день – уСТАнет СТАрый челн.      *)
Над морем парус чайкой не зареет.                **)
Из дряхлых пальцев за борт утечет
на жизнь тебе отпущенное время.

*) СТАрость и уСТАлость – понятия близкие, родственные и поэтому здесь аллитерация уместна. А глагол «наСТАНЕТ», как сами понимаете ..
**) Неологизм «зареет» - не самое удачное место стиха.

…В последний раз взглянув из под руки
НА ПЛАВНЫЙ МИР И МЕДЛЕННЫЕ ВОДЫ,
увидишь, как густые косяки                *)   
сквозь сеть твою истлевшую уходят.    

*) Как обычно, густыми косяками в старости от нас уходят женщины.
А «истлевшая сеть» - что может более ярким символом старости, «дряхлости пальцев» (не замеченной вами, чей взгляд пролетел мимо этого эпитета)? И это – поэзия, уважаемые коллеги.

… Прощаясь с солнцем, ветром и мечтой,
как всем велит прощания обычай
ты тихо скажешь – ПОИСК – ЭТО ТО,
ЧТО СЛАЩЕ ЛАСК И РАДОСТНЕЙ ДОБЫЧИ.
***
 
А «ПЛАВНЫЙ МИР И МЕДЛЕННЫЕ ВОДЫ» плавно и медленно перетекли в следующее мое стихотворение –

Босиком, навстречу зорям ясным
мчась по росам трав по лону вод,
чтоб изведать, как Земля прекрасна,
люди отправляются в полет.

Ах, какая бездна небосвода.
Необъятен утренний простор.
ПЛАВНЫЙ МИР И МЕДЛЕННЫЕ ВОДЫ
шар земной под нами распростер.

Под крылом – ревущие турбины,
алой оЗАРЁнные ЗАРЁй.                *)
Каждый день, тревожней, чем с любимой,
встреча с набегающей землей.                **)

*) Вот где аллитерация уместна – понятия ОЗАРЕНИЕ и ЗАРЯ – близки по смыслу.
Они рождены друг для друга. Эта аллитерация соединяет их в нерасторжимую пару.
**) Покажите этот образ любому летчику ..

…Пусть трудна работа и опасна,
пусть жесток порою небосвод,
чтобы все на свете стало ясно
люди отправляются в полет.

Тот лишь понял, как земля прекрасна,
кто увидел, как она мала
в день, когда неведомая трасса
человека в космос увела.

РЕК И СУДЕБ СТРАННОЕ СПЛЕТЕНЬЕ –
шарик изумрудно-голубой.                *)
ЧЕМ СЛАБЕЙ ПЛАНЕТЫ ТЯГОТЕНЬЕ,
ТЕМ СИЛЬНЕЕ НАША К НЕЙ ЛЮБОВЬ.      **)
***
http://valervinar.narod.ru/nebosvod/14-nebosvod.mp3

*)   ОБРАЗ и, конечно, поэтический
**) И это ФОРМУЛА!!, коллеги мои драгоценные. В основе этой формулы лежит ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИЯ, что, как мир, не ново. Самый общеизвестный пример обратной пропорции в поэзии – «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Чем-то необъяснимым никакими теориями притягательна обратная пропорция в стихе и природе, она манит своей иррациональностью, алогичностью, необычностью,
и каждый раз в читателе и авторе она вызывает чувство поэтического ОРГАЗМА.

Заявить хочу вам сразу –
в жизни много есть оргазмов.
Вам известен половой,
нам известен пищевой.

Если от стихотворенья
в теле удовлетворенье,
получил ты в этот раз
поэтический оргазм.
***
      Таковые со мною происходили не только от сочинения собственных стихов, но и от общения с Пастернаком, Есениным, Бернсом, Лоркой, Асмоловым.

     ИТАК еще одна ФОРМУЛА «ПОИСКА», перетекшая в иной стих на более позднем этапе сочинительства –

Делам и жизни подводя итог,
в погоне за уДаЧею и ДиЧью,          *)

*) Может кто-то не чувствует как в этой строчке работает сочетание согласных «ДЧ»,
но оно – тайный ключ притягательности этой строки.

…давно я понял – ПОИСК – ЭТО ТО,
ЧТО СЛАЩЕ ЛАСК И РАДОСТНЕЙ ДОБЫЧИ.

Давно узнал я, подводя итог
погоне до седых волос наивной,
КАК БЫСТРО ВЯНЕТ СОРВАННЫЙ ЦВЕТОК
ЛЮБВИ, ЗОВУТ КОТОРУЮ ВЗАИМНОЙ.              *) **)   

**) Словосочетание «цветок любви» разорвано строчками. Это любимый прием Цветаевой и Бродского. В нем по каким-то непонятным аккустическим законам заключена
поэтическая притягательность стиха

*) Это ФОРМУЛА-АКСИОМА, которая неизъяснимой грустью (как бы это ни было понятно и общеизвестно) наполняет вновь и вновь сердца авторов и читателей.

…КАК МЫ НИ БЕРЕГЛИ БЫ ЛЕПЕСТКИ,
ИХ ГУБИТ НЕЖНЫХ РУК ПРИКОСНОВЕНЬЕ.    *)

*) Обратная логическая пропорция

МЫ БЫЛИ ВРОЗЬ ДРУГ ДРУГУ ТАК БЛИЗКИ.
НАС ОТДАЛЯЛИ БЛИЗОСТИ МГНОВЕНЬЯ.         *)

*) Обратная логическая пропорция

А далее следует ПАРАДОКС, что имеет смысл считать и в науке, и в поэзии наивысшим достижением РАЗУМА, обычно не способного изобретать собственные или подмечать таковые в природе. Наивысшим достижениям разума, приводящим к самым знаничельным научным и поэтическим открытиям. И поэтому ПАРАДОКС – самое мощное средство поэтического арсенала. Я демонстрирую, а вы убеждайтесь –

…ЛИШЬ ТОЙ ЛЮБВИ, КАК ОСЕНИ, ГОРЕТЬ,
НЕ ОСЫПАЯСЬ ОТ ДОЖДЕЙ И ВЕТРА,
И ВМЕСТЕ С СЕРДЦЕМ В СЕРДЦЕ УМЕРЕТЬ,
КОТОРОЙ СУЖДЕНО БЫТЬ .. БЕЗОТВЕТНОЙ.    *)  **)

*) Двоеточие – поэтическая пауза, предваряющая НЕОЖИДАННОСТЬ, неординарность,
ПАРАДОКСА. Пробегитесь по моим стихам. В них найдете не один десяток двоеточий.
**) Это парадоксальная ЛЕММА, а далее следует ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЛЕММЫ –

…Рождением СИМФОНИЙ и ПОЭМ,
обилием УМЕНИЯ и ЗНАНИЙ –                *)

*) Это тоже поэтический прием – в каждой строчке ДВОЙНЯ родственных понятий.
Показываю прием ТРОЙНИ –

Встретить старость. Что еще осталось?
ПРИНЯТЬ, УСПОКОИТЬСЯ не НЫТЬ.
Поле боя мирно предоставить
МОЛОДЫМ, НЕОПЫТНЫМ, ИНЫМ

УМЕНЬШАЮСЬ, ТАЮ и ВЕТШАЮ.
Превращаюсь в сущее ничто
И одно лишь только утешает –
обо мне заплачет кое-кто…
***

...ВСЕМ ЛУЧШИМ В НАС ОБЯЗАНЫ МЫ ТЕМ ..
КТО ГЛУХ И НЕМ БЫЛ К ШЕПОТУ ПРИЗНАНИЙ.    *)

*) Эта ФОРМУЛА – КУЛЬМИНАЦИЯ стиха.
(Место кульминации во «временных» произведениях искусства (поэзия, музыка)
на второй от начала границе второй трети золотого сечения.
(Шо, не все знают что это такое? Но зато вы все – поэты!!).
Пользоваться этим правилом, РАЗУМЕЯ его, ИЗУЧИВ его,невозможно. Можно применять его только на уровне бессознательного, музыкального, ЧУВСТВУЯ не УМОМ, а, как образно я выражаюсь – ЖЕЛУДКОМ. И если вы не только поэт, но и компрозитор в равной степени. И вот аргумент, подтверждающий, что ПОЭЗИЯ и МУЗЫКА во мне – единые, неразделимые, совмещенные друг в друге жанры, которыми я пользуюсь –
ПЬЕСА «ЖАЛОБА» -

http://valervinar.narod.ru/20/18-zhaloba.mp3

…Но зная все – я все-таки мою
судьбы своей бесцветную жар-птицу
еще хоть раз произнести – «Люблю»,
чтоб мог в последний раз я удивиться.

Еще на миг мне волшебство яви
весь мир преображающее чувство.
ЖЕЛАТЬ ЛЮБВИ, НЕ ТРЕБУЯ ЛЮБВИ –
УВЫ, НЕПОСТИЖИМОЕ ИСКУССТВО.    *)
***
 *) Последняя заключительная ФОРМУЛА. Снижает впечатление от стиха и последней катрена тривиальность рифмы «чувство-искусство», но, еще раз повторяю, самый жесткий мой критик – я сам.

     И разрешите посетовать (что обычно снижает впечатление от моих выступлений) –
не находится до сих пор организации, которая это эссе предложила премировать нобелевской премией, менеджера, который бы устроил мне выступления с моей «ШКОЛОЙ РИФМЫ» в Гарварде, Кембридже, Сорбонне. Представьте только – что случилось бы с аудиторией, если бы на лекции о поэзии прозвучала еще и моя пьеса «ЖАЛОБА» (Жалоба на всех на вас – карасей и акул Каэспуса, Стихиры
и прочих творческих океонариев.)
     Но уверен – это временно. Если не в моем исполнении, то в полиграфическом
или ином виде, она займет свое место в русской поэзии.  Но почему только в русской?

На Бога ты не нарікай,
що маєш негараздів низку.
Він жодним в світі ще зіркам
не надавав такого блиску.

Який мені від блиску зиск?
Наїстись краще би добряче.
Всі в світі твій побачать блиск ..       *)
хоч сам його ти не побачиш.
***
*) Заметьте – двоеточие.